муниципальный этап 2024 ответы задания олимпиады

16 ноября 2024 Олимпиада по русскому языку 10-11 класс ответы и задания муниципального этапа Москва

Решили все задания для 10 и 11 класса олимпиады по русскому языку ответы для муниципального этапа 2024 всероссийской олимпиады школьников Москвы дата проведения 16 ноября 2024 начало олимпиады в 10:00 утра по московскому времени.

скачать ответы

Олимпиада по русскому языку 10 класс

1. Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда слов русского языка. В современном русском языке некоторые слова одного исторического корня могут по-прежнему ощущаться как родственные, уже не являясь ими (возможный – можно), другие же утратили такие связи вовсе (бык – букашка – пчела). При этом сам корень того или иного гнезда может быть представлен в различных графико-орфографических вариантах на современном этапе развития языка. Прочитайте текст и заполните пропуски.

В данное не очень большое гнездо входят слова, в которых произошли различные исторические процессы, приведшие к разрушению этимологических связей между ними. Так, в существительном (1) с таким же суффиксом, как и в слове дремота, корень представлен в одном графико-орфографическом варианте. В таком же варианте этот корень встречается и в устойчивой народной номинации (2) (два слова), называющей садовый. цветок: конструкция состоит из прилагательного и существительного, при этом прилагательное образовано от названия крупного животного семейства кошачьих. Этот же вид корня встречается и в существительном (3) со значением “праздно глазеющий на все человек”, которому синонимично и родственно тоже разговорное двухкорневое существительное (4).

Другой графико-орфографический вариант данного исторического корня обнаруживается в просторечном глагольном фразеологизме иронической оценки (5) со значением “крайне изумиться”, при этом существительное в данном фразеологизме называет деталь, как правило зимней, одежды. Такой же вариант корня находится и в бесприставочном глаголе (6) со значением «быть раскрытым, обнаруживать глубину, провал». Данный корень можно увидеть и в прилагательном (7), характеризующем навязчивого, надоедливого человека, но графико-орфографический вариант исторического корня будет уже иным. Укажите этот вариант (8). В результате процессов заимствования в русский язык давно вошло изначально персидское слово с семантикой ущерба (9), которое не родственно словам 1–7, но было похоже на указанное гнездо слов своим графико-орфографическим обликом. В дальнейшем слово (9) было переосмыслено, в нём стали видеть приставку из-, а оставшийся элемент корня сблизили с ещё одним, уже русским, корнем, который мы вместе с такой же приставкой можем видеть в прилагательном (10) со значением “утонченно красивый, изысканный, грациозный”.

Ответ: 1. зевота 2. львиный зев 3. зевака 4. ротозей 5. разинуть варежку 6. зиять 7. назойливый 8. зой 9. изъян 10. изящный

2. Учитель решил рассказать на уроке школьникам о фразеологизмах, содержащих названия животных. Для того чтобы ученики лучше запомнили материал, учитель решил воспользоваться нейросетью, которая проиллюстрирует каждый фразеологизм. Учитель был несколько удивлен полученным результатом, но подумал, что ученики всё равно угадают фразеологизмы по изображениям. Он составил памятку, в которой каждой иллюстрации фразеологизма соответствует его значение, но при редактировании он обнаружил, что изображения перепутались.

Соотнесите значения фразеологизмов и их иллюстрации. Фразеологизм со значением «фальшивые, неискренние эмоции, притворный плач». Фразеологизм, который используют, когда говорят о том, что рано подводить итоги, пока работа не закончена. Фразеологизм, который означает «сильно преувеличивать, придавать незначительному большое значение». Фразеологизм о человеке, который работает активно, без отдыха. Фразеологизм со значением «полная невозможность какого-либо события». Фразеологизм со значением «совершенно безразлично, не действует на кого-либо». Фразеологизм, который используют, когда говорят о том, что работа ещё не начиналась, ничего не сделано. Фразеологизм, который употребляют, когда говорят о трудных ситуациях, в которых нельзя трудно однозначно судить о правильности чьих-либо поступков.

3. В одном учебнике по фонетике современного русского литературного языка читаем:
«Слог состоит из обязательного слогового элемента, обычно выраженного гласным, и факультативных неслоговых элементов, выраженных согласными. Слоговой элемент слога называется ядром, или вершиной; часть слога, предшествующая ядру, составляет инициаль; постъядерная часть — финаль; ядро и финаль объединяются термином рифма. Так, в русском слове страх, состоящем из одного слога, выделяются инициаль стр, ядро а, финаль х и рифма ах. В зависимости от наличия/отсутствия инициали различаются прикрытые и неприкрытые слоги, а в зависимости от наличия/отсутствия финали — закрытые и открытые слоги (см. таблицу). Типы слогов в зависимости от наличия финали и инициали
инициаль финаль
есть прикрытый закрытый
нет неприкрытый открытый
Так, например, в слове угадать (у-га-дать) 1-й слог — неприкрытый открытый, 2-й — прикрытый открытый, 3-й — прикрытый закрытый.
Ответьте на вопросы 1–5.

а) Выберите слово или слова, в котором есть закрытый слог:
мост
моя
моё
мои
злой
злая

б) Выберите слово, в котором второй слог прикрытый:
1) свои
2) твоя
3) аист
4) агукает
5) аэропорт
6) Иоган
7) аудиозапись
8) астрономи

в) Найдите слово или слова, в котором (или в которых) все слоги открытые:
1) февраль
2) романтизация
3) полуоткрытый
4) пароварка
5) империализм
6) автолюбитель
7) аудиоканалы
8) переклеили

г) Найдите слово или слова, в котором (или в которых) есть неприкрытые слоги:
1) ячейка
2) заявка
3) приоткрыть
4) актуальный
5) юноша
6) еловый
7) облигации
8) недальновидный

д) Найдите слово или слова, в котором (или в которых) есть неприкрытые открытые слоги:
1) обработанный
2) аудитор
3) видеокамера
4) пересдать
5) улитка
6) ненапечатанный
7) приозёрный
8) полугодовой

Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
В русском языке есть двухкорневое слово Х. Если заменить первый корень на корень, находящийся с ним в особых лексических отношениях, то получится слово Y – инструмент, которым может пользоваться X. Интересно также, что если к первому корню слова Y добавить нулевое окончание, то получится существительное, часто встречающееся со словами «цветной», «драгоценный», «тяжёлый». А если к этому слово добавить прилагательное А, то получится устойчивое сочетание, обозначающее то же, что и первый корень слова Х.
а) Назовите слова X и Y.
б) Укажите два термина, которыми могут называться упомянутые в тексте лексические отношения.
в) Назовите устойчивое сочетание с прилагательным А.

Задание 5.
В русском языке для выражения одного и того же значения могут использоваться различные лексические и грамматические средства. Например, для выражения некоторого значения может использоваться как предлог от (примеры 1–2), так и предлог из (примеры 3–4).
1) Мишина мама сказала, что государство заботится о матерях-одиночках и выплачивает им такие огромные деньги, что сам Ротшильд позеленел бы от зависти. [Ирина Левитас. На горах бальзамических // «Дальний Восток», 2019]
2) Сами понимаете, что остается только скрипеть зубами от зависти, глядя, как дамы в норковых шубах катят к кассе битком набитые тележки с деликатесами. [Дарья Донцова. Микстура от косоглазия (2003)]
3) Дюрер действительно создал шедевр, который вызвал восхищение заказчиков. Он даже опасался, что местные живописцы из зависти могут его отравить. [Т. Акимова. Национальная галерея Прага (2011)]
4) «Ты, говорит, не из любви голубей завел, а из зависти, для конкуренции со мной, а конкурировать тебе надобно с ленью твоей, не со мной…» [Максим Горький. Жизнь Клима Самгина. Часть 3
5.1 Какое общее значение выражается сочетаниями «из/от + существительное» в примерах 1–4?
5.2 По какому принципу осуществляется выбор предлога?
5.3 Дан список существительных: вежливость, вредность, жалость, зависть, любопытство, неожиданность, радость, уважение, усталость.
Учитывая закономерность, которую Вы сформулировали в предыдущем пункте, распределите существительные на три равные группы.
Группа 1: существительные часто употребляются как с предлогом из, так и с предлогом от.
Группа 2: существительные часто употребляются с предлогом из и очень редко — с предлогом от.
Группа 3: существительные часто употребляются с предлогом от и очень редко — с предлогом из.
Сформулируйте принцип, которым Вы руководствовались при распределении по группам.
5.4 При поиске примеров и формулировании обобщений о частотности в пункте 3 использовались данные НКРЯ. Не все примеры, встретившиеся по запросу «из/от + существительное из пункта 3», на самом деле могут использоваться для иллюстрации закономерности, которая рассматривается в данной задаче. Среди предложений 5–8 выберите такой(-ие) неподходящий(ие) пример(-ы):
5) Конечно, не все виды пыли вредны в одинаковой мере, и степень вреда той или другой пыли зависит от вредности и формы отдельных пылинок. [Ф. Ф. Эрисман. Профессиональная гигиена (1871–1908)]
6) Княжна удержала свою лошадь; я остался возле нее; видно было, что её беспокоило моё молчание, но я поклялся не говорить ни слова – из любопытства. [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839–1841)]
7) Когда телевидение одарило публику беседами Ю. М. Лотмана о русской культуре XVIII – начала XIX столетия, ответная реакция сложилась из радости и удивления: вот, оказывается, какой ученый живет рядом с нами! [Андрей Немзер. Воспитание исторического чувства // «Новый Мир», 1995]
8) Человек на пятьдесят процентов состоит из зависти… [Ю. В. Трифонов. Старик (1978)]
Запишите номер(-а) неподходящих примеров.
Объясните, почему он(-и) не подходит(-ят).

Задание 6. Прочитайте текст и выполните задания.
Цѣсарь же рече имъ: «Вѣсте ли етера Николу, тако нарицаема?» Они же, слышавъше имя святаго Николы, яко единѣми усты, тако възъпиша, съ сльзами глаголюще: «Господи Боже святаго Николы, послушай насъ! И якоже съпаслъ еси три мужа, иже въ Ликии осуженыя бес правьды, и ны съпаси, умирающа бес правьды, святый Николае!»
6.1 Заполните пропуски в тексте.
В тексте находим глагольную форму (1) _, которая, как считают этимологи, родственна четырёхбуквенному глаголу (2) __ и глаголу (3) _ (6 букв) современного русского языка. Значение всех этих глаголов связано с изданием громких, протяжных звуков. Слово (4) ____ исторически является действительным причастием, образованным от глагола (3), но в современном русском языке чаще всего употребляется как прилагательное, например, со словами несправедливость, нарушение, наглость, обман.
6.2 Переведите текст на современный русский язык, уделяя особое внимание выделенным фрагментам и словам.

Задание 7.
Даны две группы слов: 1) я, он, она, оно; 2) наш, ваш, мой. Известно, что слова первой группы (в отличие от слов второй группы) обладают некоторой особенностью в формообразовании, общей для всех слов каждой из групп. Объясните, в чём состоит эта особенность и поясните её: примером из задания; самостоятельно подобрав одно слово в каждую группу.

Задание 8.
В одном из словарей русского языка есть такая запись
бъд бъж буд буж бужд блюд блюс
Расшифруйте её, прокомментировав все буквенные элементы. При пояснении записи, данной в овале, приведите по одному примеру слова современного русского языка к каждому из данных элементов.
Какой вариант здесь не записан, но существует в современном русском языке?
Назовите вид словаря.

Задание 9. Рассмотрите предложения.
1. Такие деньги на дороге не валяются – надо радоваться своей удаче. 2. Мне никогда не приходило в голову озвучить такую мысль, которая бы пришлась не по душе коллегам. 3. Этот нехитрый приём позволил добиться такого качества съёмки, что клиенты были в восторге.
4. Новая аппаратура обеспечивала такую эффективность, что начальство ещё долго удивлялось.
5. Снова пошёл такой дождь, который мог нанести огромный ущерб всем посевам.
6. Фильм, по отзывам критиков, такой себе – смотреть не стоит.
7. Не надо расстраиваться, потому что такие ситуации делают нас только сильнее.
Распределите эти предложения на 3 равные группы по некоторому синтаксическому принципу. Одно предложение должно остаться лишним.
Объясните принцип группировки, указав основные особенности предложений, относящихся к одной группе.

Задание 10.
Работая с ИИ, юный лингвист Завид сделал запрос на создание текста о весне. Искусственный интеллект выполнил задание. Текст показался Завиду бессмысленным, однако, перечитав внимательнее, он понял, что некоторые слова и один перифраз можно заменить на исторически однокоренные слова. И тогда текст станет понятным и осмысленным.
Выпишите все слова (сочетания слов), которые нужно заменить.
Веселье – это пора бодрости природы после долгой зимы. Нежные лебеды цветки появляются на деревьях, создавая вражеский пейзаж. А теперь посмотри на быков.
Они летают над цветами, трудолюбиво собирают напиток богов, чтобы из него создать солёный мёд.
Греки видели в быке символ трудолюбия, спешки, бессмертия, они считали, что воздухи уснувших могут переселяться в быков. А богиню Деметру называли чистой Матерью-Быком.

Скачать все ответы для 10 класса

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Задание 1: Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда слов русского языка. В современном русском языке некоторые слова одного исторического корня могут по-.влачи, прежнему ощущаться как родственные, уже не являясь ими (возможный – можно), другие же утратили такие связи вовсе (бык – букашка – пчела). При этом сам корень того или иного гнезда может быть представлен в различных графико-орфографических вариантах на современном этапе развития языка. Прочитайте текст и заполните пропуски. Данное гнездо довольно обширно и представляет исходный корень в разных вариантах.

Одним из исторических результатов изменения корня является уже регулярное в современном языке чередование его конечных согласных (1) (укажите эти чередующиеся согласные). Один из вариантов этого корня наблюдается в бесприставочном существительном (2), употребляемом обычно для наименования бюрократических задержек при оформлении документов. Такое же корневое сочетание присутствует и в существительном (3) со значением «лёгкая дымка, завеса, помутнение» и в существительном (4), называющем элемент постельного белья. Иной вид, не восточнославянский, того же корня находим в процессуальном существительном с двумя бывшими приставками (5) «обнаружение чьих-либо злонамеренных действий, планов». Показательно, что одна приставок такая же, как и в книжном глаголе сов. вида. (6), который используют, когда хотят сказать, что мысль нужно перевести в слова.

В этом слове один из элементов исторического корня утрачивается из-за той самой приставки. В «полном» виде этот же вариант корня обнаруживает себя в приставочном абстрактном существительном (7) с семантикой «способность нравиться» и в бесприставочном действительном причастии настоящего времени В таком же варианте, как и в слове (2), этот корень находим в названии одного древнего подмосковного города (9), через который течёт река Лама. В ином виде, из-за более древних изменений, этот же корень присутствует в исходно притяжательном прилагательном, образованном от наименования хищника и входящем в состав фразеологизма (10) со значением беспредельной алчности, прожорливости.

Ответ: 1. к/ч 2. волокита 3. поволока 4. наволочка 5. разоблачение 6. облечь 7. привлекательность 8. влекущий 9. Волоколамск 10. волчий аппетит

Задание 2. Учитель решил рассказать на уроке школьникам о фразеологизмах, содержащих названия растений. Для того чтобы ученики лучше запомнили материал, учитель решил воспользоваться нейросетью, которая проиллюстрирует каждый фразеологизм.
Учитель был удивлён полученным результатом, но подумал, что ученики всё равно угадают фразеологизмы по изображениям.
Он составил памятку, в которой каждой иллюстрации фразеологизма соответствует его значение, но при редактировании он обнаружил, что изображения перепутались.
Соотнесите значения фразеологизмов и их иллюстрации.
1. Фразеологизм, который используют, когда говорят об очень голодном человеке.
2. Фразеологизм со значением «кроткий и безобидный человек». музы ый N
3. Фразеологизм, который используют, когда говорят о том, на что невозможно
смотреть без сожаления.
4. Фразеологизм, который означает «первое место, лучший результат в чём-либо в силу какого-то превосходства».
5. Фразеологизм, который употребляют, когда говорят о человеке, который не разобрался в простой ситуации.
6. Фразеологизм о ситуации, в которой бесполезно и бессмысленно говорить с кем-то, потому что на человека не действуют никакие слова.

Задание 3. Ниже представлены существительные, распределённые на три группы в зависимости от того, в каком варианте некоторой словообразовательной модели они задействованы.
Группа 1 — комната, колесо
Группа 2 – лик/лицо, борт
Группа 3 — сторона, скат
О какой словообразовательной модели идёт речь?
Назовите способ словообразования.
Как группы 1-3 соотносятся с вариантами словообразовательной модели?
Люди, изучающие русский язык как иностранный, могли бы предположить, что слово а образовано по той же модели, которая обсуждается в пункте 2.1., и близко по значению слову, образованному по этой модели от слова комната. Однако на самом деле А близко по значению слову, образованному по этой модели от слова место. Кроме того, если бы слово А действительно образовывалось по такой же модели, оно бы выглядело по-другому – Б.
Назовите слова А и Б.
A:
Б:
По модели из пункта 3.2 образуется слово В1. Отметим, что слово, от которого оно образовано, в современном русском языке встречается только в составе церковного по происхождению выражения Г, в которое кроме него входят предлог и числительное.
Слова В2 и ВЗ обладают тем же значением, что и В1, образованы с помощью вариантов той же словообразовательной модели и встречаются реже. Слова Д1-Д2 соотносятся по значению с В1-В3 отношением «следующий по количеству». Д1 (такие повторы обычно бывают в сказках) образуется по тому же варианту модели, что ВЗ. Слово Е, которое соотносится по значению с В1-В3 отношением «предшествующий по количеству», не имеет слов, совпадающих с ним по значению и образованных по другим вариантам модели. Кроме того, отрицательная пара слова Е, не-Е, значительно превосходит Е по частотности. Данные о количестве вхождений всех этих слов в НКРЯ представлены в таблице ниже: Назовите слова В1, В2, ВЗ, Д1, Д2, Е, не-Е, и выражение Г.

Задание 4. Прочитайте текст и выполните задания.
О третиемь дрьвь. От того жде дрьва изнесе вода потопнаа.. И егда исяче вода, дрьво оста при рыць Мерстьй*. *Имя собственное, начальная форма, принятая в современном русском языке, – Мерра. Заполните пропуски в тексте.
В тексте встречаем слово (1) (укажите слово в той же форме, в которой оно встречается в тексте), образованное от существительного (2). От сочетания предлога и формы родительного падежа слова (2) путём сращения с суффиксацией образовано и другое прилагательное (3), которое имеет значение «старомодный, отсталый, вышедший из употребления». Слово (2) также входит в состав фразеологизма (4), являющийся калькой с французского устойчивого выражения, которое приписывается в разных источниках то французскому королю Людовику XV, то маркизе де Помпадур. Исторически родственным словам (1), (2), (3) является бесприставочный глагол (5), в котором представлен вариант корня без конечного согласного. Как считают некоторые этимологи, в рассматриваемое гнездо также входит существительное (6) с бывшей приставкой со значением «залив, заводь», в котором представлен тот же вариант корня, что и в слове (5).
Переведите текст на современный русский язык.

Задание 5. Даны две группы слов: 1) водитель, опытный, водить; 2) человек, хороший, идти.
Известно, что слова второй группы (в отличие от слов первой группы) обладают некоторой особенностью в образовании форм, общей для всех слов группы.
Объясните, в чём состоит эта особенность.

Задание 6. Как известно, некоторые слова при их чтении в составе стихотворения могут звучать несколько иначе, чем в нейтральной речи. Ниже приведены фрагменты трёх стихотворений.
1) Я был смущенный и веселый.
Меня дразнил твой темный шелк.-
Когда твой занавес тяжелый
Раздвинулся – театр умолк.
(А. Блок)
2) По сопкам, сызнова по сопкам,
И радиометр трещит, И поднимает невысоко.
Нас на себе алданский щит.
(И. Бродский)
Что общего у выделенных слов? В чём особенность их изолированного произношения?
Как произносятся эти слова в данных фрагментах? Свой ответ обоснуйте.

Задание 7. Даны предложения из национального корпуса русского языка:
1) В маленьком кабинете собрались . Двоих из них, прокурора Мячина и Гуляева, он уже знал. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей, часть 5 (1978)] 2) Жил у _ месяца, видит в одну ночь, что он упал с терема и зеркало разбил; он, было, в утехах про него и позабыл, пробудился, глядит, видит, зеркало тускло, и едва читает сии слова: лживой рыцарь, не сохраняешь клятву, ты недостоин обещанного блаженства. [А. Н. Радищев. Бова (1798-1799)] 3) В нём много каменных строений и три или такие же церкви, прекрасного зодчества. [Г. М. Давыдов. Дневник (1802)]
4) – Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжёлую тележку быка тащат шутя, а мою, пустую, шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин? [М. Ю. Лермонтов.
Герой нашего времени (1839-1841)]
5) Смешно же заявлять, что _ взрослых людей говорили исключительно о кино.
[Василий Гроссман. Жизнь и судьба, часть 3 (1960)]
6) У него _деток, а матушка руководит хором и преподаёт в воскресной школе. [Е.
Кучеренко. О Богородице, дурочке Машке и простой человеческой жизни (21.09.2015) // Православие и мир 2015]
Заполните пропуски однокоренными словами одной части речи.
Укажите часть речи и разряд этих слов. В какой форме употребляются существительные с ними? В одном из предложений пропущенное слово употреблено с точки зрения синтаксиса необычно. В каком? Какую синтаксическую роль выполняет пропущенное слово в этом предложении?

Задание 8. В одном из словарей русского языка есть такая запись Ветъ-х/ ветъ-ш/ ветъ-ч-
Ветхий Расшифруйте её, прокомментировав все буквенные элементы. При пояснении записи, данной в овале, приведите по одному примеру слова современного русского языка к каждому из данных элементов. Какой вариант здесь не записан, но существует в современном русском языке? Назовите вид словаря.

Задание 9. Рассмотрите предложения, в некоторых из них допущена ошибка.
1) Сомневаюсь, чтобы не выданные Жанне деньги возвратились в казну.
2) Алексей Анатольевич, чтобы ни говорили ему коллеги, не хотел слушать.
3) Чтобы не создавать лишних неудобств, они быстро покинули помещение.
4) Такой человек вас поддержит в любой жизненной ситуации, чтобы
ни пришлось ему сделать.
5) Мы позвонили продавцу, чтобы напомнить о будущей сделке.
6) Но сейчас я уже не представляю, чтобы Никита Сергеевич мог так глупо и
примитивно рассуждать.
Распределите эти предложения на равные группы по некоторому синтаксическому критерию. Определите, в какой группе допущена ошибка, и охарактеризуйте эту группу.

Задание 10. Прогуливаясь по городу N, юный лингвист Феофан заметил несколько интересных вывесок. Какая(-ие) вывеска(-и) не смутила(-и) юного лингвиста Феофана, а какую(-ие) ему захотелось демонтировать? Как нужно было написать вывески, чтобы у Феофана не возникло желание их убрать?

Скачать все ответы для 11 класса

Смотрите также на сайте олимпиады:

Муниципальный этап 2024 Москва задания и ответы для олимпиады ВСОШ

Добавить комментарий