ОГЭ 9 класс

ОГЭ 2024 по русскому 9 класс новые тренировочные варианты задания с ответами

5 новых тренировочных вариантов ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс в новом формате со всеми изменениями практические задания и ответы ФИПИ

Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год. В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

В этом году экзамен по русскому языку претерпел изменения. Представляю Вашему вниманию, уважаемые коллеги, пять вариантов, составленных по демоверсии – 2024. В основе данных КИМ лежат задания, составленные Суязовой И.А. (2 – 9), и задания, которые опубликованы на сайте ФИПИ (10-13, бывшие 6-9). Надеюсь, что эти материалы помогут Вам и Вашим ученикам при подготовке к ОГЭ.

Тренировочные варианты ОГЭ: скачать

Задания и ответы с вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 2,3 (1)Аттракционов в цирковом представлении было много. (2)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. (3)Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. (4)Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. (5)Потом она стала клевать цитрусовые.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) много (предложение 1) 2) все птицы были молодцы (предложение 2) 3) они становились, клевали и перелетали (предложение 3) 4) курица водрузилась (предложение 4) 5) она стала клевать (предложение 5)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов. 1) В предложении 1 подлежащее – аттракционов. 2) Предложение 2 осложнено обобщающим словом, однородными подлежащими и однородными сказуемыми. 3) Предложение 3 двусоставное. 4) В предложении 4 содержится две грамматические основы. 5) Предложение 5 двусоставное, полное.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять тире. Хотя воспитанники съехались(1) занятия в Лицее не начались. Все готовились к 19 октября(2) дню(3) когда будет торжественно открыт Лицей. Приехал граф Разумовский (4) министр просвещения.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РЕШЁННЫЙ – в суффиксе –ЁНН- имени прилагательного пишется НН. 2) экзамены КОНЧАТСЯ – в окончании глагола II спряжения пишется А. 3) СООРУЖЁН – в суффиксе причастия после шипящего под ударением пишется Ё. 4) ПРИЛАСКАТЬ – безударная гласная корня А не проверяется, это слово является словарным. 5) ЦИНГА — в корне слова после Ц пишется буква И.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О. Зелень разр..(1)сшейся сирени и ..(2)кации п..(3)дступала к д..(4)мам, от к..(5)торых р..(6)збегались вниз извилистые вым..(7)щенные кирпич..(8)м д..(9)рожки.

8. Раскройте скобки и запишите имя существительное «профессор» в соответствующей форме. Довольные (профессор) после заседания научного совета прошли к себе в кабинеты.

9. Замените словосочетание «разговор по-русски», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1)  Собирая щавель, ребята оказались рядом с пчельником. 2)  Васятка самостоятельно выбраться из пчельника не мог, и Ваня решил помочь маленькому мальчику. 3)  Федя и Гринька позвали на помощь пчеловода. 4)  Бабушка помазала Ване и Васятке пчелиные укусы специальной мазью. 5)  Отец считает, что мама Вани была бы рада, что у неё отзывчивый сын.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1)  Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам. 2)  Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. 3 3)  Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся. 4)  — Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. 5)  Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!

12. В предложениях 46—52 найдите просторечное слово с лексическим значением «глуповатый человек, разиня». Напишите это слово.

13.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу: – Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3   Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нельзя бросать человека в беде?». Дайте определение слову ВЗАИМОВЫРУЧКА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задания с 2 варианта

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1)С конца сентября все сады пустели, погода круто менялась. (2)Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. (3)Иногда к вечеру между хмурыми и низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый цвет низкого солнца, воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. (4)Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. (5)Облака бежали низко и быстро и скоро затуманили солнце.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) сады опустели (предложение 1) 2)ветер рвал и трепал деревья (предложение 2) 3) воздух делался чист и ясен (предложение 3) 4) холодно сияло (предложение 4) 5) облака бежали (предложение 5)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов. 1) Предложение 1 сложное бессоюзное. 2) Предложение 2 простое, осложненное однородными сказуемыми. 3) Предложение 3 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связями между предложениями. 4) В предложении 4 простое двусоставное. 5) Предложение 5 односоставное полное.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые. Он сел(1) сумрачно наблюдая(2) как ввели воспитанников в парадных мундирах(3) построили(4) вызывая их(5) по списку(6) обучали кланяться почтительно(7) и изящно тому месту(8) где будет сидеть царь.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) СОЛОВЬИНЫЕ (трели) — в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ИН-, пишется одна буква Н. 2) СТАРИННАЯ (картина) – в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы НН. 3) ЗАРЯ – в слове пишется безударная гласная корня А, проверяемая ударением. 4) В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное с предлогом В пишется раздельно и оканчивается на букву Е. 5) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с полным страдательным причастием совершенного вида пишется раздельно, если есть зависимое слово.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Луч..(1) к солнца бл..(2) снул из-за леса, коснулся в..(3) рхушек д..(4) ревьев, отыскал в л..(5) стве шарики з..(6) лёных яблочек. Дрожь света проб..(7) жала по саду, и за..(8) скрились алмазами росинки на пр..(9)дорожной траве.

8. Раскройте скобки и запишите имя числительное «полтора» в соответствующей форме. После (полтора) часов я ушёл.

9. Замените словосочетание «ваза из хрусталя», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Сеня Голубкин болезненно переживал чужие успехи, считая, что любые удачи приходят к людям за его счёт. 2) Ваня Белов и Сеня Голубкин ещё с начальной школы были друзьями и всегда помогали друг другу. 3) Двойка за написание «районного» диктанта Сене Голубкину грозила ему второгодничеством. 4) Ваня Белов сам сознался в краже тетрадей. 5) После случая с тетрадями Сеня Голубкин проникся уважением к Белову.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. 2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. 3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. 4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. 5) Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…

12. Замените разговорное слово «чудились» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задания с 3 варианта

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1) Заблуждается тот, кто, увидев храм Покрова на Нерли один раз, считает, что знает его. (2)Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чём прелесть этого необыкновенного сооружения. (3)Трудно сказать, когда лучше любоваться им. (4)Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются, впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга. (5)В тёмных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы, что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) знает его (предложение 1) 2) надо перечитывать (предложение 2) 3) трудно сказать (предложение 3) 4) затопляет луга (предложение 4) 5) что старше и помнят (предложение 5)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов. 1) Предложение 1 сложное сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных. 2) Предложение 2 простое, осложненное. 3) Предложение 3 сложное бессоюзное. 4) Предложение 4 сложное сложноподчиненное. 5) Вторая часть в предложении 5 осложнена однородными сказуемыми и вводным словом.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые. Зал(1) где проходила репетиция(2) был небольшой(3) но красивый: светлый(4) с четырьмя колоннами(5) поддерживающими потолок(6) со стенами(7) которые были окрашены под розовый мрамор(8) блестящим паркетом(9) зеркалами во всю стену.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно. 2) НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное причастие с приставкой –НЕ- пишется слитно. 3) В ТЕЧЕНИЕ года – производный предлог пишется раздельно и оканчивается на Е. 4) СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдательного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буквы И. 5) ДЕВЧОНКА — в суффиксе имени существительного после шипящего под ударением пишется О.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. Облака внезапно закрывают солнце, небо пр..(1) нахмурива..(2) тся. Пр..(3) порошенные пеной волны одна за одной накатываются на берег. Море каж..(4) тся суровым и пр..(5) злым. Оно пр..(6) дательски обрушива..(7) тся на пр..(8) швартованные в порту лодки, пр..(9) поднимая их на волнах, а потом швыряя вниз.

8. Раскройте скобки и запишите глагол «кудахтать» в форме изъявительного наклонения в форме настоящего времени. Вокруг дома – ельник, солнце играет по цветным стёклам террасы, во дворе (кудахтать) куры.

9. Замените словосочетание «морская пена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

10.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Герою-рассказчику хотелось поразить воображение Наили неожиданным поступком. 2) Герою-рассказчику казалось, что Наиля готова заплакать, и он хотел отвлечь её внимание от грустных мыслей. 3) Неожиданное предложение прочитать таблицу умножения должно было заинтересовать Наилю и помочь героюрассказчику познакомиться с ней. 4) Голос Наили менял значение слов, наполнял их теплом. 5) Рассказчик попросил Наилю прочитать таблицу умножения вслух, потому что хотел слышать её голос.

11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. 2) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. 3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала. 4) Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое. 5) Этот голос полностью захватил власть надо мной!

12. В предложениях 22–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Задания с 4 варианта

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1) Увенчанный спелой вишенкой торт, выкаченный кондитером на обозрение посетителям магазина, был необычайно красив. (2)Целую ночь помощники повара, работая с вымешанным вязким тестом, трудились не покладая рук. (3)На кухонном столе лежали вывалянные в муке калачи, плюшки и ватрушки, гулко гудела поминутно разгорающаяся печка, из трубы валил белеющий в темноте ночи дым. (4) Кондитер пристрелянным движением отправлял в жерло раскаленной печи изделия из теста, а младший поварёнок доставал пышущие жаром румяные пирожки. (5)А в это время в кондитерской, увешанной коврижками, бубликами, булочками и булками, алчущие покупатели вразнобой расхватывали готовую продукцию.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) торт был красив (предложение 1) 2) помощники повара трудились не покладая рук (предложение 2) 3) из трубы валил дым (предложение 3) 4) поварёнок доставал (предложение 4) 5) покупатели вразнобой расхватывали (предложение 5)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов. 1) В предложении 1 есть простое глагольное сказуемое. 2) Предложение 2 простое, осложненное обособленным обстоятельством. 3) Предложение 3 сложное бессоюзное, состоящее из трёх частей. 4) Предложение 4 сложное сложносочинённое. 5) Предложение 5 осложнено деепричастным оборотом.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые. Ветер свищет между стволами вековых сосен(1) наклоняет стройные ели(2) качая их острыми верхушками(3) и осыпая(4) пушистый снег(5) с печально поникших зеленых ветвей(6) бесследно проходят седые века над этой таинственной молчаливой страной(7) а дремучий лес стоит(8) в глубоком раздумье(9) колышет темные вершины.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РЕШЁННАЯ (задача) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от глагола совершенного вида. 2) ДЕШЁВЫЙ — в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ-. 3) КОСНУТЬСЯ — безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О. 4) ЗАКОННО — в наречии, образованном от прилагательного с –НН-, пишется две Н. 5) МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А. На небе разг..(1)рается з..(2)ря. Я пробираюсь узкой д..(3)рожкой через густую рожь. Тяжёлые к..(4)лосья к..(5)саются лица и будто с..(6) бираются удержать меня. Из прид..(7) рожных зар..(8) слей вып..(9) рхнула перепёлка и скрылась во ржи.

8. Раскройте скобки и запишите имя существительное «договор» в соответствующей форме. На встрече министров иностранных дел были подписаны взаимовыгодные (договор).

9. Замените словосочетание «кукурузная каша», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

Демоверсия ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс:

Добавить комментарий