Химия 10 класс МЦКО 7 мая 2025 демоверсия диагностики вариант с ответами
Демоверсия МЦКО 2025 проверочной диагностической работы по химии 10 класс базовый и углубленный уровень тренировочный вариант заданий с ответами и решением для подготовки к диагностики в школах города Москвы и области, которая пройдёт в мае 2025 года. Вариант базового уровня состоит из 14 заданий, углубленного из 15 заданий.
Вариант базового уровня: скачать
Ответы и спецификацию: скачать
Вариант углубленного уровня: скачать
Варианты и ответы: скачать
Назначение проверочной работы по учебному предмету «Химия» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федеральной образовательной программы среднего общего образования.
Вариант базового уровня МЦКО по химии 10 класс 2025
Углубленное изучение
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование: — Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; — таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; — электрохимический ряд напряжений металлов; — непрограммируемый калькулятор.
Время выполнения проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв. Каждый вариант проверочной работы включает 14 заданий. Содержание проверочной работы охватывает учебный материал по химии, изученный в 10-м классе к моменту проведения диагностики. Распределение заданий проверочной работы содержательным блокам представлено в таблице.
Верное выполнение задания 6 оценивается 1 баллом; каждого из заданий 1–5, 8–12, 14 оценивается 2 баллами; заданий 7 и 13 оценивается 3 баллами. Максимальный балл за выполнение всей проверочной работы – 29 баллов. В приложении 1 приведён обобщённый план проверочной работы. На сайте ГАОУ ДПО МЦКО http://demo.mcko.ru/test/ размещены образцы заданий в компьютерной форме, примерные типы и форматы которых могут быть представлены в отдельных вариантах проверочной работы. В приложении 2 приведены ответы и указания к оцениванию образцов заданий проверочной работы, представленных на сайте ГАОУ ДПО МЦКО.
Задания и ответы базового уровня
1. 2,2-диметилбутан – ценный углеводород. Его применяют для увеличения октанового числа автомобильного и авиационного топлива и в качестве растворителя. А. Используя виртуальную клавиатуру, расположенную внизу, запишите молекулярную формулу 2,2-диметилбутана. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку. Б. Из предложенного перечня выберите структурную формулу 2,2-диметилбутана.
2. Из приведённого перечня веществ выберите два гомолога и два изомера. Формулы выбранных веществ перетащите с помощью компьютерной мыши в соответствующие ячейки таблицы.
3. Выберите из приведённых структурных формул веществ предельный углеводород с наибольшей молярной массой. Перетащите с помощью компьютерной мыши выбранную формулу в пустую ячейку. Выберите формулу продукта взаимодействия этого вещества с бромом на свету.
4. Выберите из приведённых структурных формул веществ непредельный углеводород с наибольшей молярной массой. Перетащите с помощью компьютерной мыши выбранную формулу в пустую ячейку. Выберите формулу продукта взаимодействия этого вещества с водой.
5. При первичной переработке нефти исходное сырьё разделяют на фракции – смеси веществ, кипящих в определённом интервале температур. Расположите указанные ниже фракции в порядке возрастания средней температуры кипения. При выполнении задания переместите элементы в нужном порядке с помощью мыши или запишите в поле ответа соответствующую последовательность цифр, не разделяя их запятыми или пробелами.
6. Дана схема превращений веществ. Из предложенного перечня выберите реагенты и условия, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: переместите с помощью компьютерной мыши в пустые ячейки формулы выбранных веществ и условия, при которых эти превращения происходят.
7. В двух колбах находятся две жидкости: бензол и гексен-1. Из предложенного списка выберите все вещества, с помощью которых можно различить эти жидкости.
8. Из приведённого перечня выберите алкин и карбоновую кислоту. Переместите с помощью компьютерной мыши выбранные формулы в соответствующие ячейки.
9. Сжигание автомобильного топлива – один из основных антропогенных источников углекислого газа в атмосфере. Экономичный автомобиль расходует 6 литров бензина (плотность – 750 г/л) на 100 км пробега. Примем, что формула бензина – C8H18 и он полностью сгорает с образованием углекислого газа. А. Используя виртуальную клавиатуру, расположенную внизу, запишите уравнение реакции горения бензина. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку. Б. Рассчитайте массу бензина, который сгорит за 1 км пробега автомобиля. Ответ запишите с точностью до целых. В. Вычислите объём выделившегося углекислого газа (н. у.) за 1 км пробега автомобиля. Ответ запишите с точностью до десятых.
10. Одним из методов познания в химии является моделирование. Для описания веществ молекулярного строения используют шаростержневые модели, в которых атомы различных элементов изображают шарами разных цветов и размеров, а соединяющие их химические связи – палочками. На рисунках приведены шаростержневые модели молекул двух веществ. Установите соответствие между моделями молекул и названиями веществ, которые соответствуют этим моделям: к каждой позиции из первого столбца подберите позицию из выпадающего списка.
11. Этиловый спирт (этанол) – один из важнейших продуктов химической промышленности. Основное сырьё для его получения – этилен. А. Используя виртуальную клавиатуру, расположенную внизу, запишите уравнение реакции получения этанола из этилена. Структурные формулы органических веществ записывайте в формате СН3–СН3. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку. Б. Сколько граммов этанола можно получить из 560 л (н. у.) этилена, если выход продукта реакции составляет 80%? В ответ запишите число с точностью до целых.
12. А. Используя виртуальную клавиатуру, расположенную внизу, составьте структурную формулу метилбутирата. Структурную формулу метилбутирата запишите в формате R1–СOO–R2. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку. Б. Используя виртуальную клавиатуру, расположенную внизу, составьте структурные формулы продуктов взаимодействия метилбутирата с раствором гидроксида калия. Структурные формулы органических веществ записывайте в формате СН3–СН3. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку.
13. В трёх колбах находятся три водных раствора: ацетона, муравьиной кислоты и метиламина. Определите характер среды каждого из растворов. Заполните таблицу: переместите названия приведённых веществ, используя компьютерную мышь.
14. В предложенные схемы химических реакций переместите с помощью компьютерной мыши структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведённого выше перечня. Где требуется, расставьте коэффициенты в пропущенных схемах, чтобы получились уравнения реакций. Для записи коэффициентов воспользуйтесь клавиатурой.
15. Пропанол-1 применяют в качестве растворителя для восков, чернил, природных и синтетических смол, а также для синтеза пропионовой кислоты, пестицидов, некоторых фармацевтических препаратов. Пропанол-1 в промышленности получают из этилена по приведённой схеме превращений. А. Переместите с помощью компьютерной мыши в заданную схему превращений структурную формулу пропущенного вещества, выбрав его из предложенного выше перечня. Б. Запишите название этого вещества по систематической (международной) номенклатуре. В. Из предложенного списка выберите все типы реакций, к которым можно отнести вторую реакцию из схемы превращений.
14. Современный легковой автомобиль содержит более 200 кг пластмасс. Так, обивку для сидений изготавливают из широко распространённого полимера X, который получают полимеризацией углеводорода Y. А. Установите молекулярную формулу Y, если при полном сгорании 22,4 л этого вещества образуется 67,2 л (н. у.) углекислого газа и 54 г воды. Для записи формулы используйте виртуальную клавиатуру, расположенную внизу. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку. Б. Запишите название полимера X.
Задания и ответы углубленного уровня
1. Установите соответствие между формулой органического вещества и классом (группой) органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. А) С4H6O2 Б) C5H10O2 В) C7H6O2.
2. Выберите два вещества, в молекулах которых нет атомов углерода, находящихся в состоянии sp 2 -гибридизации. 1) толуол 2) этанол 3) пропаналь 4) пропин 5) бутадиен-1,3
3. Установите соответствие между химической реакцией и органическим продуктом, преимущественно образующимся в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. А) гидрирование циклобутана Б) гидратация бутина-1 В) тримеризация ацетилена Г) дегидрирование циклогексана.
4. Выберите два вещества, с которыми взаимодействуют и пропанол-1, и фенол. 1) NаOH 2) Na2CO3 3) Н2SO4 4) HCl 5) KMnO4.
5. Установите соответствие между схемой реакции и органическим продуктом, преимущественно образующимся в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
6. Выберите все вещества, с которыми взаимодействует формальдегид. 1) C6H5OH 2) CH3–CH2OH 3) CH3–O–CH3 4) KMnO4 5) NaOH.
7. Какие вещества могут быть продуктами щелочного гидролиза сложных эфиров состава С6Н10О2? Выберите два правильных ответа. 1) бутират натрия и этанол 2) пропионат калия и пропенол 3) акрилат натрия и пропанол 4) ацетат натрия и бутанол 5) пропановая кислота и пропилат натрия.
8. Выберите два вещества, которые реагируют как с глюкозой, так и с сахарозой. 1) гидроксид меди(II) 2) аммиачный раствор оксида серебра 3) вода 4) водород 5) кислород.
11. Выберите два способа получения бутана. 1) электролиз раствора пропионата калия 2) дегидрирование циклобутана 3) взаимодействие бромэтана с натрием 4) изомеризация гексана 5) крекинг пентана.
12. Промышленный бензин представляет собой смесь углеводородов различного состава и строения. Состав бензиновой смеси зависит от способа переработки нефти (см. схему). Различные компоненты этой смеси дают свой вклад в октановое число бензина. Октановое число (мера детонационной стойкости бензина) – наиболее важная характеристика бензина. Именно оно написано на всех бензоколонках, и от него зависит качество и цена бензина. На диаграмме приведены значения октанового числа некоторых углеводородов различного состава и строения, которые получают при вторичной переработке нефтепродуктов. В результате какого процесса переработки нефти может быть получен бензин с наиболее высоким значением октанового числа? 1) ректификация (перегонка) 2) термический крекинг 3) каталитический крекинг 4) риформинг (платформинг).
13. Установите соответствие между парой веществ и реагентом, с помощью которого их можно различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
14. При сгорании органического вещества, не содержащего атомы кислорода, образовалось 4,48 л (н. у.) углекислого газа, 3,6 г воды и 3,65 г хлороводорода. Относительная плотность этого вещества по метану равна 4,031. Определите число атомов углерода (Х), число атомов водорода (Y) и число атомов хлора (Z) в молекуле вещества. Запишите свои ответы в таблицу.
15. Органическое стекло (оргстекло) или полиметилметакрилат – прозрачный твёрдый синтетический материал, который получается в результате полимеризации сложного эфира. Мономером оргстекла является вещество состава С5Н8О2. Такому составу соответствует несколько изомеров. Установите соответствие между химическим свойством изомера и его структурной формулой. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите позицию, обозначенную цифрой. А) при щелочном гидролизе образует непредельный спирт неразветвлённого строения Б) при гидролизе в кислой среде образует вещество, которое вступает в реакцию «серебряного зеркала» В) при взаимодействии с бромной водой образует вещество, содержащее бром у вторичных атомов углерода Г) полимеризация данного изомера лежит в основе получения оргстекла.
Смотрите диагностические работы МЦКО 2025
МЦКО 2024-2025 варианты задания и ответы для диагностических работ