муниципальный этап 2024 ответы задания олимпиады

16 ноября 2024 Олимпиада по русскому языку 9 класс ответы и задания муниципального этапа Москва

Решили все задания для 9 класса олимпиады по русскому языку ответы для муниципального этапа 2024 всероссийской олимпиады школьников Москвы дата проведения 16 ноября 2024 начало олимпиады в 13:00 утра по московскому времени.

скачать ответы

Олимпиада по русскому языку 9 класс

1. Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда слов русского языка. В современном русском языке некоторые слова одного исторического корня могут по-прежнему ощущаться как родственные, уже не являясь ими (возможный – можно), другие же утратили такие связи вовсе (бык – букашка – пчела). При этом сам корень того или иного гнезда может быть представлен в различных графико-орфографических вариантах на современном этапе развития языка.

Прочитайте текст и заполните пропуски. В данное гнездо входят слова разных частей речи, при этом исходный корень имеет разное графико-орфографическое выражение. Так, один из вариантов корня даёт достаточно разветвлённую словообразовательную схему в современном русском языке, куда входит существительное (1) , обычно употребляемое в конструкции с предлогом за, которая используется для характеристики денежных отношений. Сюда также входит и прилагательное (2) с той же приставкой, что и в слове (1), при этом данное прилагательное имеет противоположные значения. Наконец, сюда же входит и бесприставочное существительное (3). Так называют человека, понимающего значимость чего-либо. При этом исходное для всех этих слов существительное встречается в разговорном фразеологизме (4) нет (необходимо вставить только одно слово: одно слово уже дано), который употребляется для обозначения исключительного качества и достоинства.

Иной вид этот корень имеет в возвратном глаголе (5) , связанном с процессуальным существительным (6) со значением «признание и сожаление в проступке» и с книжным устаревшим прилагательным (7) со значением «отверженный, проклятый». Вопреки некоторым этимологиям, в это гнездо не входят, но являются близкими по графико-орфографическому облику корня существительное (8) с бывшей приставкой со значением «шалун, озорник» и начинающиеся одинаково глагол сов. вида (9) с суффиксом однократного действия и глагол (10). У этих глаголов наблюдается регулярное историческое чередование первых согласных корня и историческое чередование гласных Е/А, при этом глагол (10) означает «сильно изменить, переиначить, придать неестественный вид».

2-10. В каждое поле впишите по одному слову. Не выписывайте номер пропуска, не добавляйте знаки препинания и прочие символы.

Ответ: 1. Бесценок 2. Бесценный 3. ценитель 4. Цены нет 5. каяться 6. покаяние 7. неприкаянный 8. проказник 9. исчезнуть 10. исказить.

11. Учитель решил рассказать на уроке школьникам о «цветных» фразеологизмах, содержащих слова, которые имеют значение «название цвета/оттенка». Для того чтобы ученики лучше запомнили материал, учитель решил воспользоваться нейросетью, которая проиллюстрирует каждый фразеологизм. Учитель был несколько удивлён полученным результатом, но подумал, что ученики всё равно угадают фразеологизмы по изображениям. Он составил памятку, в которой каждой иллюстрации фразеологизма соответствует его значение, но при редактировании обнаружил, что изображения перепутались.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/375/940/original/mun_24-25_russ_9_kl_2_1_1.jpghttps://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/375/941/original/mun_24-25_russ_9_kl_2_2_1.jpg

Соотнесите значения фразеологизмов (устойчивых выражений) и их иллюстрации.
1. Фразеологизм со значением «очень сильная, невыносимая тоска, скука».
2. Фразеологизм со значением «очень трудное время для кого-либо».
3. Выражение со значением «абсолютно безразлично, неинтересно, всё равно».
4. Фразеологизм о человеке, который чем-то сильно отличается от других.
5. Фразеологизм со значением «не замечать в ком-то недостатков, идеализировать кого-то».
6. Фразеологизм со значением «идиллическая, недостижимая мечта».
7. Фразеологизм о человеке, который мастерски выполняет свою работу.
8. Фразеологизм со значением «праздничный, выходной день».

12. В русском языке существует слово A, которое мы употребляем в своей повседневной речи. Образованная от него форма множественного числа B также используется в речи. При этом B частотнее, чем A (по данным Национального корпуса русского языка). Вот несколько примеров употребления этих словоформ.

Молодая, облокотившись на подоконник, не то дремала с устатка, не то слишком уж задумалась о чём-то своём: и глаз не подняла, и на B не ответила. Живи только да A наш батюшка, великий князь, наше красное солнышко… B! A! B вечно!

Назовите A.

13. Назовите B.

14. Какой частью речи являются эти слова в каждом из контекстов?
Молодая, облокотившись на подоконник, не то дремала с устатка, не то слишком уж задумалась о чём-то своём: и глаз не подняла, и на B не ответила.
Живи только да A наш батюшка, великий князь, наше красное солнышко…
B!
A!
B вечно!
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол
наречие
предлог
союз
частица
междометие

15-22. А.С. Пушкин, отвечая критикам, писал следующее. «Стих: Два века ссорить не хочу
критику показался неправильным. Что гласит грамматика? Что действительный (1) , управляемый (2) (3) , требует уже не (4) , а (5)  падежа. Например: я не пишу стихов. Но в моем стихе (1) (6) управляем не (3) не, а глаголом (7) . Ergo правило сюда нейдёт. Возьмём, например, следующее предложение: Я не могу вам позволить начать писать… стихи, а уж конечно не стихов. Неужто электрическая сила (2) (3) должна пройти сквозь всю эту цепь глаголов и отозваться в (8) ? Не думаю».
Вставьте пропущенные слова. Пишите их в начальной форме или в той форме, в которой они подходят по контексту.

23. В русском языке есть три фонетически похожих глагола: A, B, C. B и C относятся ко II‑му спряжению, A — к I‑му спряжению.

В начальной форме два из этих глаголов содержат гласную о и один — гласную е. Согласно грамматической норме, в форме настоящего времени два из глаголов содержат гласную е и один — гласную о. Однако в реальных текстах глагол A в форме настоящего времени может встречаться с любой из этих двух гласных в корне.

Глагол C на самом деле представляет собой два омонимичных глагола — С1 и С2. Глагол С1 обладает тем же значением, что и глагол A, и не является нормативным. С2 — единственный среди всех рассматриваемых глаголов, образованный от существительного. Он редкий и встречается в основном в контекстах, в которых речь идёт о бильярде.

В приведённых ниже таблицах представлены данные о том, сколько раз все возможные формы глаголов A, B, C в настоящем времени встретились в основном корпусе НКРЯ1; при подсчёте омонимия игнорировалась. В каждом случае указывается, какую гласную содержит корень

Национальный корпус русского языка (НКРЯ) — это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.

5.1. Какие глаголы зашифрованы буквами? Укажите их начальные формы.

A: B: C:

5.2. В парах таблиц 1–2 и 3–4 в одной ячейке значения совпадают. Почему?

5.3. Только в одной таблице из четырёх представлена частотность форм, которые сами по себе однозначно ненормативны (вне зависимости от того, формами какого глагола они являются).

О какой таблице идёт речь? Напишите номер цифрой. Напишите однозначно ненормативные(‑ую) и при этом встретившиеся(‑уюся) в НКРЯ формы(‑у).

24. Прочитайте текст и выполните задания.

Сынъ же его пръвѣнецъ Авесалом възрасте и отвръжеся его и въси болѣре и прѣятъ въся хоры и градовы. И въшед Давидъ затворися за 3 лѣта, и велика зла тръпѣше от сына своего Авесалома, сухы кости гризѣше и усмы варяще.

Задание 6.1: Заполните пропуски словами современного русского языка, исторически родственными одному из слов текста.

Глагол (1) означает «воздействие зубами на что-либо». Описание чувств и эмоций человека по аналогии с физическими действиями объясняет появление слова (2) с другим гласным в корне, которое входит в рассматриваемое этимологическое гнездо. В это же гнездо входит название болезни (3) , в котором представлен вариант корня с другим согласным, и разговорное, стилистически сниженное одушевлённое существительное (4) , которым можно негативно и обидно охарактеризовать человека. Отметим, что в слове (4) мы наблюдаем вставной согласный в корне.

Задание 6.2: Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. При переводе учтите, что слово усмарь синонимично слову скорняк.

Скачать все ответы для 9 класса

Смотрите также на сайте олимпиады:

Муниципальный этап 2024 Москва задания и ответы для олимпиады ВСОШ

Добавить комментарий