Русский язык 9 класс варианты РЯ2490701 РЯ2490702 статград пробник ОГЭ 2025
Тренировочная работа статград №5 по русскому языку 9 класс в формате ОГЭ 2025 года тренировочные варианты РЯ2490701 РЯ2490702, РУ2490701, РУ2490702 с ответами и изложением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 9 классов 12 мая 2025.
Тренировочные варианты: скачать
Все ответы и аудио: скачать
Каждый вариант пробного экзамена состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
5 работа статград ОГЭ по русскому языку 9 класс 2025
Текст изложения
Возникновение искусства в человеческом обществе не было одномоментным. Трудно вообразить, что когда-то искусства не существовало, а потом внезапно, в один миг оно появилось, стало развиваться и совершенствоваться! Оно возникало очень долго, формировалось не одно столетие.
Искусство зародилось давно. Так, первобытные люди оставляли на стенах пещер изображения разных животных: бизонов, диких быков, пещерных медведей и многих других хищников. Но почему на этих рисунках почти не встречаются растения, которые окружали человека, или птицы, летавшие среди деревьев? Представляется, что изображалось в пещерах прежде всего то, чего боялись, что могло нанести смертельный вред, то, что было опасно для людей. Человек рисовал то, что его беспокоило, волновало, страшило его, вселяло в него ужас.
Зачем же надо было изображать то, что пугает? Отражая действительность, искусство одновременно её преобразовывало, изменяло и перестраивало, придавало ей новый смысл. С помощью рисунка человек стремился преодолеть страх, подчинить себе грозную и непонятную реальность. Искусство обладало упорядочивающей силой, которая была способна обуздать чувства и переживания, сделать их простыми и понятными. Буйвол, изображённый на стене, уже не казался первобытным людям непобедимым, а становился частью привычного мира. Страх, перенесённый в образ, терял над человеком свою власть. (182 слова) (По Д. С. Лихачёву)
Вариант РЯ2490701
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Древняя Греция – интереснейшая эпоха мировой истории, являющаяся выдающимся философским и культурным наследием, которое переняли и увековечили римляне, а через них и современные цивилизации. (2)Греки прославились разработкой теоретических основ обучения военному ремеслу, которое готовило уникальных воинов. (3)Именно благодаря эллинской цивилизации были рождены целые поколения выдающихся деятелей искусства: блестящих художников, скульпторов, архитекторов, драматургов. (4)В эпоху эллинизма появилось множество фундаментальных знаний о происхождении человека и Вселенной, а также возникли первые философские понятия, разработанные греческими философами: Сократом, Платоном и Аристотелем. (5)А каждому современному медику, безусловно, знакомо имя Гиппократа: спустя векá врачи всего мира продолжают применять «клятву Гиппократа», которая считается моральным кодексом докторской этики.
2 задание
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) римляне переняли (предложение 1)
2) которое готовило (предложение 2)
3) поколения были (предложение 3)
4) знания возникли (предложение 4)
5) врачи продолжают применять (предложение 5)
Ответ: 25
3 задание
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) В первой части сложного предложения 1 содержится составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
4) Первая часть сложного предложения 4 – односоставное безличное предложение.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
Ответ: 135
4 задание
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. В) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.
1) Так было и в этом году: осень стояла холодная, голая земля промёрзла и была твёрдая, как камень. 2) Задумавшись, поднимешь глаза вверх: бéлки видны среди ветвей, птицы по проводам скачут. 3) В тайге никого не видно вокруг: ни человека, ни зверя, ни птицы. 4) В одну тёмную ночь, когда не только будочники, но и собаки спали, он вышел крадучись на улицу и разбросал листочки, на которых был написан новый городской закон. 5) Верхушки вековых елей, призрачно освещённые звёздами, блестели и дымились, словно были натёрты фосфором.
Ответ: 534
5 задание
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Валентин Серов (1) выдающийся русский художник конца XIX – начала XX века. Его работы отличались тонким психологизмом (2) и умением глубоко раскрывать характер людей (3) которых он изображал на своих полотнах. Одним из самых известных произведений художника (4) является портрет «Девочка с персиками» (5) ставший символом утончённой красоты и беззаботности. Серов не только писал портреты (6) но и создавал великолепные пейзажи (7) в которых передавал гармонию природы и внутреннюю связь человека с окружающим миром. Его творчество оказало значительное влияние на развитие русской живописи (8) и оставило яркий след в истории искусства.
6 задание
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕСКОЛЬКО – в неопределённом местоимении в безударной позиции пишется приставка НЕ-.
2) ГОЛУБИНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ИН-, пишется одна буква Н.
3) БЕЗДОМНЫЙ (котёнок) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
4) ЦИТРУСОВЫЕ – буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
5) (Книга по) БИОЛОГИИ – в окончании формы предложного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква И.
7 задание
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. Забавно было, когда пожилой композитор проб..(1)рался к роялю, рассматр..(2)вал половицы прищур..(3)нными глазами. Если удавалось пройти так, чтобы н..(4) одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усм..(5)хался. Сейчас начнётся уд..(6)вительное: рассохш..(7)йся дом запоёт от первых же звуков рояля. Тончайш..(8)е звучание клавиш разнесётся треп..(9)тными звуками по всему дому. (По К. Г. Паустовскому)
8 задание
Раскройте скобки и запишите слово «сиденья» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Всем гостям, сидящим на террасе, не хватило плетёных (сиденья), и пришлось идти в гостиную за стульями.
9 задание
Замените словосочетание «стая журавлей», построенное на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10 задание
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Чашку, стоявшую на столе, разбил пёс Бум.
2) Разбитая чашка принадлежала отцу рассказчика.
3) Рассказчику было стыдно, потому что он солгал.
4) На улице стояла хорошая погода, и рассказчик не переживал, что мама отвела Бума жить на улицу.
5) Счастливый пёс после возвращения с улицы сразу заснул.
11 задание
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
1) Из кухни послышались торопливые шаги.
2) Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь…
3) Ветер качал деревья, словно пытаясь вырвать их с корнем.
4) То ближе, то дальше слышался расстроенный лай.
5) Мы с мамой вытирали Бума сухим полотенцем, а он поднимал вверх лапы и в буйном восторге катался по полу
12 задание
В предложениях 49–52 найдите слово с лексическим значением «сырой, холодный». Выпишите это слово.
13 задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют фразеологизмы?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «И я тоже думал, лежа в своей кровати: ”Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”».
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В какие моменты жизни человеку необходима смелость?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Вариант РЯ2490702
(1)Масленица – праздник, который является очень древним и символизирует прощание с зимой и встречу весны. (2)В этот день устраивают народные гулянья, игры и карнавальные шествия, а главным угощением становятся блины, символизирующие солнце и тепло. (3)Праздник длится неделю и завершается Прощёным Воскресеньем, когда люди просят прощения у близких. (4)Масленица сочетает в себе старинные обряды и современные традиции, что делает её ярким и массовым событием. (5)Этот праздник, дарящий радость и единение, остаётся важной частью русской культуры.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) Масленица – праздник (предложение 1) 2) гулянья, игры и шествия устраивают (предложение 2) 3) праздник длится и завершается (предложение 3) 4) делает событием (предложение 4) 5) праздник остаётся (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) В первой части сложного предложения 1 содержится составное именное сказуемое. 2) Первая часть сложного предложения 2 – односоставное безличное предложение. 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. 4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью. 5) Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется. В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Василий Поленов (1) выдающийся русский художник (2) известный своими пейзажами и историческими полотнами. В его творчестве объединены два начала (3) любовь к природе (4) и интерес к прошлому России. Создавая картины (5) наполненные тишиной и покоем (6) Поленов стремился передать красоту повседневной жизни (7) которая окружает человека (8) а также отразить гармоничное сосуществование человека и природы.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПОМИРИТЬ (друзей) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова («мир»), в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге. 2) НЕ РАД (подарку) – НЕ с глаголом пишется раздельно. 3) НАРИСОВАНА (художником) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н. 4) ЛЕЧЬ (на спину) – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного. 5) СФОТОГРАФИРОВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А. Он не променяет эти туманные рассветы ни на какие велик..(1)лепные позл(2)щённые закаты Италии. Он без остатка, безвозмездн..(3) отдаст своё сердце России – её деревушкам, трепещ..(4)щим берёзовым листочкам, зар..(5)слям орешника, р..(6)стущим справ..(7) от скрипучих ворот, которые держ.. (8)тся на одной петле, её лесным тропинкам и песням. (По К. Г. Паустовскому)
8. Раскройте скобки и запишите слово «четыреста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Я прошёл уже около (четыреста) метров, но так и не встретил Павлика.
9. Замените словосочетание «усердно учился», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мама предполагала, что чашку мог разбить рассказчик. 2) Пса Бума не наказали за разбитую чашку. 3) Рассказчик долго не решался сказать правду о случившемся. 4) Мама не смогла сразу простить сына, даже когда он признался, что солгал ей. 5) Бум радовался, когда его впустили обратно в дом.
11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. 1) Сердце у меня замерло. 2) Я развёл руками: «Он немножечко подпрыгнул…» 3) Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой берегли как зеницу ока каждую его вещь. 4) И вдруг крупные капли дождя забарабанили по стеклу. 5) И я тоже думал, лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»
12. В предложениях 54–63 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют эпитеты?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь… Ему будет холодно и страшно. Я не смог сознаться маме сразу, что обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше…» Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляются муки совести?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды предоставления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Текст ОГЭ для заданий
(1)Мы были вдвоём в столовой – я и мой пёс Бум. (2)Я болтал ногами под столом, а Бум покусывал мои пятки. (3)Мне было весело. (4)Раскачиваясь на стуле, я схватился за скатерть. (5)Стол дрогнул… раздался звон. (6)Сердце у меня замерло. (7)На полу валялись розовые черепки. (8)Бум осторожно обнюхал осколки и сел, склонив набок голову. (9)Из кухни послышались торопливые шаги. – (10)Что это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. – (11)Папина любимая чашка… – горько повторяла она. (12)Потом подняла глаза и с упрёком спросила: – Это ты? (13)Колени у меня дрожали, язык заплетался:
– (14)Нет! (15)Это… это… Бум! – (16)Бум? (17)Это Бум? – медленно переспросила мама. (18)Я кивнул головой. (19)Бум задвигал ушами и завилял хвостом. (20)Мама смотрела то на меня, то на него. – (21)Как же он разбил? (22)Уши мои горели. (23)Я развёл руками: – Он немножечко подпрыгнул… (24)Задел лапами… (25)Лицо у мамы потемнело. – (26)Он будет жить в будке, – сказала мама и отвела Бума на улицу. (27)Я стоял, не смея подойти к ней. (28)Бум заскрёбся у двери. – (29)Не пускай! – быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. (30)Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: – Ты очень испугался? (31)Да?
(32)Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой берегли как зеницу ока каждую его вещь. (33)Из этой чашки папа всегда пил чай… – (34)Ты очень испугался? – повторила мама. (35)Я кивнул головой и крепко обнял её за шею. – (36)Если это был ты… нечаянно, – медленно начала она. (37)Но я перебил её, торопясь и заикаясь: – (38)Это не я… (39)Это Бум… (40)Он подпрыгнул… (41)Он немножечко подпрыгнул… (42)Прости его! (43)Лицо у мамы побледнело. (44)Она встала: – Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке. (45)Я молчал. (46)Над столом из фотографической карточки с укором смотрел на меня папа… (47)Я пошёл в комнату. (48)Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. (49)Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь… (50)Ему будет холодно и страшно этим промозглым вечером. (51)Я не смог сознаться маме сразу, что обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше… (52)Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. (53)Мама вышла в другую комнату, и через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света.
(54)За окном было черно. (55)Ветер качал деревья, словно пытаясь вырвать их с корнем. (56)В этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. (57)Бум… Бум… (58)То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. (59)Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. (60)И вдруг крупные капли дождя забарабанили по стеклу. (61)Я вскочил. (62)Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её: – Мама! (63)Мама, это я разбил чашку. (64)Это я, я! (65)Пусти Бума… (66)Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. (67)Мы с мамой вытирали Бума сухим полотенцем, а он поднимал вверх лапы и в буйном восторге катался по полу. (68)Потом он улёгся на своё место. (69)Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?» (70)Мама долго не спала. (71)Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу?» (72)И я тоже думал, лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?» (73)В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было своё «почему».
По В. А. Осеевой-Хмелёвой Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница.
Другой пробник ОГЭ по русскому языку 9 класс статград
Варианты статград РЯ2490501 РЯ2490502 русский язык 9 класс пробник ОГЭ 2025 с ответами