6 ноября 2024 МЦКО функциональная грамотность 5 класс демоверсия варианта с ответами
Демоверсия МЦКО 2024 диагностическая работа по функциональной грамотности 5 класс вариант заданий с ответами для подготовки к диагностики в общеобразовательных организаций города Москвы и области дата проведения работы: 6 ноября 2024 года.
→ Официальная демоверсия: скачать
→ Варианты и ответы: скачать
Диагностика проводится с целью определения у обучающихся 5-х классов уровня сформированности функциональной грамотности, включающей читательскую, естественно-научную и математическую грамотность. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление готовности пятиклассников к обучению в основной школе.
Работа МЦКО 2024 функциональная грамотность 5 класс
Один из самых многочисленных отрядов насекомых – Бабочки, или Чешуекрылые. Он насчитывает более 170 видов. Бабочка очень интересно устроена. Помимо головы, груди и брюшка, каждая имеет три пары ног* и две пары хорошо развитых крыльев, покрытых особыми чешуйками**. Чешуйки не только украшают бабочку, но и помогают ей легко летать, а также маскироваться – становиться незаметной для тех, кто может ей навредить. Однако бабочка не рождается с крыльями: из яиц, отложенных бабочками, сначала вылупляется бескрылая, непохожая на взрослую бабочку гусеница. Она активно питается, растёт, а через несколько месяцев превращается в куколку, заворачиваясь в сплетённый ею кокон. И лишь через время, когда куколка становится прозрачной, оболочка лопается, на свет появляется прекрасная бабочка.
Одна из самых красивых и редких крупных бабочек из семейства Парусники названа в честь древнегреческого бога света и символа красоты Аполлона. Её передние белые полупрозрачные крылья украшены чёрными пятнами, а задние – красными с чёрной каймой****. Размах крыльев достигает 90 мм. Порхает эта теплолюбивая бабочка, похожая на эльфа, очень медленно, часто отдыхает на растениях. К сожалению, даже способность маскироваться не спасает это чудо природы от истребления. Но если повезёт, с начала июня по август Аполлона, занесённого в Красную книгу России, всё же можно встретить в горных долинах, на сухих, прогреваемых солнцем полянах и опушках леса. Чёрные с рядами красных пятен гусеницы Аполлона тоже любят тепло и кормятся в солнечную погоду.
Задание 1
На основе содержания текста 1, укажите верное утверждение.
1) Ноги бабочек покрыты разноцветными чешуйками.
2) Из яйца сразу вылупляется куколка бабочки.
3) Оптические чешуйки крыльев бабочек отражают свет.
4) Древнегреческие боги получали имена в честь бабочек.
Ответ: 3
Задание 2
На основе информации из текста 1 и текста 2 (таблицы) для каждого изображения гусеницы и бабочки, обозначенных на картинке буквами, подберите их названия, обозначенные цифрами.
- 1) бабочка Адмирал обыкновенный
- 2) бабочка Аполлон
- 3) гусеница Аполлона
- 4) гусеница Голубянки красивой
- 5) бабочка Медведица госпожа
Ответ: 253
Задание 3
Ознакомьтесь с информацией из текста 2 (таблицы). Определите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста 2, какие не соответствуют ему и о чём информация в тексте 2 отсутствует (о чём не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.
Ответ: 2132
Задание 4
На основе информации, приведённой в текстах 1–3, укажите верные утверждения.
1) Бабочки могут относиться к разным семействам.
2) Бабочка чувствует сахар только хоботком.
3) Гусеницы всех бабочек одинакового цвета.
4) Мухоловка представляет опасность для бабочек.
5) Аполлон является редким видом бабочек.
Ответ: 15
Задание 5
В тексте 1 указана одна из природных способностей бабочек. Описание этой способности представлено в тексте 3. Выберите эту способность.
1) любоваться
2) маскироваться
3) чувствовать сахар В тексте 3 отметьте два предложения, подтверждающие эту способность.
Задание 6
Прокладывать маршрут в приложении позволяет интерактивная карта микрорайона. Жилые комплексы на ней обозначены серыми прямоугольниками. Вокруг микрорайона проложена велодорожка. Её начало и конец отмечены знаками, а разрешённое направление движения указано стрелками. Зона внутри микрорайона – пешеходная. – знак «Начало велодорожки» – знак «Окончание велодорожки» Проложите на карте самый короткий маршрут из А в Б для Кирилла, который не нарушает правило 1 дорожного движения. Как проложить маршрут* * Чтобы проложить маршрут, установите курсор в точку А, нажмите левую клавишу мыши и удерживайте её, перемещая курсор вдоль линий сетки. Нажмите клавишу «Очистить», чтобы изменить маршрут.
Задание 7
Прокладывать маршрут в приложении позволяет интерактивная карта микрорайона. Жилые комплексы на ней обозначены прямоугольниками. Вокруг микрорайона проложена велодорожка. Её начало и конец отмечены знаками, а разрешённое направление движения указано стрелками. Зона внутри микрорайона – пешеходная. – знак «Начало велодорожки» – знак «Окончание велодорожки» На интерактивной карте представлен маршрут Ивана. По велосипедной дорожке он обычно едет со скоростью 15 км/ч, а на участке пути внутри пешеходной зоны – со скоростью 8 км/ч. Он считает свой маршрут самым быстрым. Кирилл утверждает, что есть маршрут длиннее, но быстрее. Докажите, что Кирилл прав. А. Постройте на интерактивной карте маршрут, о котором может идти речь.
Задание 8
Илья собирается воспользоваться маршрутом, часть которого проходит по пешеходной зоне, а часть – по велодорожке. В таблицах представлена информация о зависимости сожжённых Ильёй калорий от скорости его движения на каждом участке пути. А. Отметьте в каждой таблице скорость, с которой должен ехать Илья на каждом участке пути, соблюдая все правила дорожного движения, чтобы сжечь наибольшее количество калорий. Б. Пользуясь данными, представленными в таблицах, определите, какое наибольшее количество калорий может сжечь Илья на этом маршруте в целом, если будет соблюдать все правила дорожного движения. В ответ запишите только число.
Задание 9
Используя базу данных, определите месячную сумму осадков, которая выпала в Москве в июле 2020 года.
Задание 10
Используя базу данных, выясните, какой месяц был самым тёплым в Москве в 2023 году. Выберите название этого месяца из выпадающего списка.
Задание 11
Используя базу данных, определите, верны ли следующие утверждения.
А) В 2003 году весной выпало больше осадков, чем осенью.
Б) В 1999 году апрель был теплее, чем май.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
Задание 12
В период летних каникул Алексей часто путешествовал по окрестностям. В задании представлено описание и рисунок маршрута одного из таких путешествий. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из выпадающих списков слова, которые необходимо вставить на места пропусков. Моё путешествие началось от опушки* А леса. Двигаясь на Б, я вышел на просёлочную дорогу, по которой дошёл до моста. Перейдя реку по мосту, я оказался на В _____ берегу, где меня ждали друзья.
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Диагностическая работа проводится в компьютерной форме. Ответ на задание с развёрнутым ответом обучающиеся вносят в компьютер с клавиатуры. При проведении тестирования в компьютерной форме используются стационарные или переносные компьютеры (за отдельным компьютером работает только один обучающийся). Обучающимся предлагаются ручка, чистые листы бумаги для черновика.
При выполнении диагностической работы в классе должен присутствовать технический специалист (или учитель информатики), способный оказать обучающимся помощь в запуске необходимого программного обеспечения и устранении неполадок, связанных с работой ПК или подключением к сети Интернет (стабильное интернет-соединение необходимо для работы обучающихся на платформе тестирования).
Время выполнения диагностической работы – 45 минут без учёта времени на автоматический пятиминутный перерыв для разминки глаз. Варианты диагностической работы построены по единому плану и направлены на проверку трёх составляющих функциональной грамотности: читательской грамотности, математической грамотности и естественно-научной грамотности. Каждый вариант включает в себя три незнакомых текста (информационных/научно-популярных/художественных), связанных тематически, и группы заданий к ним.
Порядок оценивания отдельных заданий и работы в целом
За правильное выполнение каждого из заданий с выбором ответа ставится 1 балл. За выполнение заданий 2, 3, 4 с кратким ответом ставится 2 балла, если ответ совпадает с эталоном; 1 балл, если допущена одна ошибка; 0 баллов – в остальных случаях. Задания 5 и 8 с кратким ответом оцениваются максимально 2 баллами в соответствии с критериями оценивания. Задание 7 с кратким ответом максимально оценивается 3 баллами в соответствии с критериями оценивания. За правильное выполнение заданий с кратким ответом 9, 10, 12 ставится 1 балл. Баллы за выполнение задания с развёрнутым ответом определяются в соответствии с критериями оценивания и максимально составляют 1 балл. Максимальный балл за всю работу –19 баллов.
В приложении 1 приведён обобщённый план диагностической работы. В приложении 2 приведён демонстрационный вариант диагностической работы. В демонстрационном варианте представлены примерные типы и форматы заданий диагностической работы для независимой оценки уровня подготовки обучающихся, не исчерпывающие всего многообразия типов и форматов заданий в отдельных вариантах работы. Демонстрационный вариант в компьютерной форме размещён на сайте МЦКО в разделе «Компьютерные диагностики»
Смотрите также на сайте МЦКО
Диагностики МЦКО варианты, задания и ответы для работ 2-11 класс