диагностики мцко 2024-2025 варианты ответы

Демоверсия МЦКО 11-12 ноября 2025 функциональная грамотность 5 класс вариант с ответами

Демоверсия МЦКО 2025 диагностическая работа по функциональной грамотности 5 класс читательская, естественно-научная, математическая грамотность вариант заданий с ответами для подготовки к диагностики в общеобразовательных организаций города Москвы и области дата проведения работы: 11-12 ноября 2025 года.

→ Описание диагностики

→ Скачать демоверсию и ответы

→ Скачать варианты и ответы

Проверочная работа проводится с целью определения у обучающихся 5-х классов уровня сформированности функциональной грамотности, включающей читательскую, естественно-научную и математическую грамотность. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление готовности пятиклассников к обучению в основной школе.

Функциональная грамотность 5 класс МЦКО 2025

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать

Условия проведения проверочной работы

При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Время выполнения проверочной работы

Время выполнения проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.

Проверочная работа направлена на проверку познавательных универсальных учебных действий (УУД): базовых логических действий, базовых исследовательских действий, действий по работе с информацией, являющихся частью метапредметных умений. Варианты проверочной работы построены по единому плану и направлены на проверку трёх составляющих функциональной грамотности: читательской грамотности, математической грамотности и естественно-научной грамотности. Каждый вариант проверочной работы состоит из 13 заданий. Вариант включает в себя три незнакомых обучающимся текста (информационных/научно-популярных), связанных тематически, и группы заданий к ним. С учётом метапредметного характера работы задания могут опираться на тематическое содержание из разных предметных областей.

Порядок и критерии оценивания выполнения

Верное выполнение каждого из заданий 1, 5, 9 и 11–13 оценивается 1 баллом; заданий 2–4 и 6, 8 и 10 оценивается 2 баллами; задания 7 оценивается 3 баллами. Максимальный балл за выполнение всей проверочной работы – 21 балл. В приложении 1 приведён обобщённый план проверочной работы. На сайте ГАОУ ДПО МЦКО demo.mcko.ru/test/ размещены образцы заданий в компьютерной форме, примерные типы и форматы которых могут быть представлены в отдельных вариантах проверочной работы. В приложении 2 приведены ответы и указания к оцениванию образцов заданий проверочной работы, представленных на сайте ГАОУ ДПО МЦКО.

Удивительный мир океана

Водная оболочка планеты Земля, которая занимает почти три четверти её поверхности, объединяет реки, озёра, болота, подземные воды, ледники и Мировой океан. Вода служит источником пищи и ценных ресурсов. А морские пути связывают между собой страны и континенты. В далёком прошлом именно в воде зародилась жизнь. Большая часть обитателей моря живёт на такой глубине, где доступен солнечный свет и можно добыть пищу. Жизнь морских обитателей в солёной воде отличается от жизни обитателей рек и озёр. Чтобы выжить в непростых условиях, морским существам, в отличие от своих сородичей, которые живут в пресной воде, необходимо иметь особые приспособления для зрения, слуха, дыхания и передвижения.

Например, морские обитатели, живущие возле берега, обладают приспособлениями, которые позволяют им защитить себя в условиях прибоя. Так, благодаря наличию на теле очень жёстких пластин, рыба Кузовок-кубик из семейства кузовковых кажется одетой в ярко-жёлтый панцирь, который покрыт чёрными пятнами. Такой твёрдый «жилет» защищает своего обладателя от ударов волной о прибрежные камни. Эта рыба длиной до 45 см, похожая на кубик, проворно спасается от крутых волн или от морских хищников: быстро взмахивая своими мягкими плавниками, рыба легко разворачивается, «зависает» в воде и быстро разгоняется, уходя от опасности. А водная улитка Морское блюдечко перед наступлением отлива при помощи присоски очень прочно цепляется за камни. Благодаря этому раковина плотно накрывает её своим «зонтиком» и защищает от высыхания до следующего прилива воды. На большой глубине, где царит полная темнота, некоторые рыбы в погоне за добычей начинают светиться, приманивая к себе любопытных обитателей моря, чтобы затем с удовольствием полакомиться ими.

1. На основе содержания текста 1 укажите верное утверждение.

Суша занимает большую часть поверхности Земли.
Рыба в воде приманивает пищу плавниками.
Живые существа могут жить в солёной воде.
Твёрдый панцирь делает рыб неповоротливыми.

2. На основе информации из текста 1, текста 2 (таблицы) и текста 3 разместите таблички с названиями рыб под аквариумами.

3. Ознакомьтесь с информацией из текста 2 (таблицы). Определите, какие из приведённых утверждений не соответствуют содержанию текста 2 и о чём информация в тексте 2 отсутствует (о чём не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку. Рыба Бычок-бабочка получила своё название из-за яркого окраса и усиков. Скорость передвижения Бычка-бабочки выше, чем у Желтокрылки. Желтокрылки откладывают икру на большой глубине. Самки и самцы Бычка-бабочки окрашены одинаково.

4. На основе информации, приведённой в текстах 1–3, укажите все верные утверждения.

  • Представители одного семейства рыб могут обитать на разной глубине.
  • «Удочка-фонарик» защищает удильщика от ударов о прибрежные камни.
  • Водные улитки Морские блюдечки обитают в сумеречной зоне.
  • Тело рыб всегда длиннее их головы.
  • Желтокрылку можно встретить в озере Байкал.

5. В тексте 1 указана одна из природных способностей обитателей моря, о которой вы могли прочитать во всех трёх текстах. Выберите утверждение, в котором говорится об этой способности. Маскировка является единственным способом адаптации к непростым условиям окружающей среды. Развитые плавники позволяют рыбам ловко и быстро передвигаться в толще воды. Морские обитатели приспосабливаются к жизни на мелководье проще, чем на большой глубине. Прочный панцирь, развитые плавники и чешуя защищают морских обитателей от высыхания.

Познакомьтесь с информацией и выполните задания 6–8

Аквариумные рыбки Трое пятиклассников – Ольга, Марина и Илья – записались в клуб аквариумистов и получили от своих родителей разрешение самостоятельно выбрать в интернет-магазине всё необходимое для домашних аквариумов с рыбками. Родители разрешили Ольге разместить аквариум на тумбе с прямоугольной столешницей. Тумба и её столешница представлены на рисунках.

А. Ольга уже измерила длину столешницы. Длина составила 70 см. Воспользуйтесь виртуальной линейкой, чтобы измерить ширину столешницы. В ответ запишите только число.

Б. Помогите Ольге выбрать аквариум наибольшей вместимости, который сможет уместиться на такой столешнице. Для этого изучите информацию об аквариумах в каталоге интернет-магазина и отложите нужный аквариум в корзину нажатием кнопки «добавить в корзину».

Найдите в каталоге интернет-магазина информацию о том, какой объём воды нужен для содержания одной рыбки каждого выбранного Мариной вида. Занесите информацию в ответ.

Помогите Марине рассчитать по полученной формуле и отложить в корзину интернет-магазина наибольшее для её аквариума количество рыбок Красный неон, которое можно поселить вместе с рыбкой Петушок Вуалехвост синий. Добавьте полученное количество рыбок Красный неон в корзину нажатием кнопки «добавить в корзину».

Найдите в каталоге интернет-магазина информацию о длине взрослой рыбки каждого выбранного Ильёй вида. Занесите информацию в ответ.

Помогите Илье рассчитать, пользуясь полученной рекомендацией, и отложить в корзину интернет-магазина наибольшее для его аквариума количество рыбок Лялиус красный, которое можно поселить вместе с парой рыбок Меченосец красный. Добавьте полученное количество рыбок Лялиус красный в корзину нажатием кнопки «добавить в корзину».

8. Дайте Ольге совет, стоит ли ей воспользоваться промокодом F10. Сейчас она имеет право на бесплатную доставку товара, а после применения промокода может потерять это право. Вы можете вводить промокод в корзину с заказом и удалять его, чтобы выяснить, становится ли доставка платной, увеличивается или уменьшается итоговая сумма. Отметьте правильный совет и обоснуйте его, заполнив пропуски в предложении.

9. Но наблюдавший за ними дедушка сказал, что при такой организации опыта его результаты не будут верными. Какую ошибку в условиях проведения опыта допустили Вася и Катя? Растворяли вещества в разных количествах воды. Для растворения использовали колодезную воду. Добавляли одинаковое количество соли и сахара. Перемешивали вещества в воде, встряхивая банки.

10. Вася и Катя выполнили ряд измерений, по итогам которых ребята вместе с дедушкой заполнили таблицу. В ней показано, сколько сахара и соли может раствориться в 100 г воды при разной температуре. Вставьте слова из выпадающих списков, чтобы выводы по итогам опыта получились верными.

Познакомьтесь с информацией и выполните задания 11–13.

Учёные-метеорологи каждый день регистрируют разнообразную информацию о погоде: температуру, количество осадков, направление и силу ветра, а также другие показатели. Данные этих наблюдений за месяцы и годы позволяют учёным-климатологам анализировать колебания климата в прошлом и прогнозировать, как он может измениться в будущем. С помощью представленной ниже базы данных вы можете узнать, какие средние месячные температуры* и месячные суммы осадков наблюдались в городе Москве с 1990 по 2023 год. Для этого вам необходимо выбрать год, месяц, показатель и нажать кнопку «Выполнить».

11. Используя базу данных, определите месячную сумму осадков, которая выпала в Москве в августе 2021 года.

12. Используя базу данных, выясните, какой месяц был самым тёплым в Москве в 2013 году. Выберите название этого месяца из выпадающего списка.

13. Используя базу данных, определите, верны ли следующие утверждения. А) В 1998 году весной выпало больше осадков, чем осенью. Б) В 2020 году март был теплее, чем апрель.

Смотрите на сайте

МЦКО 2025-2026 варианты задания и ответы для диагностических работ

Добавить комментарий