олимпиада звезда ответы задания

Олимпиада звезда 2022 по русскому языку задания и ответы 6-11 класс

Задания и ответы для 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса многопрофильная инженерная олимпиада звезда по русскому языку, которая проходит с 24 октября по 15 декабря 2022 года.

Олимпиада звезда 2022 по русскому языку 6-7 класс задания и ответы

Задание 1. Укажите пример с ошибкой. а) записаться ко врачу б) уйти со сцены в) забежать под крышу г) выйти из автобуса

Задание 2. Даны пары слов: опал – пола, плато – толпа, пила – липа. Запишите пару к слову колба.

Задание 3. Укажите вариант, в котором верно определена грамматическая основа в предложении Пустота его души начинала пугать. а) пустота души начинала пугать б) пустота начинала пугать в) пустота начинала г) пустота души начинала

Задание 4. Укажите «лишнюю» пару. а) сытый – голодный б) быстрый – медленный в) весёлый – грустный г) тёплый – жаркий

Задание 5. Составьте и запишите пословицу из набора слов: разевай, не, рта, каравай, чужой, на.

Задание 6. Проанализируйте лексический состав фразеологизмов и укажите «лишний» пример. а) от горшка два вершка б) как аршин проглотил в) начать с азов г) косая сажень в плечах

Задание 7. Запишите член предложения, которым является глагол в неопределённой форме в предложении Он сказал это с намерением обидеть меня.

Задание 8. Запишите цифрой количество словосочетаний в предложении Мечта путешествовать не покидает меня с детства.

Задание 9. Укажите язык, который является славянским. а) македонский б) португальский в) удмуртский г) румынский

Задание 10. Укажите название цвета, которое является «лишним». а) изумрудный б) малахитовый в) травяной г) канареечный

Задание 11. Укажите буквы, которыми может обозначаться звук [Ш] в русском языке. а) «ж» б) «ш» в) «ц» г) «ч»

Задание 12. Определите, сколько раз звук [п] встречается в скороговорке «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». Ответ введите цифрой.

Задание 13. Укажите слово(-а), в котором(-ых) есть суффикс ЧИК. а) ключик б) кончик в) стульчик г) кафтанчик

Задание 14. Запишите термин, которым называется соединительная гласная, стоящая между корнями в сложном слове.

Задание 15. Укажите слово, которое пропущено в словообразовательной цепочке: «век → ? → вечность». а) вечно б) вековой в) вечный г) навек д) навечно

Задание 16. Из стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком…» выпишите слово, в котором окончание располагается не в абсолютном конце, а перед другой морфемой. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Задание 17. Укажите букву(-ы), которая(-ые) НЕ была(-и) отменены орфографической реформой 1917–1918 гг. а) ер б) ять в) ферт г) и десятеричное

Задание 18. Букве «И» современного русского языка в дореволюционной графике соответствовали две буквы — «И», «І». Например: совр. ЗИМА — дорев. ЗИМА совр. ПАЛИТРА — дорев. ПАЛИТРА совр. ЧИСТЫЙ — дорев. ЧИСТЫЙ совр. ВИНА — дорев. ВИНА совр. ДАВНИЙ — дорев. ДАВНІЙ совр. ПРИЯТЕЛЬ дорев. ПРІЯТЕЛЬ совр. ОСЕННИЕ дорев. ОСЕННІЕ Напишите в дореволюционной орфографии слова СИЯНИЕ, ТИШИНА, ЛИНИЯ

Задание 19. В белорусском языке звук [ц] может быть не только твёрдым, но и мягким, что отражается на письме: после твёрдого [ц] пишется буква «Ы», а после мягкого [ц’] — буква «І». Например: белор. ЦЫРК — рус. ЦИРК белор. ЦІСКІ — рус. ТИСКИ белор. КАНЦЫ — рус. КОНЦЫ белор. ПРЫНЕСЦІ — рус. ПРИНЕСТИ белор. ЦЫГАН — рус. ЦЫГАН белор. ВЕСЦІ — рус. ВЕСТИ

Проанализируйте слова в парах и определите, в каких словах буква «Ц» обозначает мягкий звук [ц’] и после неё пишется буква «І» (знание белорусского языка для выполнения задания не требуется). а) ц…ферблат б) прац…рае в) падмесц… г) станц…я д) галубц…

Задание 20. Напишите термин, которым в лингвистике обозначается изменение глаголов по лицам и числам.

Задание 21. Подберите из списка нужные существительные и составьте фразеологизмы: медведя, коня, быка, кота, козла. а) купить … в мешке б) пустить … в огород в) не в … корм

Задание 22. Укажите строчку(-и), в которой(-ых) на месте пропуска во всех словах должна стоять одна и та же буква. а) вз…скали, с…грать, без…нициативный, с…митировать б) ч…порный, чащ…ба, ш…рты, сгущ…нка в) об…единение, из…ян, нав…ючить, с…экономить г) бе…болезненный, ра…валить, …жечь, бе…граничный

Задание 23. Укажите слова, которые пишутся раздельно и с буквой Е на конце. а) (в)течени… часа б) (в)продолжени… суток в) сказать (в)заключени… г) (в)следстви… болезни д) (в)следстви… по делу е) (в)продолжени… книги

скачать ответы

Олимпиада звезда 2022 по русскому языку 8-9 класс задания и ответы

Задание 1. Учитывая смысловые отношения между словами в парах, укажите «лишнюю» пару. а) аксиома – истина б) стихотворец – поэт в) лингвистика – языкознание г) виртуальность – реальность

Задание 2. Определите и запишите русскую пословицу, которая «зашифрована» в выражении Цент доллар экономит.

Задание 3. Укажите вариант, в котором верно определена грамматическая основа в предложении Зеркало чистого озера звало меня искупаться. а) зеркало озера звало б) зеркало озера звало искупаться в) зеркало звало г) зеркало звало искупаться

Задание 4. Укажите словосочетание(-я) с типом связи управление. а) встретить их б) в их квартире в) его сестру г) нет его

Задание 5. Укажите тип словаря, из которого можно получить информацию о происхождении слов.

Задание 6. Укажите «лишнее» по значению слово. а) искренний б) прямолинейный в) правдивый г) скрытный

Задание 7. Укажите правильную характеристику предложения На улице очень холодно. а) двусоставное, полное б) двусоставное, неполное в) односоставное, полное г) односоставное, неполное

Задание 8. Определите и запишите языковой приём, который используется в пословице Корень ученья горек, да плод его сладок.

Задание 9. Укажите правильное продолжение пословицы Близок локоть… а) да не укусишь б) а колено далеко в) да не увидишь г) да крепок ноготь

Задание 10. Укажите словарь(-и), который(-ые) не может(-гут) быть составлен(-ы). а) англо-французский б) англо-чилийский в) англо-американский г) англо-венгерский

Задание 11. Укажите слово(-а), в котором(-ых) произносится мягкий звук [щ’]. а) шинель б) рассказчик в) идёшь г) докладчик д) заносчивый

Задание 12. Определите третий звук в слове БИТЬСЯ. Запишите его в квадратных скобках.

Задание 13. Укажите слово(-а), в котором(-ых) есть приставка ВЗ-. а) взбираться б) взирать в) взапуски г) вздумать д) взахлёб

Задание 14. Определите количество суффиксов в слове ЧИТАТЕЛЬСКИЙ. Ответ запишите цифрой.

Задание 15. Укажите слово(-а), от которого(-ых) может быть образовано слово НЕДАЛЕКО. а) даль б) далёкий в) далеко г) дальний д) недалёкий

Задание 16. Определите и запишите способ образования слова БЕЗБОЯЗНЕННОСТЬ.

Задание 17. Укажите слово(-а), которое(-ые) являются родственными слову КОЛЯСКА. а) колоть б) колесо в) частокол г) околица

Задание 18. Русскому звуку [’э] (на письме — «е») соответствовали в древнерусском языке три буквы: Е (есть), Ѣ (ять) и Ь (ерь). Например: рус. ЖЕНА — др.-рус. ЖЕНА рус. МЕТЛА — др.-рус. МЕТЛА рус. ДЕВА — др.-рус. ДѢВА рус. ВЕРА — др.-рус. ВѢРА рус. ПЕНЬ — др.-рус. ПЬНЬ рус. ВЕСЬ — др.-рус. ВЬСЬ Напишите по-древнерусски слова ДЕНЬ, МЕРА, ЛЕНЬ, ВЕСЛО

Задание 19. Укажите термин, которым обозначается слово в переносном значении. а) метафора б) антитеза в) сравнение г) анафора

Задание 20. Русскому звуку [ж] в белорусском языке может соответствовать звуки [ж] и [дж]. Например: рус. ПОМНОЖУ — белор. ПАМНОЖУ рус. СИЖУ — белор. СЯДЖУ рус. КРУЖУ — КРУЖУ рус. ХОЖУ — белор. ХАДЖУ рус. СКАЖУ — белор. СКАЖУ рус. ОСУЖУ — белор. АСУДЖУ Перепишите предложение на белорусском языке, вставив на место пропуска буквы Ж или ДЖ (знания белорусского языка для выполнения задания не требуется): Я ля…у на пляжы, лі…у марожанае і гля…у на мора (‘Я лежу на пляже, лижу мороженое и гляжу на море’)

Задание 21. Даны слова: … душа … возня … доля … услуга Составьте с ними фразеологизмы, используя прилагательные, образованные от существительных мышь, медведь, заяц, лев, мартышка, волк, крокодил, собака.

Задание 22. Укажите строчку(-и), в которой(-ых) на месте пропуска во всех словах должна стоять одна и та же буква. а) ц…плята, ц…стерна, ц…рюльник, ц…клон б) заносч…вый, завистл…вый, находч…вый, милост…вый в) сверх…дейный, меж…нститутский, двух…гольчатый, вз…мать г) нож…вка, ноч…вка, боч…нок, парч…вая

Задание 23. Укажите строчку(-и), в которой(-ых) во всех словах пишется удвоенная согласная. а) пара…ельный, и…юзия, инте…игент, ба…аст б) ка…икатура, те…аса, ко…ектный, те…оризм в) а…ортимент, прогре…, депре…ия, а…оциация г) ко…ерческий, ко…ентатор, и…итация, и…унитет

Задание 24. Укажите верный вариант записи пропущенного слова в предложении: Бродский стоял на суде … к залу, в темно-сером расстегнутом пальто, вельветовых брюках и рыжеватокоричневом свитере. а) в пол оборота б) в пол-оборота в) в полоборота г) впол-оборота д) в-пол-оборота е) вполоборота

Задание 25. Выберите слово(-а), в котором(-ых) Ь указывает только на мягкость согласного. а) сосулька б) побережье в) вьюн г) оладьи д) помощь е) истолочь ж) спрячь з) насквозь и) резьба

Задание 26. Укажите предложение(-ия) с пунктуационной ошибкой. а) Слышно было, как с деревьев звучно капала вода на землю, и как потрескивали дрова в огне, и как храпели лошади, привязанные у соседнего дерева. б) Как только мы сели на свои места в зале сеанс, о котором мы с подругой так долго мечтали, начался. в) Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошёл по коридору и вышел на улицу.

Задание 27. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые (Цифры запишите в порядке возрастания без знаков и пробелов, например: 1345). Ростов (1) тяжело чувствовавший отсутствие своего друга (2) не имея (3) со времени его отъезда (4) никаких известий о нём (5) и беспокоясь о ходе его дела (6) воспользовался перемирием (7) и отпросился в госпиталь (8) проведать Денисова.

скачать ответы

Олимпиада звезда 2022 по русскому языку 10-11 класс задания и ответы

Задание 1. Укажите «лишнюю» пару словосочетаний, учитывая значения слов. а) гранатовый браслет – гранатовый сок б) шапка волос – шапка из меха в) звёздный мир – душевный мир г) соблюдать дисциплину – изучать дисциплину.

Задание 2. Укажите «лишний» фразеологизм, учитывая происхождение слов, входящих в выражения. а) каша в голове б) лаптем щи хлебать в) калиф на час г) кожа да кости.

Задание 3. Анализируя модели предложений, лингвисты используют условные обозначения и составляют структурную схему предложения. Пользуясь подсказкой, установите соответствие между символом и способом выражения грамматической основы в представленных предложениях (соответствия есть не у всех символов и предложений).

Задание 4. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) группе(-ах) все языки относятся к группе славянских. а) чешский, черногорский, словенский б) словацкий, болгарский, бенгальский в) польский, сербский, македонский г) русский, хорватский, удмуртский д) албанский, белорусский, украинский.

Задание 5. Укажите пример(-ы) с грамматической ошибкой. а) свежую консерву б) кожаный сандаль в) кожаная сандалия г) беговой кроссовок д) беговая кроссовка.

Задание 6. Запишите пословицу, которая зашифрована в выражении «То, что соответствует представлениям об истине, вызывает болезненные ощущения у сенсорного органа человека, обладающего способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающего функцию зрения».

Задание 7. Определите и запишите часть речи, которой является слово как в предложении Как хорошо жить на свете! Название части речи запишите в именительном падеже.

Задание 8. Укажите тип придаточного в предложении Он не сказал, когда вернётся? а) обстоятельственное б) изъяснительное в) определительное.

Задание 9. Укажите верную характеристику предложения Мне нездоровится сегодня. а) двусоставное, неполное б) односоставное, неполное в) двусоставное, полное г) односоставное, полное.

Задание 10. Определите количество частей в предложении, ответ запишите цифрой. (Знаки препинания не расставлены.)

Задание 11. Определите и запишите третий согласный звук в слове КАТАТЬСЯ, дайте его полную характеристику (например: согласный, звонкий непарный, мягкий парный).

Задание 12. Укажите, чем является выделенная часть слова КОФЕЙНЫЙ. а) суффиксом б) флексией в) конфиксом г) интерфиксом д) частью корня

Задание 13. Определите количество некорневых морфем в слове ПЛЕНИТЕЛЬНЫЙ. Ответ запишите цифрой

Задание 14. Определите способ образования слова ВЪЕЗД. Отметьте слово(-а), которое(-ые) слова образованы тем же способом. а) прибрежный б) выпад в) принятие г) полёт д) сокурсник

Задание 15. Определите, сколько слов пропущено в словообразовательной цепочке «петь → ? → напевный»? Ответ запишите цифрой

Задание 16. Укажите слово, в котором звук [ж] имеет иное происхождение, чем в остальных словах. а) возможность б) ложь в) служба г) книжка д) брожение

Задание 17. Прочитайте отрывок из «Жития Феодосия» (1080-е гг.): «Многу же скърбь и мьчатание зълии дуси творяхуть ему въ пещерѣ тои». Напишите начальную форму подчёркнутого слова.

Задание 18. Укажите языковедческий термин, которым обозначают оглушение согласного звука под влиянием соседнего глухого согласного. а) рекурсия б) редукция в) диффузия г) ассимиляция д) аккомодация

Задание 19. Русским звукам [р] и [р’] в белорусском языке соответствует только один твёрдый звук [р], что отражается на письме: после буквы Р в белорусской письменности могут писаться только несмягчающие буквы А, О, У, Ы, Э. Поэтому на месте русских буквосочетаний РЕ, РИ, РЯ в белорусском языке мы обнаруживаем сочетания РЭ, РЫ, РА. Однако это соответствие не абсолютное, и русскому сочетанию РЕ в белорусском языке могут соответствовать все три сочетания — РЭ, РА и РЫ. Например: рус. РЕПА — белор. РЭПА рус. МОРЕ — белор. МОРА рус. НА МОРЕ — белор. НА МОРЫ рус. РЕЗАТЬ — белор. РЭЗАЦЬ рус. РЕКА — белор. РАКА рус. В НОРЕ — белор. У НАРЫ рус. ТРЕСК — белор. ТРЭСК рус. ПЕРЕВАЛ — белор. ПЕРАВАЛ рус. ПРИ УДАРЕ — белор. ПРЫ УДАРЫ Установив закономерность соответствия русских звукосочетаний белорусским, переведите на белорусский язык слова РЕЗЬБА, НА ШАРЕ, ПЕРЕЛЁТ, ДРЕМЛЮ, РЕШКА (Остальные буквы русского языка в данных словах полностью соответствуют буквам белорусского языка; знания белорусского языка для выполнения задания не требуется).

Задание 20. Установите соответствие между фразеологизмом и источником его происхождения. 1. Тришкин кафтан 2. Вавилонское столпотворение 3. Авгиевы конюшни 4. При царе Горохе а) устное народное творчество б) авторский в) античная мифология г) библейский

Задание 21. Укажите «лишнее» с точки зрения орфографического облика слово. а) дв…составное предложение б) дв…язычный словарь в) дв…актная пьеса г) дв…личный человек

Задание 22. Укажите предложение(-ия), в котором(-ых) на месте всех пропусков надо поставить букву Ь. а) Доч… напроч… отказалась леч… спать. б) Вкусный овощ… вырос около дач… в) Он получил лиш… восемь тысяч… г) Ребёнок пригож… и уж очень хорош… д) Вынь из кармана мелоч… и повесь плащ… е) Надо отвлеч…ся и прилеч… отдохнуть.

Задание 23. Укажите предложение(-ия), в котором(-ых) выделенные слова пишутся слитно. а) (Что) (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. б) Он искал, (за) (что) (бы) ухватиться. в) Тень начинала отходить (от) (того) берега. г) Мы (от) (того) не едем, что река не вошла в берега. д) Мать (то) (же) его услышала. е) Он улыбнулся ему ласково и в (то) (же) время лукаво.

Задание 24. Укажите предложение(-ия), в котором(-ых) следует разделить запятой составной подчинительный союз. (Знаки препинания не расставлены!) а) Мне однозначно здесь нравится хотя бы потому что урок идёт не сорок пять минут а сорок. б) Вместо того чтобы скользить по воде он начал эту волну перед собой толкать. в) Было немного боязно потому что на извещении неправильно написали мою фамилию. г) В этом парке мы могли провести весь день даже несмотря на то что на улице мороз за сорок.

Задание 25. Укажите предложение(-ия), в котором(-ых) требуется поставить двоеточие. (Знаки препинания не расставлены!) а) Я хорошо помню (?) как в восьмидесятом году ему исполнилось шестьдесят лет и празднование дня рождения проходило во дворе его дома. б) Конечно я помню (?) и самый страшный для москвичей день 16 октября 1941 года. в) Вот я помню (?) встречает меня однажды бывший курсант высшей школы. г) Играли мы этот спектакль лет пять (?) я помню свою роль хорошо.

Задание 26. Укажите предложение(-ия), в котором(-ых) требуется поставить только разделительные знаки препинания. (Знаки препинания не расставлены!) а) Ей подали красивое небольшое овальное зеркало. б) Поболтали о том о сём. в) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. г) Выбор книг по их мнению был скучный. д) У него не было ни лекарств ни пледа ничего что могло бы ей понадобиться. е) С утра шёл дождь однако к полудню небо прояснилось.

Задание 27. Укажите предложение(-ия), в котором(-ых) перед союзом И должна стоять запятая. (Знаки препинания не расставлены!) а) Наташе приходило иногда в голову что он не хотел видеть её и эти догадки её подтверждались тем грустным тоном которым говорили о нём старшие. б) Он понял что это была живая настоящая Наташа и не удивился но тихо обрадовался. в) В третьем акте на сцене был представлен дворец в котором горело много свечей и повешены были картины изображавшие рыцарей с бородками. г) Дворецкий в другой раз пришёл доложить Пьеру что француз привёзший от графини письмо очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от старой графини.

скачать ответы

Добавить комментарий