РЯ2210201-РЯ2210202 статград русский язык 11 класс ЕГЭ 2023 варианты и ответы
Тренировочная работа №2 статград ЕГЭ 2023 по русскому языку 11 класс 2 тренировочных варианта РЯ2210201 и РЯ2210202 с ответами и решением. Официальная дата проведения работы: 27 октября 2022 год.
Статград русский язык 11 класс ЕГЭ 2023 варианты и ответы
Вариант РЯ2210201 (РУ2210201) ответы
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
В теории дирижирования главным средством управления традиционно принято считать движения рук – жестикуляцию (Л.М. Андреева, М.М. Багриновский, Л.А. Безбородова, Ю.П. Борисов, Э. Кан, М.Ф. Колесса, Н.А. Малько, И.А. Мусин, К.А. Ольхов), более того, существует мнение, что дирижёрское руководство исполнением осуществляется исключительно с помощью «мануальной техники».
С этим взглядом трудно согласиться, тем более что у многих авторов можно найти отдельные высказывания, из содержания которых становится ясно, что управление исполнением в действительности не ограничивается только мануальными средствами.
Так, Л.С. Сидельников считает, что для управления оркестром <…> движений рук необходимы выразительная мимика и связанные с музыкой движения корпуса. С.А. Казачков частями дирижёрского аппарата называет руки, лицо, корпус (голову, торс, ноги); А.П. Когадеев – корпус, голову, руки, ноги, мимику, глаза, артикуляционный аппарат (в таком порядке у автора – Н.С.); Л.М. Андреева и Л.А. Безбородова – руки, голову (лицо, глаза), корпус (грудь, плечи), ноги. И.А. Мусин, мнение которого о руководстве исполнением как «исключительно мануальном» мы привели выше, тем не менее пишет, что «мануальная техника – не единственное средство, с помощью которого дирижёр воплощает содержание музыкального произведения», что «для дирижёра далеко не безразличны мимика, положение корпуса, головы и даже ног».
В теории невербальной коммуникации и невербальной семиотики совокупность средств, о которых идёт речь в данных высказываниях, определяется как «невербальное поведение»: «Жесты, мимика, позы, интонация – это целостная подструктура невербального поведения, наделённого динамичностью, изменчивостью и в то же время константностью, многозначностью и одновременно ёмкой однозначностью». (По Н.А. Соболевой)
1.Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот предлог.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
- 1) СЧИТАТЬ. кого-что. Определять точное количество кого-чего-н. Цыплят по осени считают.
- 2) ВЗГЛЯД. Выражение глаз. Суровый в. Растерянный в.
- 3) НАЙТИ. кого-что. Заметив, взять; обнаружить в результате поисков, наблюдений, размышлений. Найти верное решение.
- 4) ПРИВЕСТИ. кого (что) во что. Сделать, произвести что-н. (то, что названо существительным). Привести в действие.
- 5) ТЕХНИКА. Совокупность приёмов, применяемых в каком-н. деле, мастерстве. Техника шахматной игры.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Одной из отличительных черт текстов научного стиля является максимально объективная передача информации, и в данном тексте это проявляется в том числе в указании фамилий авторов того или иного высказывания (или точки зрения).
- 2) Употребление страдательных причастий (связанные, наделённого), большого количества отглагольных существительных (дирижирования, управление, исполнением, высказываниях) позволяет отнести текст к официально-деловому стилю.
- 3) В тексте отсутствует личное местоимение «я» (и его формы), однако авторская точка зрения тем не менее ясно выражена: этому способствует употребление безличной конструкции («С этой точкой зрения трудно согласиться»), подбор соответствующих цитат, их количество и расположение в тексте.
- 4) В данном публицистическом тексте отсутствуют термины, поскольку он ориентирован на широкую общественность и его содержание должно быть доступно для понимания массового читателя.
- 5) Цель автора – показать, что работа дирижёра базируется не только на механическом управлении оркестром, но и на эмоциональном взаимодействии с ним и что средства невербальной коммуникации, используемые дирижёром, играют чрезвычайно важную роль.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера этих ответов.
- 1) Иксы
- 2) облЕгчит
- 3) нАнявшийся
- 4) донЕльзя
- 5) накренИтся
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Все элементы должны составлять единое ГАРМОНИЧНОЕ целое и соответствовать вашему идейному замыслу. ПОЧТЕННЫЙ профессор утверждает – и даже, кажется, не без злорадства, – что это приведёт к кардинальным изменениям в мировом социуме. Появился даже термин «дисбактериозное мышление»: оно сопровождается РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ, агрессивностью и обидчивостью. Представляют интерес СРАВНИТЕЛЬНЫЕ оценки, которые выпускники дали перспективам трудоустройства в родном городе и в городе, куда они собираются уехать. В зале оказалось совершенно темно – мои ЭКОНОМИЧЕСКИЕ спутники погасили все свечи.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. После обхода врач выдал тем, кто уходил из стационара, больничные и справки и проделал с ними беседу, объяснив, как нужно лечиться дома.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- молодые ПОВАРА
- в ШЕСТИСОТ двадцатом году
- комплект ПОЛОТЕНЕЦ
- более МЯГКО выразился
- несколько АБЗАЦЕВ
8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
- А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- В) нарушение в построении предложения с однородными членами
- Г) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
- Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) к..ртон, обог..щение, благосл..вение
- 2) п..риод, скр..петь (на морозе), (ударился) оз..мь
- 3) оф..цер, поч..татель, прокл..нать
- 4) б..хрома, оз..рённый, нак..лить (докрасна)
- 5) экстр..мальный, соч..тание, раст..рзать
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный (простор)
- 2) на..треснутый (голос), о..дать, по..твердить
- 3) пр..обрести, пр..слушиваться (к разговору), пр..образователь
- 4) раз..скать, из..мать, за..скивающий
- 5) бе..культурье, не..добровать, бе..человечный
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) удва..вать, претерп..вать
- 2) эмал..вый, забол..вать
- 3) толк..тня, обрад..вать
- 4) податл..вый, нов..зна
- 5) (вернуться) засветл.., (вытереть) досух..
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) накрахмал..вший, сломл..нный
- 2) верт..шься, прогоня..мый
- 3) закручива..щий, (они этого не) приемл..т
- 4) колебл..мся, застро..нный
- 5) курлыч..щие (журавли), (они) жажд..т (славы)
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. В синеве неба, всё ещё будто (НЕ)СОГРЕВШЕЙСЯ от ночного холода, было что-то дающее надежду. (НЕ)МЕДЛЯ ни минуты, Алексей выбежал из дома. Глядя в колючие, злые глаза того, кого ещё вчера считал приятелем, Андрей понял, что (НЕ)ДООЦЕНИВАЛ этого человека, считая, что тот не способен на подлость. Надя в завершение концерта спела новую, никому (НЕ)ЗНАКОМУЮ песню. Отказаться от замысла Тамаре было отнюдь (НЕ)ПРОСТО.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Несмотря на то что разговор сестёр не клеился, Наташа не хотела, ЧТО(БЫ) Нелли уходила: она всё ТАК(ЖЕ) любила сестру и уже простила за обиды. Огонёк радости мелькнул в глазах Василия, но (ТОТ)ЧАС исчез, и Лида удивилась тому, (НА)СКОЛЬКО сдержанным оказался её собеседник. Баба Маня, как мы все её называли, была, наверное, самым добрым человеком у нас в деревне, (ЗА)ТО её и любили все ребятишки, да и взрослые ТО(ЖЕ). Казалось, наши действия не сыграли никакой роли, (ПО)ЭТОМУ нам никак не удавалось понять, (ПРИ)ЧЁМ здесь мы. (НА)РЯДУ с математическими науками Ася изучала несколько языков, и её учителя говорили, что она всё схватывает (НА)ЛЕТУ.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Мыс пересекала широкая дорога, проложе(1)ая самолётом. Облома(2)ые вершины, вывороче(3)ые с корнем деревья и нагромождё(4)ые у края воды свежерасщеплё(5)ые стволы привлекли внимание Сергиевского. Некоторые обломки деревьев были отброше(6)ы далеко в глубь бухты – такова была сила удара самолёта, прочность его корпуса.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- 1) Было темно и тихо и только капли воды со свода грота разбивали эту зловещую тишину.
- 2) В светлой только что отремонтированной спальне ещё пахло краской и деревом.
- 3) На берегу болота было холодно и царил запах сырости затхлости.
- 4) Александр после долгих поисков браконьеров в лесу страшно устал и теперь ему хотелось поесть лечь спать и ни о чём не думать.
- 5) Его всё тянуло к тёплым морям или к заснеженным горным вершинам или к раскалённым пескам пустыни.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Возле стола (1) представлявшего (2) сильно уменьшенную (3) копию футбольного поля (4) стояла клетка с волшебными книгами, которые (5) возмущённо трепеща страницами (6) то и дело принимались биться о прутья (7) пытаясь вырваться.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Есть (1) конечно (2) и где погулять, и к чему прислоняться, если (3) скажем (4) устал, или в случае (5) скажем (6) поломки. (Н. Байтов)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Самым комичным, но и характерным для Гольдберга было то (1) что из-за ссоры с начальством он покинул здание госпиталя последним (2) и что единственным раненым (3) которого Гольдберг успел вывезти (4) оказался штабной полковник.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Юрасов повторил (1) и (2) пока он говорил (3) старик-офицер неодобрительно оглядел его, как внука (4) который нашалил (5) или солдата (6) у которого не всё по форме (7) и понемногу начал сердиться.
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В городе Мирный, расположенном в Якутии, находится один из крупнейших в мире алмазных карьеров – кимберлитовая трубка «Мир». (2)За десятилетия карьер приобрёл внушительные габариты: в ширину он разросся до 1200 метров, а под землю ушёл больше чем на полкилометра. (3)Вдоль стен карьера проложена дорога: она в виде спирали огибает всю шахту Мирного, а протяжённость этой дороги составляет 8 километров. (4)Руду со дна карьера вывозили на самосвалах, всё больше и больше углубляясь в недра земли. (5)Название шахты восходит к зашифрованной телеграмме, переданной геологами. (6)Они сообщили в Москву, что «закурили трубку мира» и «табак отличный». (7)«Табак» и правда был прекрасным: каждый год на руднике добывали в среднем 1,5 млн каратов камней. (8)Вскоре после открытия шахты рядом построили посёлок Мирный, ставший позже городом и алмазной столицей России. (9)К слову сказать, кимберлитовая трубка в Мирном стала не первым найденным учёными месторождением в регионе: в нескольких сотнях километров есть также «Зарница», открытая годом ранее.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Героиня-рассказчица не сразу узнала женщину, которую встретила во Дворце бракосочетаний, но, придя в Эрмитаж перед отъездом в Москву, поняла, что эта женщина была одной из тех, кто во время блокады хранил оставшиеся невывезенными экспонаты музея.
- 2) Рассказчица, наблюдая за церемонией бракосочетания, невольно отметила, что слова, которые произносит ведущий церемонии, слишком торжественны, даже напыщенны, поэтому жених и невеста не обращают на них внимания, считая подобные речи глупыми и формальными.
- 3) Несмотря на то что прошло много лет и женщина, работавшая когда-то в блокадном Ленинграде хранителем музея (Эрмитажа), постарела, внутренняя сила, исходящая от неё, осталась прежней.
- 4) Когда рассказчица во время блокады оказалась в Эрмитаже, она была очень рада тому, что, вопреки войне, все экспонаты в музее находятся на своих местах и дают возможность людям прикоснуться к великому искусству, вдохновиться им.
- 5) Рассказчица преклоняется перед женщиной-труженицей, женщинойматерью, которая всеми силами своей души берегла и своего ребёнка, и бесценные предметы искусства.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
- 1) В предложении 9 представлено рассуждение.
- 2) В предложении 13 представлено повествование.
- 3) В предложениях 21, 22 представлено повествование.
- 4) В предложении 34 содержится описание.
- 5) Предложение 49 отвечает на вопросы, сформулированные в предложениях 46–48.
24. Из предложений 29–34 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 8–13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-и) при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «В очерке “Мадонна Литта” Татьяна Тэсс рассказывает об одной встрече, произошедшей уже в послевоенное время, но позволившей героине вспомнить один важный момент из блокадного прошлого. Передать боль рассказчицы, посетившей Эрмитаж во время блокады и увидевшей, что с ним стало, помогает такой троп, как (А) (“точно покинутые дома” в предложении 24, “как раздавленный цветок” в предложении 25). А такое синтаксическое средство, как (Б) (например, в предложении 32), подчёркивает самоотверженность хранителей музея. Стоит отметить, что, хотя повествование связано с воспоминаниями о трудностях, с которыми столкнулись жители Ленинграда во время блокады, оно очень светлое, жизнеутверждающее. Неслучайно автор приводит слова хранительницы музея: такое синтаксическое средство, как (В) (предложения 51, 52), позволяет читателю осознать, насколько велика была внутренняя сила этой женщины – вопреки многочисленным испытаниям, голоду и холоду. А использование в финале текста такого приёма, как (Г) (“руку” в предложении 57), даёт нам возможность символически соединить полное невзгод прошлое и счастливое, мирное настоящее».
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте связь между примерами-иллюстрациями.
Вариант РЯ2210202 (РУ2210202) ответы
Мне было лет восемь-девять, когда моя мать показывала нам, детям, аэростат из коллодиума. Он был крохотный, надувался водородом и занимал меня тогда как игрушка. Я таскал его по двору, по саду и по комнатам на ниточке. Лет четырнадцати я получил некоторое теоретическое понятие об аэростате из физики Гано. Попробовал было надуть водородом мешок из папиросной бумаги, но опыт не удался. Кажется, я тогда сильно увлекался механическим летанием с помощью крыльев. Я также делал плохие токарные станки, на которых всё-таки можно было точить, устраивал разные машины и, между прочим, коляску, которая должна была ходить во все стороны с помощью ветра. Ветер я производил с помощью мехов.
Потом я уже начал строить коляску для собственных путешествий. Отказывался от завтраков, чтобы тратить деньги на гвозди и на разную дрянь. Но подвиг сей не увенчался успехом: отчасти не хватило терпения и материалов, отчасти надоело голодать, отчасти же я стал смекать, что это вещь непрактичная и выеденного яйца не стоит.
Одновременно ходила по полу у меня и <…> модель: коляска, приводимая в движение паровой машиной турбинной системы. Воздухоплаванием, в особенности газовым, я занимался тогда мало. Лет пятнадцати-шестнадцати я познакомился с начальной математикой и тогда мог более серьёзно заняться физикой. Более всего я увлёкся аэростатом и уже имел достаточно данных, чтобы решить вопрос: каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми, будучи сделан из металлической оболочки определённой толщины. Мне было ясно, что толщина оболочки может возрастать беспредельно при увеличении размеров аэростата. С этих пор мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Систематически я учился мало: я читал только то, что могло помочь мне решить интересующие меня вопросы, которые я считал важными. (По К.Э. Циолковскому)
1.Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
- 1) ДЕЛАТЬ. что. Производить, изготовлять что-н. Д. мебель.
- 2) СТОРОНА. Направление, а также пространство, место, расположенное в каком-н. направлении от кого-чего-н. Подъехать с левой стороны.
- 3) МЕХ. мн. Одежда из меха, на меху, отделанная мехом (разг.). Ходить в мехах.
- 4) ХОДИТЬ. Быть кем-н., исполнять какие-н. обязанности, находиться в каком-н. состоянии (разг.). X. в старостах.
- 5) ВАЖНЫЙ. Имеющий особое значение, значительный. Важное сообщение.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Текст рассчитан на массового читателя, поэтому характеризуется доступной для понимания лексикой (присутствуют в том числе разговорные слова: дрянь, крохотный), достаточно простым синтаксисом, лишённым громоздких структур, затрудняющих восприятие.
- 2) Текст насыщен терминами (коллодиум, водород, паровая машинная турбинная система), что позволяет отнести этот текст к научному стилю речи.
- 3) Использование эпитетов («теоретические понятия», «воздушный шар»), метафор (толщина оболочки, при увеличении размеров аэростата) способствует эмоциональности, выразительности текста.
- 4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для деловой речи: отымённые предлоги (из, против, при), используемые в предписаниях и распоряжениях глаголы в форме инфинитива (надуть, точить, заняться).
- 5) Несмотря на внешнюю простоту синтаксиса в данном тексте, синтаксические структуры отличаются разнообразием: присутствуют и простые предложения (в том числе осложнённые такими конструкциями, как однородные члены предложения, обособленное обстоятельство, обособленное определение, вводное слово), и сложные.
4.Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера этих ответов.
- 1) черпАть
- 2) дозировАть
- 3) сирОты
- 4) прозорлИвый
- 5) снЯта
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. О возрасте постройки напоминали выщербленные КАМЕННЫЕ ступени. Правую сторону проезжей части больше чем наполовину ПЕРЕГОРОДИЛИ тремя нелепо развёрнутыми машинами. На лобовом стекле начали появляться мелкие волдыри ДОЖДЛИВЫХ капель. По народным представлениям, любой гость – всегда ЖЕЛАННЫЙ и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Жюри ЗАНИЗИЛО оценку юной звезде рок-н-ролла.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Название растения вертелось у меня на уме, я мучительно напрягал память, но не мог вспомнить – ассоциативные связи разрушились, и не у кого было спросить.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- подбросить УГЛЕЙ
- СЕМИ тысячами
- наиболее УДАЧНО
- ПОЛОЖИТЕ на стол
- несколько ЯБЛОНЬ
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) просв..щение, п..тербургский, поб..лить
- 2) (местный) ст..рожил, ср..внять (счёт), к..варство
- 3) д..ректор, разм..гчить, предв..щать
- 4) ор..ентация (в пространстве), ош..ломить, (не) прид..рёшься
- 5) подск..чить, спл..титься, т..ропиться
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) меж..языковой, неот..емлемый, раз..яснение
- 2) и..коверкать, сни..хождение, и..синя-чёрный
- 3) непр..взойдённый, сопр..частность, пр..старелый
- 4) супер..нтенсивный, меж..гровая (тренировка), двух..мпульсный
- 5) пр..бабушка, р..спорядок, з..облачный
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) удоста..вавший, подразум..вая
- 2) обидч..вость, чист..нький
- 3) врем..чко, глин..стый
- 4) письм..цо, глянц..вый
- 5) кремни..вый, ослаб..вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) животрепещ..щий (вопрос), (они) паш..т (землю)
- 2) стó..вшие (дорого вещи), (дождь) хлещ..т
- 3) (хорошо) высп..шься, немысл..мый
- 4) услыш..вший, (он) бормоч..т
- 5) колебл..мый (ветром), утрат..вший
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Остаюсь дома: мне сегодня (НЕ)ЗДОРОВИТСЯ. (НЕ)СМОТРЯ по сторонам, будучи полностью погружённым в свои мысли, Фёдор шёл по самому краю тротуара. (НЕ)ИСПЫТАННОЕ раньше чувство жалости заставило Никиту передумать. Лось шёл (НЕ)СПЕША, словно это была не проезжая часть, а лосиная тропа. Самые важные ответы ещё (НЕ)НАЙДЕНЫ.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (С)РАЗБЕГУ влетев в ванную и отыскав аптечку, Митя схватил зелёнку, бинт и на минуту задумался, размышляя о том, ЧТО(БЫ) ещё могло сейчас пригодиться для лечения разбитой коленки Сони. В ПОЛ(ДЕНЬ) мне позвонила хозяйка и сказала, что (В)СВЯЗИ с некоторыми трудностями она вынуждена просить меня съехать. (ОТ)ТОГО гнетущего чувства вины, которое терзало его уже много лет, Виктор, как ни пытался, никак не мог избавиться (В)ОДИНОЧКУ – ему нужна была помощь. После того как соперники забрасывали свои бутылки, ватага ребятишек, расположившихся (В)НИЗУ на помосте для пловцов, бросалась в воду (НА)ПЕРЕГОНКИ и доставала их со дна. (В)ПОСЛЕДСТВИИ Женя каждый раз, глядя на необычайно красивую вазу, которую подарил ей отец, вспоминала одно и ТО(ЖЕ) – их последний разговор.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Простенки фойе в несколько рядов были увеша(1)ы портретами и увеличе(2)ыми фотографиями в золочё(3)ых овальных рамах. Из первой рамы на нас глядела писа(4)ая маслом женщина лет тридцати. Рядом с прославле(5)ой актрисой в раме помещалось фотографическое изображение человека с усами.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- 1) Мы от кого-то убегаем или мы кого-то догоняем?
- 2) Высокая женщина с суровым испещрённым морщинами лицом долго и пристально смотрела на Виталия.
- 3) Мне оставалось или сесть верхом на бревно и задним ходом уползти назад или продолжать путь.
- 4) Ирина стирала с губ модный в те времена фиолетовый цвет заменяла на нежно-розовый и становилась моложе естественней.
- 5) В инструкции было подробно рассказано не только об ориентировании в лесу но и о способах разведения костра в условиях сырости.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Взъерошенный и испачканный (1) он стоял перед натянутым холстом и (2) свободно размахивая кистью (3) внезапно чему-то радуясь (4) и (5) так же внезапно из-за чего-то огорчаясь (6) вдохновенно творил.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). И (1) вновь (2) смотрю я вдаль… Так я и оставался одинок. Но правду (3) ежели (4) сказать – я им, Вот этим одиночеством моим, Совсем не очень (5) даже (6) тяготился: Скорее (7) в глубине души, гордился. Святые жили же одни в пустыне И не считали, при своём смиреньи, Что это – одиночество гордыни Иль, вообще, что это некий грех, Но каждый (8) вероятно (9) в ощущеньи Считал себя – как я же – лучше всех. (З. Гиппиус)
19. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Так уж случилось (1) что соседка снизу вышла из подъезда именно в тот момент (2) когда Оля, испуганная сообщением о том (3) что в её квартире прорвало трубу (4) вылезала из машины (5) так что ворох претензий обрушился на Олю ещё до того (6) как она смогла своими глазами оценить масштаб бедствия.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я об этом так подробно говорю (1) потому что (2) если б не этот старик (3) который терпеть не мог пастухов из долинных колхозов вместе с их гостями (4) или (5) если б он целый день не угощал остальных сванов (6) чаша весов могла бы перетянуть на мою сторону.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Героиня-рассказчица, случайно встретив невесту и её маму и увидев, как мать смотрит на бракосочетание дочери, невольно вспомнила о другой женщине, с которой познакомилась много лет назад в Эрмитаже.
- 2) Во время Великой Отечественной войны почти все экспонаты Эрмитажа, кроме самых крупных, были вывезены на восток, а хранением оставшихся занималась небольшая группа сотрудников музея.
- 3) Несмотря на все опасности и тяготы блокадного времени, хранители музея продолжали заботиться об оставшихся в Эрмитаже экспонатах с невероятной самоотдачей.
- 4) Женщина, встреченная рассказчицей в Эрмитаже в блокадное время, произвела на рассказчицу очень сильное впечатление: вопреки физической ослабленности, от этой женщины исходила поразительная внутренняя сила – сила матери.
- 5) Рассказчица, стоя перед полотном Леонардо да Винчи, невольно подумала обо всех женщинах-матерях, которые жили в блокадном Ленинграде, обо всех погибших в те годы детях, и испытала чувство сильнейшей благодарности за то, что сейчас мирное время.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- 1) В предложении 2 содержится описание.
- 2) В предложениях 12, 13 представлено рассуждение.
- 3) Предложение 19 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 20.
- 4) В предложениях 21, 22 представлено повествование.
- 5) В предложениях 46–48 представлено рассуждение.
24. Из предложений 53–57 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Очерк “Мадонна Литта” Татьяны Тэсс воспевает жизнь, надежду и чистую, светлую, спасительную любовь. Описывая Эрмитаж, каким его видит рассказчица в мирное время и каким он был во время блокады, автор использует такой приём, как (А) (предложения 23–24) и (Б) (“глянули на меня… любимые полотна” в предложении 23). Важно отметить, что образ женщины – хранительницы музея во время блокады, оставаясь самостоятельным, цельным, становится при этом также частью образа Эрмитажа той поры: внутренняя сила, исходящая от этой физически ослабевшей женщины, степень измождённости которой передаётся с помощью такого тропа, как (В) (“как росток во тьме” в предложении 33), словно наполняет опустевший Эрмитаж жизнью, любовью, надеждой. Этот эффект достигается в том числе благодаря использованию такого тропа, как (Г) (“поразительный свет”, “бесстрашную веру” в предложении 49)».
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте связь между примерами-иллюстрациями.