14 октября 2024 разговоры о важном 10-11 класс. Тема урока что значит быть взрослым?
Разговоры о важном 14 октября 2024 года на тему что значит быть взрослым все материалы для 10 и 11 класса. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа в понедельник проекта разговоры о важном цикл внеурочной деятельности.
Скачать методические рекомендации
Скачать все материалы для занятия
Сценарий для 10-11 класса 14 октября
Презентация
Цели занятия. Формирование у обучающихся представлений о взрослости, характеристик взрослого человека, взаимосвязи между понятиями «взросление» и «ответственность». Формирование у обучающихся понимания, что качества и навыки взрослого человека не появляются внезапно, а формируются постепенно на протяжении всего процесса взросления. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы.
Основные смыслы. Взрослость не определяется только возрастными рамками. Быть взрослым – это нести ответственность за свои решения, действия и их последствия, нести ответственность за свою семью и свою страну. Отличительные черты взрослого человека – самостоятельность как возможность определять направления своих действий, эмоциональная зрелость как способность контролировать свои эмоции и состояния, не бояться ошибаться и признавать свои ошибки.
Активная жизненная позиция, финансовая самостоятельность, созидательный труд, умение жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества, умение противостоять жизненным трудностям – ключевые характеристики взрослости. Взрослыми становятся постепенно, качества и навыки, необходимые для взрослой жизни, можно и нужно развивать еще будучи детьми. Продолжительность занятия: 30 минут. Партнер занятия: Московский государственный психологопедагогический университет (МГППУ). Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов. Комплект материалов: сценарий; презентация; методические рекомендации; видеоролики.
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой. В мотивационной части занятия учителю важно создать условия для того, чтобы обучающиеся проявили интерес к обсуждаемому вопросу. Вопрос «Считаете ли вы себя взрослыми?» поможет ученикам задуматься о своем статусе, об их восприятии себя как взрослых. Далее ребятам предлагается выполнить групповое задание «Старшеклассники – уже взрослые или еще дети?». Важно, чтобы каждая группа сформулировала несколько аргументов в защиту своей позиции.
Целью выполнения задания является понимание ребятами, какие аспекты взрослой жизни они уже переживают, а какие еще находятся у них в стадии развития. Учитель может фиксировать те характеристики взрослости, которые, по мнению учеников, у них присутствуют, и те, которые не позволяют им в полной мере относить себя к взрослым. Более глубокое понимание сущности взрослости и ее проявлений учитель формирует у обучающихся по их ответам на следующие вопросы: Когда человек становится взрослым? В 16 лет, в 18 лет, в 21 год? Или тогда, когда поступает в колледж или вуз? Устраивается на работу? Создает семью? Становится родителем? Какими критериями это определятся?
Часть 2. Основная
Основная часть занятия начинается с обсуждения нескольких жизненных ситуаций (кейсов). Обучающимся предлагается отличить детское поведение от взрослого, что даст им возможность понять, что взрослое поведение не всегда связано с возрастом, а скорее с личными решениями и действиями. В ходе выполнения этого задания у обучающихся формируется понимание, что человек может вести себя по-детски независимо от возраста; что взрослые люди принимают ответственность за свои ошибки, пытаются их исправить, не перекладывают вину на других и стремятся самостоятельно решать проблемы; взрослые люди спокойнее относятся к жизненным трудностям и способны контролировать свои эмоции, они спокойно реагируют на критику и стараются найти конструктивное решение; взрослые уважают принципы и ценности других людей, даже если они отличаются от их собственных — это важный аспект взрослого поведения, который учит терпимости и пониманию.
В ходе выступления представителей команд с защитой своей позиции учителю важно поощрять противоположные точки зрения обучающихся. Согласны ли вы с данной позицией? Может кто-то думает иначе? Есть у когото аргументы, относящие эту фразу к позиции взрослого/ребенка? Важно, чтобы на примере «Притчи о гибкости», которую учитель демонстрирует ученикам в видеоформате, ребята поняли, что взросление — это сложный и многогранный процесс, включающий в себя столкновение с различными внутренними конфликтами и эмоциями. В детстве у человека есть только желание («Хочу!»), но по мере взросления добавляются: долг («Надо!»), сомнение («А надо ли?»), страх («Не делай, не надо!»), уверенность («Ты можешь! Давай!»), вредность («Не так! Наоборот!»), лень («Завтра, потом!»). Все эти качества и эмоции борются внутри человека, создавая хаос и неразбериху. Однако, когда человек взрослеет, к нему приходит понимание, что все эти качества и эмоции являются частью личности, а мудрость и гибкость – это ключ к умению управлять ими и находить между ними баланс.
Важно уметь принимать себя таким, какой ты есть, управлять своими эмоциями и чувствами, понимать и принимать эмоции других людей, в психологии это качество принято называть эмоциональным интеллектом. Смысл этой притчи необходимо обязательно обсудить с обучающимися, помогая им прийти к нужным выводам. В следующем задании обучающимся предлагается проанализировать высказывания человека о своих родителях в 14 лет и в 21 год. Важным здесь является понимание, что в процессе взросления, который происходит постепенно, шаг за шагом человек приобретает качества, без которых крайне сложно быть взрослым, в процессе взросления он переосмысливает некоторые вещи, начинает смотреть на мир немного иначе. Для обсуждения перехода от детства к взрослости учитель может привести аналогию с путешествием на поездеот станции «Детство» к станции «Взрослость». Акцент важно сделать на возможных трудностях на пути взросления и подчеркнуть важность поддержки близких людей.
В данном случае, путешествие рассматривается как метафора жизненного пути. Жизнь представляется как путь, на котором встречаются различные трудности и радости. Этот образ помогает ученикам воспринимать жизнь как непрерывный процесс развития и изменений, осознавать значимость дружбы и крепкой семьи в процессе взросления. Также важно обсудить с ребятами ценность детских воспоминаний и эмоциональной связи с прошлым. Эти смыслы помогут ученикам понять, что взросление – это сложный и многогранный процесс, требующий поддержки и терпения, но имеющий свои преимущества и возможности для личного роста и развития.
Далее учитель демонстрирует видеообращение одного из лучших шефповаров России, ресторатора и ведущего кулинарных шоу — Константина Ивлева, который поделится своими мыслями о пути взросления и о том, как его пройти без страха и сомнений. Предлагая обучающимся продолжить фразу: «Быть взрослым классно, потому что…», учитель помогает ребятам увидеть позитивные стороны взрослости. Анализируя плюсы взрослой жизни, ученики могут начать лучше понимать свои желания и стремления, определить свои приоритеты и ценности.
Часть 3. Заключительная
В заключительной части занятия следует обсудить с ребятами различные аспекты взросления и навыки, необходимые для успешного перехода во взрослую жизнь. Учитель предлагает представить, что существуют специальные вузы, где готовят ко взрослой жизни, и просит учеников придумать возможные факультеты и курсы, на которых можно было бы получить «зачет» по взрослению.
В завершение следует проанонсировать тему следующего занятия, посвященного созданию крепкой семьи, и предложить обучающимся подумать о «взрослых» и «детских» качествах, которые помогают семьям быть крепкими и дружными. «Ответственный подход к созданию семьи?» Размышления о том, как взрослое восприятие мира и ответственность влияют на подход к созданию крепкой семьи. «Взрослая жизнь и финансовая независимость: мои представления об этом». Написать эссе.
Интеграция с учебными предметами
1. Литература. Тема взросления в произведениях отечественной литературы: внутренние конфликты героев произведений, внешние испытания, ответственность за себя, своих близких и свои решения. Произведения: Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Бунин «Антоновские яблоки» и другие рассказы, Н.А. Островский «Как закалялась сталь», А.А. Фадеев «Молодая гвардия», Ю.В. Трифонов «Дом на набережной», А.В. Вампилов «Старший сын» и др. произведения. 2. Обществознание. Вопросы становления и социализации личности, самосознание, социальные ценности. Ценность созидательного труда. Экономическая свобода и социальная ответственность современного человека. Роль семьи в жизни личности.
Саморазвитие и самосовершенствование – непрерывный процесс, который начинается в детстве и продолжается всю жизнь; Поддержание здоровья и физической формы – необходимый аспект здоровой взрослой жизни.