Русский язык 9 класс 2290401 2290402 статград ОГЭ 2023 варианты и ответы
Тренировочная работа №3 статград пробник ОГЭ 2023 по русскому языку 9 класс 2 тренировочных варианта 2290401 и 2290401 с ответами и изложением. Официальная дата проведения работы: 14 февраля 2023 года.
Статград русский язык 9 класс ОГЭ 2023 варианты и ответы
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается два раза. Это задание выполняется на отдельном листе. Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задание части 2 зачеркните его и запишите рядом новый. Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
Вариант 2290401 и ответы
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Иногда то, что кажется людям невозможным, на самом деле осуществимо. (2)Как-то раз молодой математик Джордж Данциг опоздал на лекцию по статистике и, увидев на доске записанные профессором условия двух теорем, переписал их себе в тетрадь, приняв их за домашнее задание. (3)На следующем занятии Данциг подошёл к профессору и сказал, что сумел доказать обе теоремы, а затем попросил преподавателя проверить правильность решений. (4)Профессор был потрясён: условия этих теорем были приведены им на прошлой лекции в качестве примера задач, которые ещё никому не удалось решить. (5)А Данциг, доказав теоремы, совершил своё первое научное открытие. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- 1) В каждой из частей сложного предложения 1 сказуемое составное именное.
- 2) Предложение 2 является сложносочинённым.
- 3) В предложении 3 три грамматические основы.
- 4) Последняя часть сложного предложения 4 представляет собой односоставное безличное предложение.
- 5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Ольга Александровна (1) возлюбленная молодого человека, обучалась на дому (2) и учителями её были серьёзные специалисты. Быть может (3) поэтому она не стала (4) ни жеманницей (5) ни кокеткой (6) и всё (7) что изучила (8) знала очень хорошо.
4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «тоскливо посмотрел», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) ВЛЮБЧИВЫЙ – в суффиксе причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква И.
- 2) ПИСЬМЕЦО – в суффиксе имени существительного после Ц под ударением пишется буква О.
- 3) НЕ УМЕВШИЙ (плавать) – раздельное написание частицы НЕ с причастием определяется наличием зависимого слова.
- 4) БЕЗЫМЯННЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, буква И заменяется на букву Ы.
- 5) КОНВЕРТ – безударная гласная в корне слова проверяется ударением.
6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) После участия в тушении пожара на армейских складах Кожухов так и не смог вернуться к своей работе.
- 2) Самый страшный пожар, который видел Кожухов, был пожар боеприпасов на армейских складах.
- 3) Начальник полигона предложил пожарникам проникнуть в эпицентр пожара и залить очаг пеной.
- 4) При попытке добраться до очага пожара по-пластунски генерал был ранен осколком и вынужден был вернуться назад.
- 5) Пожар потушили с помощью водяной пушки, которую приладили к орудию танка.
7. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
- 1) С раздирающим небо грохотом рвались снаряды, гранаты и мины, по всему полигону со свистом разлетались осколки.
- 2) Огонь подбирался к главному складу, пожар следовало остановить во что бы то ни стало.
- 3) Метр за метром, всем телом вжимаясь в колею, они ползли, думая о том, как бы поближе подобраться к очагу и уцелеть самим.
- 4) И Кожухов принял решение отступить: переть на рожон – пустое дело.
- 5) По броне лупили осколки, но их Кожухов теперь не боялся – лишь бы ходовую часть не повредило.
8. Лексический анализ. В предложениях 5–8 найдите слово, употреблённое в значении «место, откуда что-нибудь распространяется, средоточие чего-нибудь». Выпишите это слово.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания великого русского писателя А.И. Герцена: «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой всё выражается на нём – отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования, “жизни мышья беготня”, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы начальника полигона: «„Забудь про мои погоны”, – сказал старый генерал, начальник полигона». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое служебный долг?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера — аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Вариант 2290402 и ответы
2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Известно, что двух одинаковых по форме снежинок не бывает. (2)Но немногие знают о том, что их форма зависит от температуры, при которой они возникают. (3)Если столбик термометра колеблется между отметками минус один и минус три градуса по Цельсию, то вода кристаллизуется в виде пластинок или звёздочек. (4)При температуре около минус пяти градусов начинают формироваться иголки и полые столбики. (5)Если же становится ещё холоднее, то опять начинают формироваться звёздочки и пластинки. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- 1) Предложение 1 осложнено вводным словом.
- 2) Предложение 2 является сложноподчинённым предложением с последовательным подчинением частей.
- 3) Каждая из частей сложного предложения 3 осложнена однородными членами.
- 4) В предложении 4 сказуемое составное глагольное.
- 5) Первая часть предложения 5 представляет собой односоставное неопределённо-личное предложение.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. В моём представлении (1) Англия была страной мягкой зимы (2) и очень ранней нежной весны. Конечно (3) это была (4) всего лишь (5) игра воображения. Я ошибался (6) думая (7) что на острове (8) омываемом тёплым течением Гольфстрим (9) весна обычно является на глаза в феврале.
4. Замените словосочетание «вера без границ», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) ТВОРОЖОК – в окончании имени существительного после шипящего согласного под ударением пишется буква О.
- 2) НЕ РЕШИВШИЙ (задачу) – частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
- 3) ТЕМНОВОЛОСЫЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.
- 4) ПЯТЬСОТ – в середине числительных от 500 до 900 в именительном и винительном падежах пишется буква Ь.
- 5) ПЛЯШУЩИЙ – написание гласной У в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется 1-м спряжением глагола, от которого образовано это причастие.
6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Когда Кожухов приехал на полигон, где горели склады боеприпасов, он мгновенно понял, что надо делать.
- 2) Генерал не был профессиональным пожарным, поэтому Кожухов не включил его в команду.
- 3) Чтобы потушить пожар, Кожухов принял решение подогнать пожарную машину с водяной пушкой к самому очагу возгорания.
- 4) К эпицентру пожара смог пробиться только тяжёлый танк.
- 5) Генерал поблагодарил пожарных и наградил их.
7. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
- 1) Грохот снарядов, гранат и мин со злобой раздирал небо, по всему полигону со свистом разлетались осколки.
- 2) Огонь подбирался к главному складу, пожар следовало остановить во что бы то ни стало.
- 3) Первым выбыл из строя Гулин – осколок попал ему в предплечье, и Кожухов отправил лейтенанта назад.
- 4) Когда крупным осколком гусеницу всё-таки заклинило и танк развернуло, очаг пожара был уже в сфере действия лафетного ствола.
- 5) На следующее утро Кожухов позвонил дежурному, узнал, что ночью срочных вызовов не было.
8. В предложениях 4–6 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания великого русского писателя И.А. Гончарова: «Язык есть не только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека: его ума и того, что называют сердцем». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл следующего фрагмента текста: «„Сынки, родные…” – сказал тогда генерал. На глазах у него были слёзы». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения ИСТИННЫЙ ГЕРОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое истинный героизм?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Текст для задания задания 6–9
(1)Морякам снятся шторма, полярникам – льды и снега, пожарным – дым и огонь. (2)Кожухову, хотя войны он не видел, чаще всего снились разрывы снарядов. (3)Много всего пережил он за двадцать с лишним лет службы, но один пожар был самый страшный – горели склады боеприпасов на армейском полигоне, километрах в шестидесяти от города. (4)Когда Кожухов приехал туда, он мгновенно понял, что не знает, как тушить этот пожар. (5)Грохот снарядов, гранат и мин со злобой раздирал небо, по всему полигону со свистом разлетались осколки. (6)Огонь подбирался к главному складу, пожар следовало остановить во что бы то ни стало.
(7)Кожухов стоял, смотрел на огонь и тратил драгоценное время – думал, разрешая себе тем самым непозволительную роскошь. (8)Ему скоро стало понятно, что выход, к сожалению, только один – сквозь завесу разлетающихся осколков как-то проникнуть к очагу и залить его пеной. (9)Смертельный риск – чего уж там… – (10)Я с тобой. (11)Забудь про мои погоны, – сказал старый генерал, начальник полигона. (12)Кожухов многое слышал о генерале, верил, что тот говорит искренне, от души, но для задуманного нужны были профессионалы. (13)Из шагнувших вперёд добровольцев он выбрал троих, все взяли ручные пожарные стволы и поползли по-пластунски: впереди Кожухов, за ним Нестеров-старший, лейтенант Гулин и сержант Лавров. (14)Метр за метром, всем телом вжимаясь в колею, они ползли, думая о том, как бы поближе подобраться к очагу и уцелеть самим.
(15)Первым выбыл из строя Гулин – осколок попал ему в предплечье, и Кожухов отправил лейтенанта назад. (16)Другой осколок попал по каске Кожухову и, скользнув, чудом её не пробил. (17)Третий, к счастью, небольшой и на излёте, распорол сапог Лаврову. (18)И тогда Кожухов, с горечью осознав, что дальше двигаться вперёд бессмысленно, приказал отступить. (19)Они вернулись. (20)Кожухов увидел полные отчаяния глаза генерала, и ему вдруг явилась чрезвычайно дерзкая мысль. (21)Даже кровь вскипела от неожиданной этой мысли.
(22)В стороне стоял тяжёлый танк. (23)А что, если снять с пожарной машины мощный лафетный ствол (тридцать литров воды в секунду, водяная пушка) и приспособить, привязать его к танковому орудию? – (24)Шанс, – подумав, подтвердил Нестеров, который всю войну провёл механиком-водителем тридцатьчетвёрки. – (25)Шанс! – убеждённо повторил он. (26)Так и сделали. (27)Привязали капроновой верёвкой лафетный пожарный ствол рядом с орудием, нарастили рукава. (28)Нестеров сел за рычаги, Кожухов и Лавров скорчились за башней, чтобы держать рукав, и тяжёлый танк пошёл в атаку на огонь.
(29)По броне градом стучали осколки, но их Кожухов теперь не боялся – лишь бы ходовую часть не повредило. (30)Когда крупным осколком гусеницу всё-таки заклинило и танк развернуло, очаг пожара был уже в сфере действия лафетного ствола. (31)За несколько минут огонь был потушен… – (32)Сынки, родные… – сказал тогда генерал. (33)На глазах у него были слёзы. – (34)На следующее утро Кожухов позвонил дежурному, узнал, что ночью срочных вызовов не было. (35)Затем позавтракал, привычно поцеловал на прощанье жену и пошёл на службу – в управление пожарной охраны.
(По В.М. Санину*)
* Владимир Маркович Санин (1928–1989) – советский писатель, сценарист, драматург, полярник, путешественник.
Текст изложения
Китайская письменность – это одна из самых древних систем письма в мире, которая широко используется по сей день. В основе её лежат иероглифы* – стилизованные символы в виде рисунков. Иероглифы состоят из горизонтальных, вертикальных и наклонных черт разной толщины, крючков и точек. Иероглифы – в основе своей вовсе не буквы. Каждый иероглиф обозначает понятие. Именно поэтому, в отличие от букв в европейских языках, количество иероглифов необычайно велико – более пятидесяти тысяч символов.
Изначально иероглифы были простыми рисунками, и об их смысле легко можно было догадаться любому человеку. Например, иероглиф со значением «дом» был на самом деле похож на изображение дома. Но с дальнейшим развитием китайской письменности изображения всё больше схематизировались, усложнялись, соединялись с другими. В современном китайском языке по внешнему виду иероглифа практически невозможно понять его смысл.
Умение красиво писать иероглифами назвали китайской каллиграфией*. Каллиграфия играла и играет огромную роль в культуре Китая. Она, кроме формальной передачи мысли, помогает пишущему выразить чувства, наполняет процесс письма творчеством. Именно это сделало китайскую каллиграфию высоким искусством, которое в древнем Китае ценили даже выше живописи и скульптуры. По сей день этот способ письма остаётся удивительным и неповторимым явлением в истории мировой цивилизации, уникальной жемчужиной культуры Востока.
* Слова для записи на доске.
(188 слов)