Новая демоверсия ОГЭ 2026 по литературе 9 класс вариант ФИПИ с ответами
Проект демоверсии ОГЭ 2026 по литературе 9 класс ФИПИ образец демонстрационного варианта заданий с ответами и решением для подготовки к основному государственному экзамену с официального сайта ФИПИ. Изменения в КИМ 2026 года по сравнению с 2025.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности.
Демоверсия ОГЭ 2026 по литературе 9 класс ФИПИ
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (Вам необходимо выполнить 5 заданий). Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–4). Первый комплекс заданий (1, 2) относится к фрагменту эпического, или лиро-эпического, или драматического произведения. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 1.1 или 1.2, а также ОДНО из заданий 2.1 или 2.2. Задание 2.1/2.2 относится к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения.
Второй комплекс заданий (3, 4) относится к анализу лирического стихотворения, или басни, или баллады. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 3.1 или 3.2, а также задание 4, которое предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим предложенным стихотворением.
Ответы на задания 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 давайте в примерном объёме 3–5 предложений, на задание 4 – в примерном объёме 5–8 предложений (указание на объём ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности). Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы с опорой на текст, соблюдая логику и нормы речи.
Часть 2 включает в себя пять заданий (5.1–5.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 150 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Раскрывая тему, аргументируйте свои суждения и ссылайтесь на текст художественного произведения. Сочинение оценивается по различным критериям, в том числе по критериям грамотности. При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём, полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется 2 часа отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Бланки ответов заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Задания и ответы для демоверсии
1. Почему Печорин решает раскрыть душу в разговоре с доктором Вернером?
2. Какова роль пейзажа в данном фрагменте?
2.1. Выберите другой фрагмент романа с участием Вернера. Какие черты личности Вернера раскрываются в выбранном фрагменте?
2.2. Выберите другой фрагмент романа, содержащий описание природы. Какую художественную функцию оно выполняет в выбранном фрагменте?
3.1. В чём заключается иносказательный смысл образа дороги в стихотворении Б.Л. Пастернака?
3.2. Какую роль в стихотворении Б.Л. Пастернака «Дорога» играет приём олицетворения?
4. Сопоставьте стихотворение Б.Л. Пастернака «Дорога» и приведённое ниже стихотворение В.А. Рождественского «В путь!». Что сближает эти произведения?
5.1. Как Вы понимаете слова историка В.О. Ключевского о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: «Её лица комичны, но не смешны, комичны как роли и вовсе не смешны как люди»?
5.2. Размышления о смысле жизни в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3. В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
5.4. Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.5. Изображение героических характеров в отечественной прозе второй половины ХХ – начала ХХI в. (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
Спецификация ОГЭ 2026 по литературе 9 класс
Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для проведения ОГЭ определялись в соответствии с указанными в п. 2 нормативными документами, спецификой предмета, оправдавшими себя традиционными и новыми формами итогового контроля.
В экзаменационной модели по литературе присутствуют только задания с развёрнутым ответом. В КИМ для ОГЭ не включены задания с кратким ответом, хотя этот тип заданий активно используется в ЕГЭ по литературе. На данном этапе обучения не представляется целесообразным формулировать специальные вопросы для проверки знания школьниками литературных фактов и уровня владения ими литературоведческой терминологией.
Экзаменуемый опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развёрнутых ответов (в системе оценивания сочинения есть критерий К4 «Опора на теоретиколитературные понятия»). Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: выявляет уровень освоения обучающимися образовательной программы по литературе; позволяет выявить наличие у экзаменуемого литературных способностей, готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.
Экзаменационная работа построена с учётом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора при выполнении заданий всех содержательных блоков. Исключение составляет задание 4 (сопоставление двух стихотворений). Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом учитывает требования теории и практики педагогических измерений, традиций преподавания литературы, межпредметные связи (литература и русский язык).
6. Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ
Экзаменационная работа для проведения ОГЭ по литературе состоит из двух частей. Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено, как правило, на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы; максимальный балл – 5).
Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задание 2.1/2.2 требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведённым фрагментом (максимальный балл – 5). Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2 (максимальный балл – 5). Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы. Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 7).
Рекомендуемый примерный объём ответов на задания 1.1/1.2, 3.1/3.2, 2.1/2.2 составляет 3–5 предложений; для задания 4 объём ответа 5–8 предложений. При разработке экзаменационного материала части 1 учитываются требования к отбору фрагмента текста или стихотворения. Отобранный фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения должен: – обладать смысловой завершённостью; – сохранять целостность текста (в ряде случаев всё же возможны купюры, связанные с оправданным сокращением объёма текста); – быть корректным и адекватным ситуации экзамена (не включаются фрагменты, содержащие психологически травмирующие натуралистические подробности, большое количество диалектизмов, иноязычные тексты с переводом, многочисленные комментирующие ссылки, требующие дополнительного времени для полноценного восприятия текста, и проч.);
– быть репрезентативным в отношении средств художественной изобразительности, что позволяет формулировать задания, требующие анализа изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы; – быть значимым для понимания идейно-художественных особенностей произведения, содержать комплекс важных для автора проблем, что позволяет сформулировать задания, требующие анализа содержательных элементов текста, рассуждений о тематике и проблематике фрагмента и произведения в целом; – содержать основание для актуализации внутрипредметных связей, что позволяет сформулировать задание сопоставительного характера.
Требования к отбору текста лирического стихотворения (или басни) не столь многочисленны. Помимо точного соответствия стихотворения нормативным документам по предмету, поэтический текст должен позволять экзаменуемому: выявлять характерные особенности поэтики автора, виды и функции изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы; строить развёрнутое рассуждение применительно к содержательной основе стихотворения (тематика, проблематика, лирический герой), особенностям образно-эмоционального воздействия поэтического текста, проблемно-тематическим связям стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков.
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения; максимальный балл – 17. Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания.
В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умения высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном, самостоятельно привлекать текст для анализа. Задания позволяют выпускнику проявить различные читательские компетенции. Ниже приводится таблица, представляющая в схематической форме распределение заданий экзаменационной работы по частям.
7. Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию
Экзамен нацеливает участников на углублённую работу с художественным текстом, проверяет его ориентированность в проблематике курса, учитывает читательские предпочтения, предоставляя выбор заданий. Все задания экзаменационной работы имеют интерпретационный, проблемный характер; экзаменуемый должен аргументировать свой ответ с опорой на конкретный литературный материал. Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность, во-первых, проверить знание экзаменуемым содержательной стороны курса: образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений, во-вторых, выявить уровень достижения метапредметных и предметных результатов, указанных во ФГОС ООО 2021 г. по литературе.
Проверяемые на экзамене умения, отобранные художественные произведения, на которые ориентирована экзаменационная работа, зафиксированы в кодификаторе. В основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие умения и речевые навыки учащихся как ключевые компетенции, формирующие личность школьника-читателя. Их проверке подчинены все структурно-содержательные компоненты экзаменационной модели ОГЭ. В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания по произведениям разных литературных эпох: – древнерусская литература, отечественная литература XVIII в. и первой половины XIX в.; – отечественная литература второй половины XIX – начала XX в.; – отечественная литература конца XIX – XXI в. Распределение заданий по проверяемым умениям и способам действий приведено в таблице 3.
10. Дополнительные материалы и оборудование
Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём, полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики (см. Приложение 2 «Список произведений, по которым могут формулироваться задания КИМ по литературе основного государственного экзамена»). Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому экзаменуемому.
Экзаменуемые по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых находятся нужные книги. При проведении экзамена необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подготовить таким образом, чтобы у экзаменуемого не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам. Во время проведения экзамена должны быть обеспечены равные условия доступа к художественным текстам для всех участников экзамена.
11. Система и критерии оценивания выполнения
Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трёх указанных типов заданий, требующих развёрнутых ответов различного объёма. Выполнение заданий 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 оценивается по двум критериям: критерий К1 «Соответствие ответа заданию» (содержание критерия К1 для заданий 1.1/1.2, 3.1/3.2 отличается от содержания критерия К1 для задания 2.1/2.2), критерий К2 «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм».
Максимальный балл за выполнение каждого из заданий 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 – 5 первичных баллов (К1 – 3 балла, К2 –2 балла). Если по критерию К1 выставлено 0 баллов или 1 балл, то по критерию К2 ответ оценивается 0 баллов. Выполнение сопоставительного задания 4 оценивается по трём критериям: критерий К1 «Указание сходства/различия», критерий К2 «Привлечение текстов произведений при сопоставлении», критерий К3 «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм». Максимальный балл за выполнение задания 4 – 7 первичных баллов (К1 – 1 балл, К2 – 4 балла; К3 – 2 балла).
Если по критерию К1 выставлено 0 баллов, то по другим критериям оценивания ответа выставляется 0 баллов. Если по критерию К2 выставлено 0 баллов или 1 балл, то по критерию К3 ответ оценивается 0 баллов. Выполнение задания части 2 (5.1–5.5) оценивается по девяти следующим критериям (в скобках указаны максимальные баллы): критерий К1 «Раскрытие темы сочинения» (2 балла), критерий К2 «Привлечение текста произведения» (3 балла), критерий К3 «Фактологическая точность сочинения» (2 балла), критерий К4 «Опора на теоретико-литературные понятия» (2 балла), критерий К5 «Композиционная цельность и логичность» (3 балла), критерий К6 «Соблюдение речевых норм» (2 балла), критерий К7 «Соблюдение орфографических норм» (1 балл), критерий К8 «Соблюдение пунктуационных норм» (1 балл), критерий К9 «Соблюдение грамматических норм» (1 балл).
Максимальный балл за сочинение – 17 первичных баллов. Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если по критерию К1 ставится 0 баллов; в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные); вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман). Сочинение оценивается по критериям К3 и К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов. Если сумма выставленных баллов по критериям К1–К6 составляет 5 или менее баллов, то по критериям К7–К9 сочинение оценивается 0 баллов.
Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее двух произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только одного произведения оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов. В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551, зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023 № 73292) «72. Проверка экзаменационных работ включает в себя:
1) проверку и оценивание предметными комиссиями развёрнутых ответов (в том числе устных) на задания КИМ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором2. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый развёрнутый ответ на задания КИМ. <…> В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.
12. Изменения в КИМ 2026 года в сравнении с 2025 годом
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Изменены максимальные первичные баллы: − за выполнение заданий 1.1/1.2 и 3.1/3.2 балл повышен с 4 до 5; − за выполнение сопоставительного задания 4 балл снижен с 8 до 7; − за сочинение (задание 5) балл повышен с 16 до 17 (по критерию К1 балл снижен с 3 до 2; отдельно выведен критерий «Фактологическая точность сочинения»: 2 балла); − максимальный первичный балл за всю работу повышен на 2 балла (с 37 баллов до 39).
Кодификатор ОГЭ 2026 по литературе 9 класс
Кодификатор составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») и федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями)). Кодификатор отражает преемственность проверяемых предметных требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС 2010 г. и ФГОС 2021 г.
Кодификатор состоит из трёх разделов1: − раздел 1. «Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе»; − раздел 2. «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по литературе»; − раздел 3. «Отражение в содержании контрольных измерительных материалов личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементы содержания, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.
Смотрите на сайте по литературе 9 класс
ОГЭ 2025 литература 9 класс Новикова Л.В 30 тренировочных вариантов с ответами