Турнир Ломоносова

1 октября 2023 Турнир Ломоносова по биологии ответы и задания для 6-11 классов

Официальные ответы, решения и задания для турнира Ломоносова по биологии для 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса дата проведения турнира онлайн на сайте 1 октября 2023. Цель Турнира — дать участникам материал для размышлений и подтолкнуть интересующихся к серьёзным занятиям.

№ 1

(для школьников 6–8 классов)

На рисунках изображены некоторые птицы и их птенцы. Попробуйте совместить изображение взрослой птицы с изображением птенца того же вида. Если можете – назовите этих птиц с точностью до рода.

123
456
789
101112
1314 

Ответ можно представить в таблице:

№ 2

(для школьников 6–8 классов)

В настоящее время много говорится и пишется о том, что следует бороться с так называемыми инвазивными растениями – то есть видами, которые переселились со своей родины и активно распространяются на территориях, на которых раньше не росли.

Самый известный из таких вселенцев – Борщевик Сосновского. Он может причинять серьезный вред здоровью людей, поскольку при попадании на кожу сока этого растения возникают очень неприятные и плохо заживающие солнечные ожоги. Понятно, что с таким вселенцем бороться нужно. Но почему ученые предлагают бороться и с такими безобидными и даже красивыми растениями, как, например, Люпин многолистный или Мелколепестник однолетний? Они никаких ожогов не вызывают, а их заросли только радуют глаз. Какой вред могут наносить такие вселенцы? Объясните это с точки зрения биологии.

Люпин многолистный
Мелколепестник однолетний

№ 3

(для школьников 6–8 классов)

Путешествуя по тундрам гор Кольского полуострова, можно найти цветковое растение под названием Гарриманелла моховидная. Когда она цветёт, никаких сомнений в том, что растение – цветковое, нет. Но плоды издали напоминают коробочки мхов, а стебли и листья вблизи очень похожи на листостебельный мох. А как можно отличить плод Гарриманеллы от коробочки мха, имея походную лупу с увеличением в 10 раз? Как можно отличить ото мха выкопанное растение Гарриманеллы без цветков и плодов, имея световой микроскоп, увеличивающий до 500 раз?

мох Политрихум
Гарриманелла с цветами
Гарриманелла с плодом

А как можно отличить плод Гарриманеллы от коробочки мха, имея походную лупу с увеличением в 10 раз?

Решение

А как можно отличить плод Гарриманеллы от коробочки мха, имея походную лупу с увеличением в 10 раз? Как можно отличить ото мха выкопанное растение Гарриманеллы без цветков и плодов, имея световой микроскоп, увеличивающий до 500 раз?

Решение

№ 4

(для школьников 6–8 классов)

Большинство растений и многие низшие животные хорошо регенерируют. Даже некоторые позвоночные способны вырастить утраченную конечность. Человек утратил такую способность. Однако многие его ткани и органы могут восстанавливаться после повреждений. Какие органы, по вашему мнению, могут хорошо восстанавливаться, а какие – нет? За счет чего восстанавливаются те органы и ткани, которые регенерируют хорошо? Покажите это на конкретных примерах.

Какие органы, по вашему мнению, могут хорошо восстанавливаться?

Какие органы, по вашему мнению, не могут хорошо восстанавливаться?

За счет чего восстанавливаются те органы и ткани, которые регенерируют хорошо? Покажите это на конкретных примерах.

№ 5

(для школьников 7–9 классов)

Известно, что в процессе эволюции организмы, населяющие одну среду обитания, приобрели схожие признаки. Например, насекомые и птицы летают с помощью крыльев, но их крылья имеют разное строение, а водные млекопитающие обитают в водной среде подобно рыбам, но их адаптации отличаются от адаптаций рыб. Это стало возможным благодаря тому, что в процессе эволюции у представителей разных таксонов сформировались органы, выполняющие общую функцию.

Какие особенности в строении тела млекопитающих позволяют им постоянно жить в водной среде или вести полуводный образ жизни?

развитая подкожная жировая клетчатка

форма тела торпедообразная

форма тела сплюснута с боков

мягкий слой на поверхности твердого корпуса

наличие горизонтального хвостового плавника

плавательная перепонка вокруг тела или специальная перепонка типа «зонтик»

изгибание позвоночника в вертикальной плоскости

изгибание позвоночника в горизонтальной плоскости

конечности преобразованы в ласты

конечности преобразованы в плавники

густой и плотный волосяной покров

наличие вертикального хвостового плавника

недоразвитие задних конечностей

имеют плавательную перепонку

наличие плавательных перепонок

покров слизи

Какие приспособления для обитания в водной среде имеют представители рептилий?

панцирь довольно плоский, гладкий и имеет обтекаемую форму

высокий, куполообразный панцирь

панцирь кожистый, без щитков

панцирь твердый и плотный, покрыт щитками

перепонки между пальцами

волнообразные движения хвоста

хвост с плавником

сжатый с боков веслообразный хвост

№ 6

(для школьников 7–9 классов)

Органы дыхательной системы обеспечивают кислородом клетки и ткани многоклеточных животных. Например, у млекопитающих дыхательная система представлена путями, по которым кислород поступает в лёгкие и лёгкими – органами дыхания, в которых органно-тканевом уровне происходит газообмен. Так, кислород диффундирует из просвета альвеол в кровь, а углекислый газ, наоборот, из крови в просвет легких и выдыхается во внешнюю среду. У беспозвоночных животных, обитающих в наземно-воздушной среде, органы дыхания могут быть представлены легкими, трахеями, но в некоторых случаях специализированных органов дыхания может и не быть.

В связи с этим выберите верные утверждения.

все водные моллюски дышат жабрами

личинки некоторых наземных насекомых могут дышать кислородом воды

водные черепахи, как и змеи, дышат жабрами

все рыбы нуждаются в одинаковом количестве кислорода

у некоторых организмов в переносе кислорода участвуют белки, содержащие медь

легкие есть только у организмов с замкнутой кровеносной системой

есть рыбы, которые могут дышать кислородом воздуха

у всех живых организмов в клетках есть митохондрии

у растений процесс клеточного дыхания происходит в хлоропластах

газообмен возможен благодаря разнице парциальных давлений газов

переносчиком кислорода в крови всегда является гемоглобин

кислород является донором электронов в митохондриях

Выберите животных, органы дыхания которых приспособлены для забора кислорода из воды.

катран обыкновенный

большой синекольчатый осьминог

крокодил нильский

личинка жука майского

нереис зелёный

прудовик малый

паук-серебрянка

беззубка обыкновенная

кит гренландский

пингвин императорский

№ 7

(для школьников 8–11 классов)

Организм человека – сложно устроенная многоклеточная система. Все органы этой системы работают слаженно и управляются двумя взаимодействующими системами – нервной и эндокринной. Таким образом, благодаря нейрогуморальной регуляции организм находится в балансе, несмотря на влияния окружающей среды.

Какие из перечисленных веществ, являются гормонами, участвующими в регуляции осмотического давления плазмы крови?

Известно, что почки человека выполняют важную роль – очищают кровь от токсинов разной природы, избытка неорганических веществ и органических веществ. Через почки удаляется часть воды вместе с перечисленными веществами. Таким образом, нормализуется водно-солевой обмен, артериальное давление (АД) поддерживается постоянным. Кроме того, почки участвуют в активации и выработке биологически важных веществ.

В связи с этим выберите верные утверждения.

№ 8

(для школьников 9–11 классов)

Зелёные растения нашей Планеты играют важнейшую роль – обеспечивают кислородом всех аэробов, что позволяет более эффективно расходовать питательные вещества, являющиеся источником энергии, необходимой для жизни. Это возможно благодаря процессу фотосинтеза, протекающего в специальных органоидах – хлоропластах. Этот процесс сложный, состоит из многих стадий, суть которых сводится к тому, что энергия солнечного света переходит в энергию химических связей. Но не во всех клетках многоклеточных растений идут процессы фотосинтеза.

Выберите те структуры многоклеточных растений, в клетках которых может идти фотосинтез.

№ 9

(для школьников 9–11 классов)

Животные, населяющие естественные среды обитания, находятся в непрерывной борьбе за существование, что привело к возникновению у них различных адаптаций. Так, примерами адаптаций являются различные маскировки, подражательные окраски и предупреждающие окраски. Но эволюционно закрепившиеся сходства живых организмов с другими живыми организмами и неодушевленными предметами – это не только совпадение окраски или формы.

Сопоставьте организм и адаптацию, характерную для него.

ОРГАНИЗМЫАДАПТАЦИИ

№ 10

(для школьников 9–11 классов)

Известно, что в жизненном цикле большинства организмов происходит чередование гаплоидной и диплоидной жизненных фаз. При объединении гаплоидных клеток образуется диплоидная, которая либо дает начало многоклеточной стадии, либо способна к мейотическому делению. В результате мейоза снова образуются гаплоидные клетки. Таким образом, благодаря кроссинговеру, независимому расхождению гомологичных хромосом в анафазу первого мейотического деления и случайной встрече гамет, в популяции возникают новые комбинации уже имеющихся генов, что повышает выживаемость особей этой популяции.

Соотнесите клетки организмов разных групп с плоидностью их ядер, учитывая, что в результате слияния гамет у этих организмов образуются диплоидные зиготы.

№ 11

(для школьников 10–11 классов)

Одним из четырёх органогенов является азот, входящий в состав аминокислот, азотистых оснований, витаминов и других жизненно важных веществ. Круговорот азота в природе возможен благодаря, в первую очередь, микроорганизмам, способным включать разные формы азота в свой метаболизм. Мы знаем, что, несмотря на высокое содержание молекулярного азота в атмосферном воздухе, большинство организмов не могут использовать его, поскольку у них отсутствуют необходимые ферменты. Только некоторые бактерии могут фиксировать азот воздуха, например, почвенные бактерии рода Azotobacter.

Ниже приведен возможный цикл азота, стадии которого обозначены буквами.

№ 12

(для школьников 10–11 классов)

Зелёные растения нашей Планеты играют важнейшую роль – обеспечивают кислородом всех аэробов, что позволяет более эффективно расходовать питательные вещества, являющиеся источником энергии, необходимой для жизни. Это возможно благодаря процессу фотосинтеза, протекающего в специальных органоидах – хлоропластах. Этот процесс сложный, состоит из многих стадий, суть которых сводится к тому, что энергия солнечного света переходит в энергию химических связей. Но не во всех клетках многоклеточных растений идут процессы фотосинтеза.

Выберите структуры и вещества многоклеточных растений, задействованные в световой фазе процесса фотосинтеза.

Добавить комментарий