10 декабря Пробник ЕГЭ 2026 по русскому языку 11 класс 4 варианта с ответами ФИПИ
Новая контрольная работа в формате пробное ЕГЭ 2026 по русскому языку 11 класс 4 тренировочных варианта 1151, 1152, 1153, 1154 заданий с ответами и сочинением для подготовки к экзамену ФИПИ. Каждый вариант тренировочного экзамена состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
1 вариант пробник ЕГЭ 2026 по русскому языку 11 класс
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Россию раньше называли страной, богатой лесом, и это не случайно. Леса покрывали её огромные пространства. Лес давал не только дешёвую древесину. Он был кормильцем и поильцем. Охотника кормил «звериным промыслом»; земледельца – лесными угодьями и бортничеством; ремесленника – различными ремёслами, связанными с использованием дерева. Наблюдая за жизнью леса, человек подмечал изменения природы, которые происходят ˂…˃ сменой времён года. Лес укрывал от врагов, для чего из поваленных деревьев устраивали засеки, из дерева возводили стены и башни крепостей и острогов. Постепенно леса отступали перед огнём и топором человека. Для расширения пахотных земель, развития промышленности человек осваивал лесные массивы.
Богатства природы казались неисчерпаемыми, лесам конца и края нет, оком не охватишь. И не сразу люди поняли, что природная кладовая может иссякнуть и необходимо её беречь и восполнять утраченное. Всё в природе взаимосвязано, и ничто не проходит бесследно. Уничтожали леса – понижался уровень грунтовых вод, мелели реки, снижалось плодородие земель, вымирали отдельные виды животных. В конечном счёте хуже становилось людям. Сегодня уже доказано, что лес поддерживает кислородный баланс, улучшает климат, влияя на распределение осадков, влажность и температуру воздуха, защищает от ветра. Лес непосредственно воздействует на здоровье человека: он убивает болезнетворные микробы и ионизирует воздух. (По Л.И. Даниловой)
1. Самостоятельно подберите составной производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите этот предлог.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПОКРЫВАТЬ. кого, что. Расти, укрывая собой какую-либо поверхность. Мох, трава покрывали крышу старого дома. 2) ПРИРОДА. Натура, характер человека. Спокойный, сдержанный по природе. 3) МАССИВ. Большое пространство, однородное по каким-нибудь признакам. Степной массив, водный массив. 4) УРОВЕНЬ. Прибор для проверки горизонтальности плоскостей; ватерпас. Проверить горизонтальность пола по уровню. 5) ОТДЕЛЬНЫЙ. Обособленный, самостоятельный. Отдельное помещение.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (изменения, расширения, развития), полные причастия («связанными с использованием дерева», «из поваленных деревьев» и др.), деепричастия (наблюдая, влияя). 2) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствуют термины (грунтовых вод, кислородный баланс, климат и др.). 3) Метафоры (за жизнью леса, богатства природы, природная кладовая), фразеологизмы (конца и краю нет, оком не охватишь) способствуют созданию эмоциональности, экспрессивности текста, выражению авторского отношения к описываемому. 4) Текст относится к официально-деловому стилю, так как цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции. 5) Смысловая точность обеспечивается синтаксическими особенностями текста: использованием предложений с однородными членами, предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, и сложных предложений разных типов.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) бухгалтерОв 2) слИвовый 3) клалА 4) премировАть 5) кремнЯ.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Коллективу предприятия с успехом удалось претворить в жизнь ГОДОВОЙ план. Это был поистине ЦАРСТВЕННЫЙ подарок. Она всегда прислушивалась к мнению своей ПРАКТИЧНОЙ приятельницы. Человеческая слава – явление ПРЕХОДЯЩЕЕ. На приёме в посольстве он ни разу не нарушил ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. домашняя ТУФЛЯ по ПРИЕЗДЕ в город ЩИПЛЕТ нос деревянные ПЛИНТУСЫ ВЫСОХНУЛ на крыше блестящих ЭПОЛЕТ.
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) к..нонада, сп..ртакиада, обог..щение
2) параш..т, прищ..рить (глаза), поч..ять (неладное)
3) р..цензия, ст..пендия, ф..олетовый
4) оп..здание, подск..чить, пл..вчиха
5) м..нталитет, (ночное) прив..дение, пол..нившийся (доделать работу)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..шелец, (молодой) пр..емник, пр..дирчивый
2) ра..двоение, во..двигнуть, и..подтишка
3) супер..нтересный, сверх..мпульсивный, вз..мать
4) пр..гульщик, с..жаление, от..двинуть
5) п..янящий (аромат), кур..ёз, меж..я
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вышаг..вая, нищ..та
2) эмал..вый, зно..н
3) насмешл..вый, заманч..вый
4) накрахмал..вший, врем..чко
5) делов..тый, пес..
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) обиж..нный, дремл..шь
2) (они) держ..тся (за руки), мурлыч..щий (кот)
3) будораж..вший (воображение), (рассвет чуть) брезж..т
4) утер..нные (документы), (они) высп..тся
5) (они) вышл..т (посылку), завис..щий (от обстоятельств)
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Библиотека была (НЕ)БОЛЬШАЯ, но очень ценная. 2) Вроде бы и прямым текстом ничего (НЕ)СКАЗАНО, а намёк понятен. 3) Дальше он спрятал рукопись, боясь, что начнётся шум, а тогда ему (НЕ)СДОБРОВАТЬ. 4) Готовиться к поездке мы начали (НЕ)ЗАДОЛГО до отпуска. 5) Необъяснимая (НЕ)ДРУЖЕЛЮБНОСТЬ сторожа на проходной удивила меня.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Он взял циркуль, угломер, (ПОЛУ)КРУГЛУЮ медную дугу, (НА)ПОДОБИЕ тех, какие употреблялись в математических приборах. 2) (ЗА)ТЕМ поворотом шоссейной дороги оказалась (В)РОДЕ бы обитаемая деревня. 3) (В)ДАЛЕКЕ виднеются горы, которые, кажутся, во ЧТО(БЫ) то ни стало пытаются достичь туч. 4) (В)ВИДУ приближающегося праздника всем хотелось узнать (НА)СЧЁТ сроков выплаты премии. 5) Стояла осень, но тепло было (НА)СТОЛЬКО, что люди ходили в пальто (НА)РАСПАШКУ.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Резец войны прошёлся по обоим лицам: он придал не свойстве(1)ую ю(2)ости жестковатость и скова(3)ость лицу дочери; он выпятил бугристый лоб над иссечё(4)ым, крупно складчатым лицом отца и сделал голову его стра(5)о похожей на голову больного, старого льва.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Пленников возили за войском на большом сером верблюде в четырёх связанных попарно корзинах. 2) Кобыла не то задумалась не то залюбовалась тихой поверхностью пруда. 3) Над лугом к вечеру усиливались влажные запахи и особенно сочно и сытно благоухало сено. 4) Вместе с брызгами что-то промелькнуло едва заметной золотой искоркой в косом солнечном луче. 5) Вопросы войны и мира с исключительной остротой и силой ставились Л. Н. Толстым и в художественных произведениях и в публицистических статьях и трактатах.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сюжет услышал от кого-то из газетчиков (1) интервьюировавших меня (2) и (3) захотевших растормошить (4) пересказав историю (5) о том, как владелец цирка прогнал безвестного артиста (6) просившего у него руки дочери, а бедняга за годы фанатической работы подготовил сногсшибательный номер (7) в результате провалившийся на публике, которая не оценила сложность исполнения.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). — Я не вовремя (1) кажется, — заметил Ростов. — Ах, полно (2) пожалуйста! Можешь ли ты быть не вовремя, — сказал Борис. Борис ввёл его в комнату, где был накрыт ужин, познакомил с гостями. Жилинский (3) видимо (4) не радостно принял это новое русское лицо в свой кружок и ничего не сказал Ростову. Борис (5) казалось (6) не замечал происшедшего стеснения от появления нового лица. Один из французов обратился к Ростову и сказал ему, что (7) вероятно (8) для того, чтобы увидать императора, он приехал в Тильзит. (По Л.Н.Толстому)
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Нам было бы интересно наметить спектр вопросов (1) решение (2) которых (3) невозможно без участия специалистов из разных научных областей (4) и дать возможность представителям этих областей ознакомиться с тем (5) что происходит в смежных сферах исследований познаний.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах.
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится (-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Вилли был взят в плен в результате ожесточённого боя зимой 1943 года на подступах к Сталинграду. 2) Райским уголком, обиталищем счастливцев показалась рассказчику землянка со спящими вповалку на полу солдатами. 3) Война ожесточает человека, делает невозможным проявление любви. 4) Дядя Паша и Вилли ели из котелка радиста. 5) Видя, как двое врагов в середине войны забыли вражду, рассказчик был готов заплакать от счастья.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 14 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 13. 2) В предложении 18 содержится описание внешности человека. 3) Предложения 25 и 26 противопоставлены по смыслу. 4) Предложения 30-35 содержат повествование. 5) Предложения 48-50 содержат рассуждение.
25. Из предложений 4-6 выпишите один фразеологизм.
26. Среди предложений 13-18 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи форм(ы) слов(а). Запишите номер (-а) этого (-их) предложения.
27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Что на войне обретает особую ценность?».
2 вариант пробника ЕГЭ 2026 по русскому языку 11 класс
Грамматика существенно отличается от стилистики, но в то же время ни одно грамматическое исследование, не говоря уже о нормативной грамматике, не может обойтись без стилистических наблюдений и экскурсов. В целом ряде случаев граница между грамматикой и стилистикой и вовсе стирается.
Можно сказать, что грамматика и стилистика сходятся и расходятся в любом конкретном языковом явлении: если рассматривать его ˂…˃ в системе языка, то это грамматическое явление; если же рассматривать его в рамках индивидуального высказывания или речевого жанра, то это стилистическое явление. Ведь сам выбор говорящим определённой грамматической формы есть акт стилистический. Но эти две точки зрения на одно и то же явление языка не должны быть взаимно непроницаемы друг для друга и не должны просто механически сменять друг друга, но должны органически сочетаться на основе реального единства языкового явления. Только глубокое понимание природы высказывания и особенностей речевых жанров может обеспечить правильное разрешение этой сложной методологической проблемы.
Изучение природы высказывания и речевых жанров имеет основополагающее значение для преодоления упрощённых представлений о речевой жизни, о так называемом речевом потоке, о коммуникации, ещё бытующих в нашем языкознании. Более того, изучение высказывания как реальной единицы речевого общения позволит правильнее понять и природу слова и предложения – единиц языка как системы. (По М.М.Бахтину)
1. Самостоятельно подберите простую выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ЯВЛЕНИЕ. Событие, случай. Странное, загадочное явление. 2) ВЫБОР. То, из чего можно выбрать. Большой выбор товаров. 3) ОБЕСПЕЧИТЬ. что. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. Обеспечить успех. 4) ПРИРОДА. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений. 5)РЕАЛЬНЫЙ. Действительно существующий, не являющийся воображаемым. Реальная жизнь.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст относится к научному стилю, так как цели автора – сообщить научную информацию и аргументировать её. 2) Эмоциональности, экспрессивности текста, выражению авторского отношения способствует использование эпитетов («грамматическое исследование», «в конкретном языковом явлении», «речевых жанров»), сравнений (высказывания как реальной единицы речевого общения, языка как системы). 3) Грамматические особенности текста обусловлены задачей создания художественного повествования: использованы глаголы, обозначающие последовательно осуществляемые действия (отличается, не может обойтись, стирается, рассматривать, сочетаться), предложения с обособленными обстоятельствами и определениями в изобразительной функции (не говоря уже о нормативной грамматике, ещё бытующих в нашем языкознании). 4) В тексте использованы характерные для книжной речи языковые средства: книжная лексика (экскурсов, природы (высказывания), о коммуникации), предложения с составным глагольным сказуемым (не может обойтись, не должны сменять, должны сочетаться, может обеспечить). 5) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствуют термины (грамматика, стилистика, грамматические нормы).
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) сосредоточЕние 2) плодоносИть 3) мозАичный 4) издрЕвле 5) Экскурс.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Теперь игроки должны были по очереди бросить свой ИГРАЛЬНЫЙ кубик. Никите, обладающему удивительными вокальными способностями, окружающие ПРОЧИЛИ карьеру оперного певца. Впечатление от поездки осталось ДВОЯКОЕ и какое-то тревожное. При включении поворотников устройство издаёт ЗВУКОВОЙ сигнал в салоне автомобиля, что позволяет водителю контролировать процесс манёвра. Профессиональный редактор всегда учитывает возможность субъективной трактовки читателем фактов, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ автором.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Детализация некоторых позиций баланса имеет большое значение для получения более исчерпывающей информации о ходе выполнения плана и о финансовых результатах.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. в магазине не было ДЖИНСОВ ПОДСКОЛЬЗНУЛСЯ на повороте биологические ВОЗРАСТЫ с ПОЛУТОРАСТА килограммами.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) прил..скать (ребёнка), к..рательные меры, вари..тивный 2) разр..жённый (воздух), (в) см..тении, прис..дать 3) (деревенский) ст..рожил, те..ретический, сотв..рить 4) разв…твление, над..рёшь (в огороде лук), нас..комое 5) огр..ничение, к..нференция, (волосы) выг..рели (на солнце).
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) по..шивка, на..треснутый, о..гремел (салют) 2) пр..бавлять, пр..брежный, пр..бывать (в Москве) 3) вз..мать, дез..информация, спорт..инвентарь 4) комп..ютер, кар..ера, под..ячий 5) п..просить, сложнос..кращённы.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) сгущ..нка, юбч..нка 2) ненавид..ть (врага), засе..ть (поле) 3) рул..вой, обессил..ть (от усталости) 4) письм..цо, кружоч..к 5) обнадёж..вать, милост..вы.
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) хлещ..щий (дождь), множ..щий (сущности) 2) (волны) рокоч..т, (куры) кудахч..т 3) вер..щий, кле..щий 4) (они) закол..т (волосы), люб..щий (сын) 5) всклокоч..нный, выкач..нный (автомобиль).
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Когда мы плыли на лодке по разлившейся реке, нам то и дело попадались грязно-серые пятачки — (НЕ)ЗАТОПЛЕННЫЕ ещё бугорки. 2) (НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны. 3) Тугие бутоны (НЕ)РАСПУСТИВШИХСЯ роз источали тонкий аромат. 4) Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борька. 5) (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов. 1) Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека. 2) Каждый человек, (ПО)МОЕМУ, должен избрать себе в жизни КАКОЙ(ТО) маяк и стремиться к нему, как корабль стремится к берегу. 3) Отец (ПО)НЕВОЛЕ призадумался: ЧТО(БЫ) такое сказать? 4) На поляне стояла высокая сосна, она ТИХО(ТИХО) шумела, хотя ВЕТРА(ТО) не было. 5) За двадцать лет изъездил я Россию ЧУТЬ(ЛИ) не по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется НН. Мыс пересекала широкая дорога, проложе(1)ая самолётом. Облома(2)ые вершины, вывороче(3)ые с корнем деревья и нагромождё(4)ые у края воды свежерасщеплё(5)ые стволы привлекли внимание Сергиевского. Некоторые обломки деревьев были отброше(6)ы далеко в глубь бухты — такова была сила удара самолёта, прочность его корпуса.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Ветер ещё более разыгрался рванул со всей силой и сорвал с дерева листву. 2) Я ощутил странное одиночество углубился в себя. 3) Ветер что-то мне нашёптывает и наговаривает трубит и воет. 4) Внезапный ветер налетел липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. 5) Остались на старой липе только редкие жёлтые листья.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сюжет услышал от кого-то из газетчиков (1) интервьюировавших меня (2) и (3) захотевших растормошить (4) пересказав историю (5) о том, как владелец цирка прогнал безвестного артиста (6) просившего у него руки дочери, а бедняга за годы фанатической работы подготовил сногсшибательный номер (7) в результате провалившийся на публике, которая не оценила сложность исполнения.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). — Много ль за часы-то (1) Алёна Ивановна? — А с пустяками (2) батюшка (3) ходишь. Они ничего (4) почитай) (5) не стоят. (По Ф.М. Достоевскому)
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Казалось (1) что Ромашов стремился заглянуть в своё будущее (2) чтобы угадать (3) чем грозит ему это простое движение (4) которым (5) я потянул из папки лист бумаги и положил перед собой.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Солнце уже ушло (1) и (2) когда веер малиновых с золотом учей напряжённо бил из-за потемневших контуров сопок (3) то они постепенно меняли свой облик (4) который становился похожим на сказочных чудовищ.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится (-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)С древних времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. (2)Возникновение жизни, происхождение человека, устройство человеческого тела, секрет долголетия — подобные вопросы много столетий волнуют нас. (3)Самые первые научные представления о строении и жизни человеческого организма появились в древности. (4)Потребовалось почти 23 столетия упорного труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела. (5)Человек — самое сложное явление живой природы.(6) Но и сегодня мы знаем далеко не все об организме человека. (7)Здоровье человека — самое ценное его достояние. (8) Слишком часто люди растрачивают его и разрушают, наносят ему непоправимый вред.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Родители должны помочь своему ребёнку осознать его ответственность перед собой и перед обществом при выборе своей профессии. 2) Человек, который не любит свою профессию, причиняет вред только самому себе. 3) В образе Серебрякова из пьесы «Дядя Ваня» Чехов представил человека, хорошо понимающего искусство. 4) Рассказчик не раз обращался к мальчику – персонажу произведения – за техпомощью. 5) Увлечения мальчика, живущего в доме рассказчика, не находят поддержки у его родителей.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 1-5 содержат повествование. 2) Предложения 12-14 раскрывают содержание предложения 11. 3) В предложениях 18-20 представлено описание. 4) В предложениях 22,24 представлено рассуждение. 5) Предложения 31 и 32 противопоставлены по содержанию.
25. Из предложений 36, 37 выпишите антонимы (антонимическую пару).
26. Среди предложений 1-10 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер (-а) этого (-их)
27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Как должны относиться родители к увлечениям своих детей?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами иллюстрациями.
3 вариант ЕГЭ 2026 по русскому языку 11 класс
Пышный торт Возьмите 5 яиц и осторожно отделите желтки от белков. В желтки всыпьте 5 столовых ложек сахарного песка, хорошенько разотрите, затем добавьте 5 столовых ложек муки; ˂…˃ смешайте и добавьте 200 г сметаны и опять тщательно перемешайте. Белки взбейте в крепкую пену, постепенно добавляя две-три столовые ложки сахара. Взбитые белки осторожно смешайте с тестом, добавляя их не сразу, а постепенно, чтобы они распределились равномерно. Разогрейте форму или большую сковороду с высокими краями, смажьте её маслом, слегка обсыпьте сухарями, осторожно выложите тесто и поставьте в духовку на 20-25 минут.
Торт в духовке высоко поднимется. Он будет готов, когда начнёт отставать от краёв сковороды. Когда торт остынет, разрежьте его на две лепёшки. Нижнюю слегка пропитайте сиропом (ягодным или сахарным), выложите половину крема, накройте второй лепёшкой, а на неё сверху выложите оставшийся крем. Торт можно украсить орехами, ягодами из варенья. Крем готовится так: 200 г сливочного масла разотрите со стаканом сахара, добавьте 2 яйца, ванилин, всё хорошо взбейте.
1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) КРЕПКИЙ. Прочный, надёжный, неизменный. Крепкая семья. 2) ФОРМА. Приспособление для придания чему-либо (обычно какой-либо массе) определённых очертаний. Литейная форма. Форма для желе. 3) ПОДНЯТЬСЯ. Приподняться, занять более высокое положение. Подняться на носки, на цыпочки. 4) ГОТОВЫЙ. Сделавший все необходимые приготовления, подготовившийся к чему-либо. Готов к экзаменам. 5) ОТСТАВАТЬ. Отделяться от чего-либо; отваливаться. Кора отстаёт от ствола.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов. 1) В первом (1) абзаце текста в качестве средства связи предложений используется лексический повтор. 2) Основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткую инструкцию по приготовлению торта. 3) Благодаря использованию глаголов в форме повелительного наклонения (возьмите, отделите, добавьте, смажьте и др.), наречий со значением образа действия, меры и степени (осторожно, тщательно, слегка, хорошо) и односоставных определённо-личных предложений обеспечивается предписывающий характер текста. 4) Для обеспечения точности изложения в тексте используется общеупотребительная лексика, имеющая ограниченные возможности синонимической замены (яиц, сахарного песка, с тестом, маслом). 5) Использование эпитетов («пышный торт», «крепкую пену», «столовых ложек», «сахарного песка», «с высокими краями») способствует эмоциональности, выразительности изложения.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) (бедные) сирОты 2) прозОрливый 3) принЯли 4) сверлИт 5) диспАнсер.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Вечером в окно потянуло БОЛОТНОЙ сыростью, и хозяйка затопила печку. На выставке редких вещей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности. Рассказ А.П.Чехова «Дама с собачкой» вызвал у меня ДВОЙСТВЕННОЕ впечатление. Жизнь героев пьесы протекала обыденно – в ВЕЧНЫХ хлопотах и заботах. Программы в области технологического предпринимательства будут внедрены в ТЕХНИЧЕСКИХ вузах страны.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В связи с увеличением тарифов на электроэнергию изменилась и стоимость цены́ строительно-монтажных работ, выполняемых нашим предприятием.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пригласить на МОЙ день рождения много ОКОНЦЕВ скоро ВЫЗДОРОВЛЮ мороз ЩИПЛЕТ равна ЧЕТЫРЁМСТАМ ДВАДЦАТИ сантиметрам.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) расст…лать (скатерть), л…нейка, г…ниальный 2) выл…нять (от стирки), аргум…нтировать, орб…тальный 3) вообр…жение, пор…внялся, заг…реть 4) зар…стать, попл…вок, осн…стить 5) пери…дический, прик…сновение, симв…
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр…бавлять, пр…брежный, пр…бывающий (на станцию поезд) 2) пред…юньский, от…грать, дез…нформация 3) бе…связный, ра…плачиваться, чере…чур 4) по…шивка, на…треснутый, о…греметь 5) пр…родитель, нед…сказанность.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) сет…вой, обур…вавший 2) отча…ться, нефт…ная (отрасль) 3) прерыв…стый, рул…вой 4) продл….вать, ослаб….вать 5) образц….вый, сно.
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) потян…шься, воспева…мый 2) онеме…шь, ожида…мый 3) сия…шь, постро…вший 4) выстро…шь, сброш…нный 5) беспоко…щаяся, дремл…щий
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Тяжёлый день позади, и можно уснуть, но мне отчего-то (НЕ)СПИТСЯ. 2) Гость слегка развёл руками: он искренне (НЕ)ДОУМЕВАЛ. 3) В русском языке есть слова, грамматически (НЕ)СВЯЗАННЫЕ с членами предложения. 4) Тебе не надо себя (НИ)(В)ЧЁМ упрекать. 5) Шутка оказалась абсолютно (НЕ)СМЕШНО
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов. 1) Главной частью (СТЕН)ГАЗЕТЫ всегда был заголовок на (ПОЛ)ЛИСТА. 2) Доктор КАК(ТО) (ПО)ОСОБЕННОМУ посмотрел на меня: в его взгляде чувствовалась теплота и поддержка. 3) СКАЖИТЕ(КА) мне лучше всё сразу, (ПО)ДРУЖЕСКИ. 4) ДАЛЕКО(ДАЛЕКО), на том берегу, в непроглядной мгле, горело несколько ЯРКО(КРАСНЫХ) огней. 5) ИЗ(ЗА) угла продуктового магазина выглянула большая серая кошка, но ТУТ(ЖЕ), словно испугавшись, спряталась.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В старой большой гости(1)ице на мощё(2)ой булыжником площади, где было тихо и пусты(3)о, посетителей не ждали, но неожида(4)о к крыльцу подъехал экипаж.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый снег. 2) Сад был великолепен и особенно его украшали кусты разноцветной буйно цветущей сирени. 3) Ветер мне что-то нашёптывает и наговаривает трубит и воет. 4) Внезапный ветер налетел липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. 5) Остались на старой липе только редкие жёлтые листья.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Доверчивая (1) добродушная (2) и кроткая (3) она всех поражала (4) привлекая какой-то детской наивностью.
18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. — Вы надолго приехали в Москву? Ведь вы (1) кажется (2) мировым земством занимаетесь, и вам нельзя надолго, — спросила княгиня Нордсон. — Княгиня (3) я не занимаюсь более земством, — сказал Левин. — Константин Дмитрич (4) растолкуйте мне (5) пожалуйста, что такое значит, — вы всё это знаете, — у нас в калужской деревне все мужики и все бабы ничего нам не платят. — Извините меня (6) графиня, но я (7) право (8) ничего этого не знаю и ничего не могу вам сказать, — сказал он и оглянулся на входившего вслед за дамой военного. (По Л.Н.Толстому)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Когда наступает зимний вечер (1) и (2) когда город погружается в тишину (3) зажигаются уличные фонари (4) в свете которых (5) искрятся снежинки.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Старик что-то говорил (1) и (2) когда поднялся на свои худые ноги (3) то он стал попадать ими (4) в стоявшие подле трубы туфли.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) С первого дня появления на свет младшей сестры рассказчица стала для неё второй мамой. 2) Рассказчица приводит примеры из жизни страны в девяностые годы. 3) Сёстры были внешне полными противоположностями. 4) Разница в возрасте двух сестёр составляла шесть лет. 5) Противоположности, по мнению рассказчицы, редко притягивают друг друг.
24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1-4 содержится повествование. 2) В предложениях 5,6 содержится описание. 3) В предложениях 7-10 представлено рассуждение. 4) Предложение 15 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 14. 5) Предложения 25 и 26 противопоставлены по содержанию.
25. Из предложений 28-31 выпишите один фразеологизм.
26. Среди предложений 18-22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм(ы) слов(а) и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Как человек понимает, что он взрослеет?»
1154 вариант пробника ЕГЭ 2026 по русскому языку
Россию раньше называли страной, богатой лесом, и это не случайно. Леса покрывали её огромные пространства. Лес давал не только дешёвую древесину. Он был кормильцем и поильцем. Охотника кормил «звериным промыслом»; земледельца – лесными угодьями и бортничеством; ремесленника – различными ремёслами, связанными с использованием дерева. Наблюдая за жизнью леса, человек подмечал изменения природы, которые происходят ˂…˃ сменой времён года. Лес укрывал от врагов, для чего из поваленных деревьев устраивали засеки, из дерева возводили стены и башни крепостей и острогов. Постепенно леса отступали перед огнём и топором человека.
Для расширения пахотных земель, развития промышленности человек осваивал лесные массивы. Богатства природы казались неисчерпаемыми, лесам конца и края нет, оком не охватишь. И не сразу люди поняли, что природная кладовая может иссякнуть и необходимо её беречь и восполнять утраченное. Всё в природе взаимосвязано, и ничто не проходит бесследно. Уничтожали леса – понижался уровень грунтовых вод, мелели реки, снижалось плодородие земель, вымирали отдельные виды животных. В конечном счёте хуже становилось людям. Сегодня уже доказано, что лес поддерживает кислородный баланс, улучшает климат, влияя на распределение осадков, влажность и температуру воздуха, защищает от ветра. Лес непосредственно воздействует на здоровье человека: он убивает болезнетворные микробы и ионизирует воздух. (По Л.И. Даниловой)
1. Самостоятельно подберите составной производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите этот предлог.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПОКРЫВАТЬ. кого, что. Расти, укрывая собой какую-либо поверхность. Мох, трава покрывали крышу старого дома. 2) ПРИРОДА. Натура, характер человека. Спокойный, сдержанный по природе. 3) МАССИВ. Большое пространство, однородное по каким-нибудь признакам. Степной массив, водный массив. 4) УРОВЕНЬ. Прибор для проверки горизонтальности плоскостей; ватерпас. Проверить горизонтальность пола по уровню. 5) ОТДЕЛЬНЫЙ. Обособленный, самостоятельный. Отдельное помещение.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (изменения, расширения, развития), полные причастия («связанными с использованием дерева», «из поваленных деревьев» и др.), деепричастия (наблюдая, влияя). 2) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствуют термины (грунтовых вод, кислородный баланс, климат и др.). 3) Метафоры (за жизнью леса, богатства природы, природная кладовая), фразеологизмы (конца и краю нет, оком не охватишь) способствуют созданию эмоциональности, экспрессивности текста, выражению авторского отношения к описываемому. 4) Текст относится к официально-деловому стилю, так как цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции. 5) Смысловая точность обеспечивается синтаксическими особенностями текста: использованием предложений с однородными членами, предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, и сложных предложений разных типов.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) бухгалтерОв 2) слИвовый 3) клалА 4) премировАть 5) кремнЯ.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Коллективу предприятия с успехом удалось претворить в жизнь ГОДОВОЙ план. Это был поистине ЦАРСТВЕННЫЙ подарок. Она всегда прислушивалась к мнению своей ПРАКТИЧНОЙ приятельницы. Человеческая слава – явление ПРЕХОДЯЩЕЕ. На приёме в посольстве он ни разу не нарушил ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этике
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случае в дальнейшем.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. домашняя ТУФЛЯ по ПРИЕЗДЕ в город ЩИПЛЕТ нос деревянные ПЛИНТУСЫ ВЫСОХНУЛ на крыше блестящих Эполет.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) к..нонада, сп..ртакиада, обог..щение 2) параш..т, прищ..рить (глаза), поч..ять (неладное) 3) р..цензия, ст..пендия, ф..олетовый 4) оп..здание, подск..чить, пл..вчиха 5) м..нталитет, (ночное) прив..дение, пол..нившийся (доделать работу)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..шелец, (молодой) пр..емник, пр..дирчивый 2) ра..двоение, во..двигнуть, и..подтишка 3) супер..нтересный, сверх..мпульсивный, вз..мать 4) пр..гульщик, с..жаление, от..двинуть 5) п..янящий (аромат)
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) вышаг..вая, нищ..та 2) эмал..вый, зно..н 3) насмешл..вый, заманч..вый 4) накрахмал..вший, врем..чко 5) делов..тый, пес..нк
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) обиж..нный, дремл..шь 2) (они) держ..тся (за руки), мурлыч..щий (кот) 3) будораж..вший (воображение), (рассвет чуть) брезж..т 4) утер..нные (документы), (они) высп..тся 5) (они) вышл..т (посылку), завис..щий (от обстоятельств)
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Библиотека была (НЕ)БОЛЬШАЯ, но очень ценная. 2) Вроде бы и прямым текстом ничего (НЕ)СКАЗАНО, а намёк понятен. 3) Дальше он спрятал рукопись, боясь, что начнётся шум, а тогда ему (НЕ)СДОБРОВАТЬ. 4) Готовиться к поездке мы начали (НЕ)ЗАДОЛГО до отпуска. 5) Необъяснимая (НЕ)ДРУЖЕЛЮБНОСТЬ сторожа на проходной удивила меня.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Он взял циркуль, угломер, (ПОЛУ)КРУГЛУЮ медную дугу, (НА)ПОДОБИЕ тех, какие употреблялись в математических приборах. 2) (ЗА)ТЕМ поворотом шоссейной дороги оказалась (В)РОДЕ бы обитаемая деревня. 3) (В)ДАЛЕКЕ виднеются горы, которые, кажутся, во ЧТО(БЫ) то ни стало пытаются достичь туч. 4) (В)ВИДУ приближающегося праздника всем хотелось узнать (НА)СЧЁТ сроков выплаты премии. 5) Стояла осень, но тепло было (НА)СТОЛЬКО, что люди ходили в пальто (ННА)РАСПАШКУ.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Резец войны прошёлся по обоим лицам: он придал не свойстве(1)ую ю(2)ости жестковатость и скова(3)ость лицу дочери; он выпятил бугристый лоб над иссечё(4)ым, крупноскладчатым лицом отца и сделал голову его стра(5)о похожей на голову больного, старого льва.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Пленников возили за войском на большом сером верблюде в четырёх связанных попарно корзинах. 2) Кобыла не то задумалась не то залюбовалась тихой поверхностью пруда. 3) Над лугом к вечеру усиливались влажные запахи и особенно сочно и сытно благоухало сено. 4) Вместе с брызгами что-то промелькнуло едва заметной золотой искоркой в косом солнечном луче. 5) Вопросы войны и мира с исключительной остротой и силой ставились Л. Н. Толстым и в художественных произведениях и в публицистических статьях и трактат.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сюжет услышал от кого-то из газетчиков (1) интервьюировавших меня (2) и (3) захотевших растормошить (4) пересказав историю (5) о том, как владелец цирка прогнал безвестного артиста (6) просившего у него руки дочери, а бедняга за годы фанатической работы подготовил сногсшибательный номер (7) в результате провалившийся на публике, которая не оценила сложность исполнения.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). — Я не вовремя (1) кажется, — заметил Ростов. — Ах, полно (2) пожалуйста! Можешь ли ты быть не вовремя, — сказал Борис. Борис ввёл его в комнату, где был накрыт ужин, познакомил с гостями. Жилинский (3) видимо (4) не радостно принял это новое русское лицо в свой кружок и ничего не сказал Ростову. Борис (5) казалось (6) не замечал происшедшего стеснения от появления нового лица. Один из французов обратился к Ростову и сказал ему, что (7) вероятно (8) для того, чтобы увидать императора, он приехал в Тильзит. (По Л.Н.Толстому)
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Нам было бы интересно наметить спектр вопросов (1) решение (2) которых (3) невозможно без участия специалистов из разных научных областей (4) и дать возможность представителям этих областей ознакомиться с тем (5) что происходит в смежных сферах исследований познания.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах.
Смотрите на сайте по русскому языку
28 ноября Пробник ЕГЭ 2026 по русскому языку 11 класс 2 варианта с ответами