работа статград ответы вариант задания

Биология 11 класс БИ2210401-БИ2210402 работа статград ЕГЭ 2023 варианты и ответы

Тренировочная работа №4 статград пробник ЕГЭ 2023 по биологии 11 класс 4 тренировочных варианта БИ2210401, БИ2210402, БИ2210403, БИ2210404 с ответами и решением. Официальная дата проведения работы: 17 марта 2023 года.

Скачать ответы и решения для вариантов

Статград биология 11 класс ЕГЭ 2023 варианты и ответы

Инструкция по выполнению работы

Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 22 задания с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение тренировочной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–22) является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). На чистом листе укажите номер задания и запишите его полное решение.

ответы для олимпиады

Вариант БИ2210401 и ответы

1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Подсчёт количества представителей определённого вида в разных экосистемах.

2.  Экспериментатор поместил раствор с пищеварительным ферментом человека, находившийся при комнатной температуре, в термостат с температурой 80 °С. Как при этом изменились концентрация фермента и скорость реакции? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

3. В соматической клетке тела мыши 40 хромосом. Сколько хромосом имеет сперматозоид мыши? В ответе запишите только число хромосом.

4. Определите соотношение фенотипов в потомстве от моногибридного скрещивания двух гетерозиготных организмов в случае неполного доминирования. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

5. Каким номером на рисунке обозначено полярное тельце?

6. Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) происходит в зоне размножения
Б) образуются ооциты II порядка
В) происходит увеличение размеров клетки
Г) образуются гаплоидные клетки
Д) происходит конъюгация гомологичных хромосом
Е) при делении образуются диплоидные клетки

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков используются для описания функций аппарата Гольджи?

  • 1) модифицирует зрелые молекулы белка
  • 2) транспортирует белки к плазматической мембране
  • 3) окисляет углеводы
  • 4) участвует в образовании секреторных пузырьков
  • 5) хранит наследственную информацию
  • 6) формирует лизосомы

8. Установите последовательность структур, которые проходит молекула кислорода при поступлении в клетку гриба и включении в процесс кислородного дыхания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) внутренняя мембрана митохондрии
  • 2) плазматическая мембрана
  • 3) клеточная стенка
  • 4) наружная мембрана митохондрии
  • 5) гиалоплазма

9. Каким номером на рисунке обозначены гаплоидные споры папоротника?

10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла папоротника, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • А) многолетнее диплоидное растение
  • Б) участвует в оплодотворении
  • В) образует мужские и женские гаметы
  • Г) на этом растении образуются споры
  • Д) является гаметофитом в жизненном цикле
  • Е) женская гамета

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для класса членистоногих, представитель которых изображён на рисунке, характерны:

  • 1) наличие паутинных желёз
  • 2) деление тела на голову, грудь и брюшко
  • 3) жаберное дыхание
  • 4) одна пара антенн
  • 5) наличие трёх пар ходильных ног
  • 6) только простые глаза на голове

12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) Млекопитающие
  • 2) Хоботные
  • 3) Африканский слон
  • 4) Слоновые
  • 5) Хордовые
  • 6) Животные

13. Какой цифрой на рисунке обозначена железа, накапливающая йод?

14. Установите соответствие между характеристиками и железами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • А) управляет функциями остальных желёз
  • Б) участвует в выработке адреналина
  • В) вырабатывает половые гормоны
  • Г) регулирует уровень глюкозы в крови
  • Д) вырабатывает гормон роста
  • Е) при дисфункции развивается диабет

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных структур относятся к выделительной системе человека?

  • 1) нижняя полая вена
  • 2) почечная артерия
  • 3) нефрон
  • 4) нейрон
  • 5) мочеточник
  • 6) почечная лоханка

16. Установите последовательность событий, происходящих с молекулами углеводов при прохождении их по пищеварительной системе человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) расщепление полисахаридов панкреатической амилазой
  • 2) кислотный гидролиз полисахаридов
  • 3) начало расщепления полисахаридов амилазой слюны
  • 4) пристенное расщепление дисахаридов мальтазой
  • 5) всасывание глюкозы в кровь ворсинками тонкой кишки

17. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у насекомых. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Класс насекомых – один из самых многочисленных в животном царстве. (2)Для всех насекомых характерно наличие трёх крупных отделов тела, трёх пары ходильных ног и одной пары усиков-антенн. (3)Различные отряды насекомых отличаются строением ротовых аппаратов. (4)Эти изменения сформировались при освоении специфических экологических ниш. (5)Также у разных групп насекомых различается строение крыльев. (6)Для всех насекомых характерна трахейная дыхательная система и незамкнутая кровеносная система.

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для экосистемы экваториального тропического леса?

  • 1) отсутствие смены сезонов
  • 2) доминирование одного вида продуцентов
  • 3) большое многообразие видов
  • 4) выраженная ярусность
  • 5) преобладание многолетних трав и кустарников среди продуцентов
  • 6) короткий вегетационный период у растений

19. Установите соответствие между примерами организмов и их ролью в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • А) улотрикс
  • Б) бактерии гниения
  • В) гриб шампиньон
  • Г) хламидомонада
  • Д) цианобактерии
  • Е) железобактерии

20. Установите хронологическую последовательность перечисленных событий, происходивших в эволюции растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) формирование цветов и плодов
  • 2) выход псилофитов и риниофитов на сушу
  • 3) появление многоклеточных форм водорослей
  • 4) появление семян и опыления
  • 5) появление корней и проводящей системы

21. Рассмотрите рисунок с изображением графика, иллюстрирующего один из вариантов естественного отбора. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

22. Проанализируйте график «Рост бактерий в зависимости от концентрации пребиотиков». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  • 1) Питательная среда без пребиотика содержит недостаточно питательных веществ для роста бактерий.
  • 2) В отсутствие антибиотика чем выше концентрация пребиотика, тем лучше растут бактерии.
  • 3) Антибиотик химически нейтрализует пребиотик.
  • 4) Пребиотик содержит питательные вещества, улучшающие рост бактерий.
  • 5) Наличие антибиотика сводит на нет эффект от наличия пребиотика.

Ученица 10 класса изучала влияние хлоргексидина (распространённый антибактериальный агент) на рост бактерий. Она помещала пропитанные раствором хлоргексидина диски из фильтровальной бумаги в чашки Петри, на которые были посеяны бактерии кишечной палочки сплошным «газоном». После инкубирования в течение ночи, измерялся размер зоны, не занятой бактериями, вокруг фильтровальной бумаги (зона ингибирования). По результатам ученица построила график.

23. Какую нулевую гипотезу* смогла сформулировать ученица перед постановкой эксперимента? Объясните, почему чашки Петри инкубировались при температуре 37 °С? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что чашки инкубировались просто на столе в комнате? (*Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.)

24. В описанном эксперименте хлоргексидин диффундирует из фильтровальной бумаги в среду, в которой растут бактерии. Предположите, возможно ли стерилизовать поверхность чистым раствором хлоргексидина минимальной из использованных в эксперименте концентраций (0,01 %). Объясните свой ответ.

25. Какие структуры обозначены цифрами 1 и 2 на схеме нервного синапса? Объясните, какова их роль в механизме передачи сигнала.

26. В темновой фазе фотосинтеза (во время цикла Кальвина) углекислый газ присоединяется к углеводу рибулозе с помощью фермента РУБИСКО. Однако этот фермент может присоединить не только углекислый газ, но и кислород (это получило название «фотодыхание»). Чем выше концентрация кислорода в листе, тем больше РУБИСКО катализирует реакцию окисления рибулозы и тем меньше катализирует реакцию присоединения углекислого газа. Фотодыхание приводит к тому, что часть веществ цикла Кальвина окисляется и растение теряет много энергии. Предположите, при каких условиях окружающей среды в растении может происходить фотодыхание. Почему оно происходит именно при этих условиях? Ответ поясните.

27. Полярная сова – хищник, обитающий на границе снегов и не покрытых снегом территорий. Ранее эти совы считались перелётными, поскольку на зиму мигрировали к югу от своего типичного местообитания в Арктике. Их перелёты фиксировались, в том числе орнитологами на Куршской косе (Калининградская область). Однако в последние десятилетия их всё реже стали встречать на Куршской косе, а в последние несколько лет не зафиксировано ни одной перелётной особи. Предположите, с чем может быть связано изменение в миграции полярных сов. Ответ поясните.

28. Какой хромосомный набор характерен для клеток мезофилла листа и эндосперма липы? Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются?

29. При скрещивании растений гороха с семенами гладкой формы и отсутствием усиков в сложном листе с растением, имеющим семена морщинистой формы и усик в листе, всё потомство имело гладкие семена и усики в листьях. При анализирующем скрещивании гибридов первого поколения было получено 4 фенотипических класса, имеющих 347, 313, 42 и 39 растения соответственно. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Вариант БИ2210402 и ответы

1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Скрещивание растений для определения типа наследования признака.

2. Экспериментатор поместил фермент лактазу в пробирку с молоком. Как при этом изменились количество лактозы и жиров в пробирке? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась

3. В соматической клетке растения гороха 14 хромосом. Сколько хромосом имеет клетка зародыша семени гороха? В ответе запишите только число хромосом.

4. Укажите вероятность (в %) появления красных цветков у растения ночная красавица при скрещивании двух гетерозиготных растений с розовыми цветками. В ответе запишите только число.

5. Каким номером на рисунке обозначено первое деление мейоза?

6. Установите соответствие между характеристиками и клетками, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • А) клетка в зоне размножения
  • Б) клетка, вступающая в мейоз
  • В) клетка делится митозом
  • Г) сперматоцит первого порядка
  • Д) подвижная половая клетка
  • Е) в клетке происходит конъюгация хромосом

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерий?

  • 1) клетка имеет гликокаликс
  • 2) клеточная стенка состоит из муреина
  • 3) ДНК не связана со структурными белками
  • 4) ДНК находится в ядре клетки
  • 5) может содержать плазмиды
  • 6) содержит митохондрии

8. Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) рибосома
  • 2) шероховатая ЭПС
  • 3) молекула белка
  • 4) аминокислота
  • 5) клетка животного

9. Каким номером на рисунке обозначена структура, в которой образуются микроспоры?

10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла сосны, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

  • А) развивается из микроспоры
  • Б) содержит гаплоидный эндосперм
  • В) участвует в расселении растения
  • Г) образуется внутри семязачатка
  • Д) содержит генеративное и вегетативное ядро
  • Е) является макроспорой

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие особенности строения характерны для животного, изображённого на рисунке?

  • 1) наличие кожного дыхания
  • 2) трёхкамерное сердце
  • 3) полное разделение кругов кровообращения
  • 4) ячеистые лёгкие
  • 5) развитие эмбриона в яйце
  • 6) кожа, содержащая множество желёз

12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) Ястребиные
  • 2) Птицы
  • 3) Хордовые
  • 4) Ястребообразные
  • 5) Животные
  • 6) Двуцветный ястреб

13. Какой цифрой на рисунке обозначена жировая ткань?

14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • А) обеспечивает гладкое скольжение костей
  • Б) обеспечивает питание кости
  • В) содержит красный костный мозг
  • Г) регулирует отложение кальция в костях
  • Д) восстанавливает кость при повреждениях диафиза
  • Е) служит для амортизации при движении сустава

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Что характерно для эпидермиса кожи человека?

  • 1) содержит постоянно делящиеся клетки
  • 2) пронизан кровеносными сосудами
  • 3) большинство клеток ороговевает
  • 4) относится к эпителиальным тканям
  • 5) содержит сальные железы
  • 6) содержит термо- и тактильные рецепторы

16. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге коленного рецептора человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) проведение импульса от спинного мозга к мышце
  • 2) проведение импульса по чувствительному нейрону
  • 3) возбуждение механорецептора
  • 4) возбуждение вставочного нейрона
  • 5) сокращение мышечных волокон

17. Выберите три предложения, в которых даны примеры ароморфозов у покрытосеменных растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Покрытосеменные растения отличаются от остальных высших растений развитием семян внутри завязи пестика. (2)Вместе с этим изменением появилось и двойное оплодотворение, давшее покрытосеменным триплоидный эндосперм. (3)Форма и размеры семян при этом сильно варьируют у разных представителей цветковых. (4)Появление плода также позволило покрытосеменным растениям использовать различные способы распространения семян. (5)Семена некоторых растений распространяются с помощью животных. (6)Семена других растений распространяются ветром.

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для естественных экосистем?

  • 1) сбалансированный круговорот веществ
  • 2) доминирование одного вида растений
  • 3) изъятие части первичной годовой продукции
  • 4) большое видовое разнообразие
  • 5) необходимость внесения дополнительных питательных веществ
  • 6) разветвлённые пищевые сети

19. Установите соответствие между примерами организмов и их ролью в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • А) инфузория-туфелька
  • Б) виноградная улитка
  • В) гриб-трутовик
  • Г) гнилостная бактерия
  • Д) спорынья
  • Е) шампиньон

20. Установите хронологическую последовательность перечисленных событий, происходивших в эволюции животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) появление второго круга кровообращения
  • 2) появление сквозного кишечника
  • 3) возникновение теплокровности
  • 4) появление многоклеточных форм
  • 5) формирование хорды

21. Рассмотрите рисунок с изображением схемы химического вещества. Укажите название класса органических веществ, уровень организации полимерной молекулы и название мономеров, из которых состоит данная молекула. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

22. Проанализируйте диаграмму «Количество гнёзд сов по видам деревьев».Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  • 1) Популяция сов сократилась между 2006-м и 2016 годом.
  • 2) Антропогенное влияние вызывало гибель сов между 2006-м и 2016 годом.
  • 3) Совы предпочитали гнездиться на берёзах и в 2006-м, и в 2016 году.
  • 4) В 2016 году гнёзд сов было обнаружено меньше, чем в 2006 г.
  • 5) Совы предпочитают селиться на растениях лиственных пород.

23. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить? (*Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.)

24. Как вы считаете, как изменилось бы время порчи яйца, если бы контейнеры лежали не в холодильнике, а при комнатной температуре? Объясните, почему была бы именно такая разница? Почему чеснок задержал порчу яйца сильнее всего?

25. Назовите структуру, изображённую на схеме. В какой момент в клетке возможно обнаружить такие структуры? Что обозначено на схеме вопросительным знаком? Опишите роль обозначенной вопросительным знаком структуры в повышении генетического разнообразия популяции.

26. У животных существует два способа запасания энергии. Основное количество запасённой энергии содержится в виде жиров, это долгосрочное хранение энергии. Однако часть запаса всегда содержится в виде полисахаридов (гликогена). Объясните, почему перелётные птицы не используют полисахариды в качестве запаса энергии. Почему они используют только жиры?

27. Дрейф континентов – постепенное движение континентов из-за перемещения литосферных плит. Какое влияние дрейф континентов имеет на эволюцию организмов? Ответ поясните.

28. Какой хромосомный набор характерен для клеток листостебельного растения и спор мха сфагнума? Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются?

29. У птиц гетерогаметным полом является женский. При скрещивании курицы с гороховидным гребнем и поперечнополосатой окраской оперения с петухом, имеющим простой гребень и чёрное оперение, самки из потомства имели гороховидный гребень и чёрное оперение, а самцы имели гороховидный гребень и поперечнополосатое оперение. При скрещивании курицы с простым гребнем и чёрным оперением с петухом, имеющим гороховидный гребень и поперечнополосатое оперение, всё потомство было единообразным по окраске тела и форме гребня. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы и пол всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.

Работы статград по биологии ЕГЭ ОГЭ для 9 и 11 класса

Добавить комментарий