1 октября 2023 Турнир Ломоносова по литературе ответы и задания для 6-11 классов
Официальные ответы, решения и задания для турнира Ломоносова по литературе для 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса дата проведения турнира онлайн на сайте 1 октября 2023. Цель Турнира — дать участникам материал для размышлений и подтолкнуть интересующихся к серьёзным занятиям.
№ 1 (для школьников 6–9 классов)
Прочтите два стихотворения, авторами которых являются О.Э.Мандельштам (1891-1938) и В.А. Левин (род. 1933).
1.Для резиновой калошиНастоящая беда,Если день – сухой, хороший,Если высохла вода.Ей всего на свете хужеВ чистой комнате стоять:То ли дело шлепать в луже,Через улицу шагать!
2.Лошадь купила четыре калоши —Пару хороших и пару поплоше.
Если денек выдается погожий,Лошадь гуляет в калошах хороших.
Стоит просыпаться первой пороше —Лошадь выходит в калошах поплоше.
Если же лужи по улице сплошь,Лошадь гуляет совсем без калош.
Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?Разве здоровье тебе не дороже?
Предположите, кто автор первого текста.
Ответ без аргументации не оценивается.
О.Э. Мандельштам
В.А. Левин
Почему вы так считаете?
Решение
Какое из произведений, по-вашему, может называться «Калоша» и почему?
Решение
Как, на ваш взгляд, могло быть озаглавлено другое стихотворение?
Сравните тексты: как можно полнее ответьте, чем они похожи и в чем основные различия между ними.
Решение
Сочините свое стихотворение о калоше или о каком-нибудь предмете одежды.
№ 2 (для школьников 6–9 классов)
Перед вами фрагменты произведений Марка Твена и Радия Погодина.1.
Санитарка опустила на него глаза.— Голос потерял? Ничего, сейчас заголосишь.Она подтолкнула его к дверям.У Вандербуля свело спину, заломило в затылке.В кабинете на столике в угрожающе точном порядке лежали блестящие инструменты.Женщина-доктор писала в карточке.— Садитесь, — сказала она.Кресло, как холодильник, хоть совсем не похожее. Заныли зубы. До этого они не болели ни разу. Вандербуль жалобно посмотрел на врача. Доктор подбадривающе улыбнулась. Нажала педаль. Кресло поднялось бесшумно. <…>Неизвестность страшнее познания. И только героям понятно, что в слабых людях познание рождает страх, в сильных — мужество.— Как зовут? — Голос у доктора словно издалека.— Вандербуль.— Никогда не слыхала такого имени.— Это не имя. Имя у меня Васька. Мне зуб рвать.Доктор взяла инструмент, сверкающе острый. Её пальцы коснулись Вандербулева подбородка. Пальцы у докторши тёплые.— Открой рот. Какой зуб болит?— А вот этот. — Вандербуль сунул палец в рот, нащупал зуб, который потоньше. Герои стояли за дверью. Он слышал их сочувственное пыхтение.Докторша щурилась.— От горячего больно?Вандербуль согласился.— От холодного?— Тоже.Докторша постучала по зубу металлом. Вандербуль вздрогнул, выгнул спину дугой.Докторша по другому зубу стукнула и даже по третьему, в другой части рта.— Нет. — Вандербуль потряс головой и еле слышно добавил: — Рвите, который крепче.Глаза докторши приблизились. Зрачки подрагивали в них, вспыхивали чёрным сиянием.— Как думаешь: врач имеет право выдрать больного?2.Том поразмыслил еще немного и обнаружил, что у него шатается верхний передний зуб. Это была действительно большая удача. Он уже собирался застонать и скорчиться от боли, но вовремя вспомнил о тетушкином способе выдергивания шатающихся зубов и решил не спешить страдать от этой самой боли.Том продолжил поиски. Он припомнил, как доктор рассказывал об одной болезни, уложившей пациента в постель на две недели и грозившей ему потерей ноги. У Тома болел палец на ноге, о чем он и не думал. Сейчас ему было интересно, сможет ли он обдурить тетю Полли.— О-о, тетя Полли, мой больной палец. Мне кажется, он у меня отваливается. Тетя Полли упала на стул с чувством облегчения. Сначала она засмеялась, затем заплакала, а потом засмеялась и заплакала вместе. Это привело ее в себя, и она сказала Тому:— Прекрати весь этот вздор, выползай из постели и немедленно отправляйся в школу.Том почувствовал себя в нелепом положении, он сразу же прекратил стонать. — О-о, тетя Полли, — сказал он, — палец болел так сильно, что я совсем забыл про мой зуб.Не успел Том произнести эти слова, как тетя Полли уже внимательно изучала шатающийся зуб. В секунду она набросила петлю из шелковой нитки на зуб, а ее другой конец привязала к столбику кровати. Том умолял ее не вырывать зуб таким образом, но она была непреклонна. Тетка вышла из комнаты, схватила горящую головню из печки и ткнула ее чуть ли не в лицо мальчика. Он отдернулся и в ужасе уставился на зуб, раскачивающийся на нитке, привязанной к столбику.Когда Том отправился в школу, пустота, образовавшаяся в верхнем ряду его зубов, привлекала внимание всех мальчишек и вызывала у них зависть. «Пожалуй, ради этого стоило терпеть боль» — подумал Том.
Сравните приведенные тексты: как можно подробнее ответьте, чем они похожи и в чем основные различия между ними.
Решение
Как вы думаете, почему доктор из первого отрывка хочет «выдрать» пациента?
Решение
Какой отрывок взят из произведения под названием «Возраст выносливых и терпеливых»?
Почему вы так считаете?
№ 3 (для школьников всех классов)
Перед вами два стихотворения (в сокращении). Автор одного из них — Юлий Даниэль (1925-1988) (стихотворение было написано в лагере, где автор отбывал наказание за публикацию своих произведений за границей). Другое принадлежит перу Марины Цветаевой (1892-1941).
1. Читатели газетПолзёт подземный змей,Ползёт, везёт людей.И каждый — со своейГазетой (со своейЭкземой!) Жвачный тик,Газетный костоед.Жеватели мастик,Читатели газет.Кто — чтец? Старик? Атлет?Солдат? — Ни че́рт, ни лиц,Ни лет. Скелет — раз нетЛица: газетный лист!Которым — весь ПарижС лба до пупа одет.Брось, девушка!Родишь —Читателя газет.Кача — «живёт с сестрой» —ются — «убил отца!» —Качаются — тщетойНакачиваются.Что́ для таких господ —Закат или рассвет?Глотатели пустот,Читатели газет!Газет — читай: клевет,Газет — читай: растрат.Что ни столбец — навет,Что ни абзац — отврат…О, с чем на Страшный судПредстанете: на свет!Хвататели минут,Читатели газет!<…>Вот, други, — и кудаСильней, чем в сих строках! —Чтo думаю, когдаС рукописью в рукахСтою перед лицом— Пустее места — нет! —Так значит — нелицомРедактора газет-ной нечисти.2. ***Я ненавижуПрогнивший ворохПословиц старыхИ поговорокПро «плеть и обух»,Про «лоб и стену», —Я этой мудростиЗнаю цену.Она рождает,Я это знаю,«Свою рубашку»И «хату с краю».<…>И мордой об столВсему итог:«Куды поперли?!Знай свой шесток!..»Куда ни плюнешь —Такие сценки,А все оттуда,От «лба и стенки»,От тех, кто трусит —В «чужие сани»,Тех, кто с часами,Тех, кто с весами,Тех, кто в сужденьяхВысоколобыхВильнет цитаткойПро «плеть и обух»,А там — гляди-ка —Развел рукамиИ пасть ощерил:Ведь «жить с волками!»Когда за глоткуХватает кодло,За поговоркуЦепляться подло,Да лучше кровьюВконец истечь,Чем этой гнильюПоганить речь…
Если бы вы не могли пользоваться интернетом, как бы вы определили автора каждого стихотворения?
Решение
Сравните эти стихотворения: как можно полнее ответьте, чем они похожи (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чём основные различия между ними.
№ 4 (для школьников всех классов)
Прочтите приведенные ниже отрывки.
1. Но вот, наконец, показалаcь кухарка c блинами… Х, риcкуя ожечь пальцы, cхватил два верхних, cамых горячих блина и аппетитно шлепнул их на cвою тарелку. Блины были поджариcтые, пориcтые, пухлые, как плечо купечеcкой дочки… Х приятно улыбнулcя, икнул от воcторга и облил их горячим маcлом. Заcим, как бы разжигая cвой аппетит и наcлаждаяcь предвкушением, он медленно, c раccтановкой обмазал их икрой. Меcта, на которые не попала икра, он облил cметаной… Оcтавалоcь теперь только еcть, не правда ли? Но нет!.. Х взглянул на дела рук cвоих и не удовлетворилcя… Подумав немного, он положил на блины cамый жирный куcок cемги, кильку и cардинку, потом уж, млея и задыхаяcь, cвернул оба блина в трубку, c чувcтвом выпил рюмку водки, крякнул, раcкрыл рот…
2. У оглянулcя и увидел, что на cтоле cтояли уже грибки, пирожки, cкородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки cо вcякими припеками: припекой c лучком, припекой c маком, припекой c творогом, припекой cо cняточками, и невеcть чего не было. — Преcный пирог c яйцом! — cказала хозяйка.У подвинулcя к преcному пирогу c яйцом, и, cъевши тут же c небольшим половину, похвалил его. И в cамом деле, пирог cам по cебе был вкуcен, а поcле вcей возни и проделок cо cтарухой показалcя еще вкуcнее.— А блинков? — cказала хозяйка.В ответ на это У cвернул три блина вмеcте и, обмакнувши их в раcтопленное маcло, отправил в рот, а губы и руки вытер cалфеткой.
Определите по особенностям стиля и отдельным деталям описания, какой из отрывков взят из знаменитого произведения Н.В. Гоголя, а какой – из раннего рассказа А.П. Чехова.Ответ без аргументации не оценивается.
А.П. Чехов
Н.В. Гоголь
Как вы это определили?
Что можно узнать по этим описаниям о героях произведений и о том, как относятся к ним авторы?
Припомните как можно больше произведений, в которых опиcываетcя, что и как едят герои.Зачем, как вы думаете, это нужно пиcателям? (Раccмотрите каждый cлучай отдельно).
№ 5-6 (для школьников всех классов)
Один поэт в юности воспел жену царя, славившуюся благотворительностью и любовью к поэзии. Стихотворение, посвященное императрице, было адресовано ее фрейлине, но воспринималось как политическое и широко распространялось в списках. Спустя век с небольшим другой поэт написал стихи, в которых обратился к первому поэту и процитировал его стихотворение, однако посвятил это произведение не поэту, а учреждению. Ознакомьтесь с отрывком из второго стихотворения.
…. ! Тайную свободуПели мы вослед тебе!Дай нам руку в непогоду,Помоги в немой борьбе!
Первую часть задания с помощью интернета выполнить нетрудно.
Стихотворения | Первое | Второе |
Автор | ||
Название | ||
Когда написано? |
Какие слова из первого стихотворения процитированы во втором?
Опираясь на текст стихотворений и даты написания, предположите, хотя бы в общем виде, в чем смысл обращения второго поэта к первому.
Сочините свое стихотворное обращение к какому-нибудь поэту, процитировав в нем известные слова этого поэта.