18 января 2023 МЦКО литературное чтение 4 класс вариант демоверсии и ответы
Демоверсия проверочной работы МЦКО 2023 по литературному чтению 4 класс демонстрационный вариант и ответы для подготовки к обязательной предметной диагностики, которая пройдёт в 4 классах 18 января 2023 года в школах Москвы.
Скачать варианты
Проверочная работа МЦКО проводится с целью определения уровня усвоения обучающимися четвёртых классов предметного содержания курса литературного чтения, в том числе на проверку уровня сформированности метапредметных умений (читательской грамотности) и некоторых речевых умений.
Демоверсия МЦКО 2023 по литературному чтению 4 класс
Содержание и структура проверочной работы
Варианты проверочной работы одинаковы по структуре и сложности. Предлагаемые в вариантах тексты сходны тематически и по объёму (небольшие отличия в количестве слов не влияют на общее выполнение работы).
Проверочная работа включает поэтический текст и 3 задания по содержанию текста: 2 задания с выбором одного верного ответа и 1 задание с кратким ответом; художественный прозаический текст (для самостоятельного прочтения каждым обучающимся) и 11 заданий по содержанию текста: 4 задания с выбором одного верного ответа и 7 заданий с кратким ответом.
В проверочную работу включены задания (8, 10, 14), проверяющие умения обучающихся применять полученные предметные и метапредметные знания и умения.
Интересные задания с варианта
1. Что поэт называет «утром года»? Укажи верный ответ.
- 1) рассвет
- 2) солнце
- 3) весну
- 4) лето
2. Что подразумевает поэт, когда использует слово сохнут в описании полей и лугов? Укажи все верные ответы.
- 1) луговые травы засыхают без дождя
- 2) земля подсыхает от талой воды
- 3) отцветают полевые травы
- 4) полевые цветы вянут на солнце
- 5) земля прогревается под лучами солнца
3. В какой стихотворной строке содержится олицетворение? Укажи верный ответ.
- 1) Ещё прозрачные леса Как будто пухом зеленеют.
- 2) Синея, блещут небеса.
- 3) Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года;
- 4) Долины сохнут и пестреют;
4. Прочитай предложения и определи последовательность событий и эпизодов в соответствии с содержанием текста.
- 1) Новый белый костюм был изгрызен на тонкие лоскутки, из которых были сделаны маленькие гнёздышки, где оказались припрятаны уже подгнившие от долгого хранения орешки, виноградины и яблочные огрызки.
- 2) Когда-то дома у натуралиста жила пегая ворона, которая внезапно решила, что он ей очень дорог.
- 3) Потом в его доме поселилась летяга, и поначалу он и его жена были очарованы своим новым питомцем.
- 4) Она садилась ему на голову, впиваясь когтями в кожу, и ласково долбила клювом ему по черепу, заботливо копаясь в его волосах.
- 5) Содержать диких животных дома – дело хлопотное, утомительное и чревато огорчениями.
- 6) Зверушка носилась по шкафу, возилась, кувыркалась и собирала разложенные для неё виноград, орехи и яблоки.
5. Какие выражения использует автор, чтобы описать свои впечатления от общения с животными? Укажи все верные ответы.
- 1) настоящее чудачество
- 2) чревато огорчениями
- 3) были очарованы
- 4) смешные создания
- 5) увлечённо наблюдали
- 6) замечательное зрелище
7. На основе содержания текста подбери к слову мучить («я получил ответ на вопрос, который вот уже несколько дней сильно мучил меня») близкие по значению слова (синонимы). Укажи все верные ответы.
- 1) тревожить
- 2) губить
- 3) издеваться
- 4) беспокоить
- 5) обижать
8. Определи, как меняется значение прилагательного болезненный в зависимости от содержания фрагмента произведения, в котором это слово встречается. Для каждого фрагмента, обозначенного буквой в первом столбце, подбери соответствующее значение для прилагательного болезненный во втором столбце.
9. В тексте натуралист использует выражение «не позволять садиться на голову». Какое утверждение раскрывает значение этого выражения?
- А. Сидя на голове хозяина, птицы могут испачкать одежду помётом, случайно поранить человека своим острым клювом, исцарапать когтями.
- Б. Живущих в неволе животных необходимо приучать к общению с человеком, и нельзя им позволять делать всё, к чему они привыкли в дикой природе.
10. Существительное «загвоздка» принадлежит к древним словам русского языка и происходит от древнеславянского глагола «загвоздить» или «гвоздить», который означал ‘вбить клин или пробку’. От того же корня произошло современное существительное гвоздь: в древности гвоздём называли пробку, колышек или клин, которыми закрепляли что-то (создавали помеху), чтобы предмет не развалился, не рассыпался, не упал, а содержимое не пролилось. Поэтому слово загвоздка дословно означало ‘вставленную пробку, вбитый клинышек или колышек’. В современном русском языке слово загвоздка используется только в переносном значении – ‘создавать препятствие, помеху’.
11. Укажи название, которое точнее передаёт содержание текста. При выборе названия обращай внимание на пояснение к каждому варианту.
- 1) «Любвеобильная ворона» – автор-натуралист описывает свои интересные наблюдения за вороной, которая проявляла к нему исключительную привязанность.
- 2) «Белка-летяга» – этот рассказ о необычных и увлекательных приключениях белки-летяги, которую подарили жене натуралиста.
- 3) «Давняя история» – автор-натуралист повествует о своих впечатлениях и наблюдениях за многие годы работы смотрителем зоопарка.
- 4) «Домашние дикари» – в основе сюжета лежат впечатления и опыт натуралиста в связи с трудностями содержания диких животных в домашних условиях.
12. На основе прочитанного текста определи верность следующих утверждений.
- А. Дикие животные никогда не меняют своих повадок, поэтому человеку вообще не следует содержать животных в неволе.
- Б. Находясь в неволе, дикие животные приспосабливаются к своему окружению, но не теряют своих повадок, о чём человек должен всегда помнить.
13. Какие утверждения соответствуют теме и главной мысли рассказа писателя-натуралиста? Укажи все верные ответы.
- 1) К содержанию своих домашних питомцев необходимо подходить очень ответственно, со всей тщательностью, вниманием и чуткостью.
- 2) Содержание диких птиц в клетках и вольерах требует особой подготовки, знаний и профессиональных навыков.
- 3) У белки-летяги очень разнообразный рацион питания, в который обязательно должны быть включены фрукты и орехи.
- 4) Натуралистам очень часто приходится брать к себе домой на воспитание животных, которых они потом отдают обратно в зоопарки или хозяевам.
- 5) Животный мир настолько разнообразен, что никогда не перестаёт нас удивлять и преподносить неожиданные сюрпризы – чаще приятные, а иногда – не очень.
14. В тексте встречается выражение «братья наши меньшие», под которым, как известно, подразумеваются животные. Этот приём иносказания очень распространён в художественной литературе и в устной речи: так, например, льва называют царём зверей, а врачей – людьми в белых халатах. В русском языке можно найти много устойчивых выражений, имеющих отношение к миру зверей и птиц – братьев наших меньших. Найди соответствие между выражением и его значением: для каждого выражения, обозначенного буквой в первом столбце, подбери соответствующее значение во втором столбце.