Варианты РЯ2390901 РЯ2390902 работа статград русский язык 9 класс ОГЭ 2024 с ответами
Диагностическая работа статград № 3 по русскому языку 9 класс ОГЭ 2024 Текст. Средства выразительности. Лексика (позиции 10–12) 2 тренировочных варианта РЯ2390901 и РЯ2390902 задания с ответами. Официальная дата проведения работы статград: 8 декабря 2023 года.
Скачать тренировочные варианты
Варианты статград по русскому языку 9 класс ОГЭ 2024
На выполнение работы статград по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает 15 заданий. Ответами к заданиям являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.
Задания с варианта РЯ2390901:
Прочитайте текст и выполните задания 1−5
(1)Наверное, я просто подлый человек. (2)Не снаружи, а в самой своей глубине. (3)Во мне сидит сгусток чего-то злого, никуда от этого не денешься. (4)Даже когда я не хочу ничего плохого, получается плохо. (5)Само собой получается… (6)Так я думал ночью. (7)Ворочался и думал. (8)Небо за приоткрытой шторой было белёсым и каким-то безжалостным. (9)А ближе к утру его затянули тучи, по наружному жестяному подоконнику забарабанило.
(10)Я мучился из-за вчерашнего разговора с отцом. (11)Сперва-то всё было хорошо. (12)Родители позвонили около восьми часов вечера, и мама весёлым голосом стала расспрашивать меня, как я живу и что у нас нового (а нового у нас было вагон и маленькая тележка!). (13)Я сказал, что всё прекрасно. (14)Она сказала, что у них на даче тоже всё прекрасно, только она и папа уже соскучились по мне и по бабушке. (15)Потом вдруг трубку взял Алексей; у него был весёлый, но слегка смущённый басок. – (16)Привет, братец! (17)Как дела? (18)Я со старательным энтузиазмом прокричал: – (19)Привет, Алёха! (20)Всё прекрасно! (21)Мне и правда хотелось, чтобы всё было хорошо. (22)Не надо ни капельки обид и семейных сложностей. (23)Алексей задышал в трубку, думал, наверное, что ещё сказать. (24)Но тут взял трубку отец. – (25)Здравствуй, сынище! (26)Не скучаешь? – (27)Почему же… (28)Есть маленько. (29)Когда приедете-то? – (30)Через неделю…
(31)Втроём, если ты не возражаешь. (32)Видишь ли… (33)Мы хотим, чтобы Алёша погостил у нас. – (34)А экзамены? – (35)Он ездит в Москву, сдаёт. (36)Остался всего один. (37)Надеемся, что пройдёт по конкурсу… (38)Отец говорил с какой-то излишней небрежностью. (39)А в глубине – виноватость. (40)Почему? (41)Неужели он думает, что я стану возражать против приезда Алексея? – (42)Ты, что ли, разрешения у меня просишь? – не удержался я. – (43)Ну… (44)Дело в том, что его приезд причинит тебе некоторые неудобства. (45)Спать ему придётся в твоей комнате… – (46)Перебьёмся. – (47)Это в каком смысле? (48)Перебьёте друг друга? – (49)Да нет, выражение такое. (50)В смысле «перекантуемся»… (51)Ну, всё уладится… – (52)Вот я и говорю! (53)Всё же три комнаты. (54)Неужели тесно будет впятером!
– (55)Вшестером, – хихикнул я. (56)Мне хотелось, чтобы разговор стал шутливым и лёгким. – (57)Почему вшестером? (58)Разве твой друг Ивка ещё не вернулся к себе? – (59)Ивка-то вернулся! (60)Зато появился Буська! (61)Весёлый, пушистый, носится по квартире, как ракета! (62)Отец помолчал и спросил бесцветным голосом: – Кот, что ли? – (63)Котёнок. (64)Знаешь, такой забавный! (65)Он повадился спать на вешалке, где шапки. – (66)Ну, что ж… (67)Вы только следите там за ним… (68)Приучайте… – (69)К чему приучать? – (70)Чтобы ходил куда положено. (71)А то от этих забавных да пушистых такой запах… (72)Вот тебе и разговор…
(73)Ну, посмеялся бы, спросил бы, какого цвета котёнок, где взяли, чем кормим! (74)А то сразу – запах… (75)Мне так хотелось, чтобы он разделил со мной эту маленькую, но такую важную для меня новость, чтобы улыбнулся, держа трубку у уха, и просто порадовался. (76)Но нет же… (77)И во мне заговорила обида. (78)Я выговорил в трубку со звоном, почти со слезами: – Зачем ты так? – (79)Как? – (80)Я думал, ты порадуешься, а ты тут же… про гадости… – (81)Я же ничего плохого не сказал. (82)Только посоветовал. – (83)Ты ни о чём хорошем не можешь… – (84)Александр! (85)Да что с тобой? – (86)Ничего!
(87)Я бросил трубку. (88)И тут же обмер: зачем я так?! (89)Теперь опять долгие дни, а может, и недели будет глухая молчаливая обида. (90)Эта враждебная отгороженность, когда неловко смотреть друг на друга, трудно обратиться с самыми простыми словами. (91)Я же не хотел! (92)А тут ещё бабушка… (93)Она, конечно, слышала из своей комнаты мой разговор. – (94)Ты что? (95)Опять не поладил с папой? – (96)Я ему про котёнка, а он… – (97)По-моему, ты сам виноват. (98)Надо быть посдержаннее. (99)С отцом разговариваешь… (100)«Сам виноват!» (101)Нет, я не считал себя виноватым. (102)Точнее, я просто не мог признаться ей в том, что чувствую эту вину. (103)Но всё же я мучился из-за того, что отцу из-за меня сейчас плохо. (104)Там, далеко-далеко отсюда. (105)Я ведь будто ударил его…
(106)«Папа, позвони снова! (107)Я не буду оправдываться! (108)Скажу, что я негодяй, что я виноват! (109)Только не надо этого чугунного молчания!.. (110)Ну пожалуйста!» (111)Но телефон молчал. (112)И сам я позвонить не мог. (113)Там, на подмосковной даче, телефона не было. (114)Чтобы поговорить со мной и бабушкой, родители ходили на станцию, где стоял междугородный автомат. (115)Наверное, минут пятнадцать я потерянно стоял в прихожей перед полкой с телефоном как в воду опущенный. (116)Потом поплёлся к себе и лёг.
(117)Буська, видать, почуял моё настроение. (118)Перестал гонять по полу свой любимый теннисный шарик, забрался ко мне, свернулся под боком и заурчал. (119)Утешал, наверное… (120)Я так и уснул одетый. (121)И бабушка ничего не сказала мне. (122)Утром я поднялся с тяжёлой головой. (123)Несильно и равномерно стучал дождь. (124)На кухне громко говорило радио. (125)Спросил у бабушки, не пропустил ли я звонка. (126)Но нет, не звонили.
(По В.П. Крапивину*)
* Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) – советский и российский детский писатель.
1. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчик поговорил по телефону с мамой, братом Алексеем и папой. 2) Рассказчик был против того, чтобы Алексея положили спать в его комнате. 3) Рассказчик отдыхал на даче, а его родители находились в Москве. 4) Во время отсутствия родителей рассказчик и бабушка взяли домой собаку. 5) Рассказчик сильно переживал из-за того, что обидел своего папу, и даже на следующий день ждал звонка.
2. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Родители позвонили около восьми часов вечера, и мама весёлым голосом стала расспрашивать меня, как я живу и что у нас нового (а нового у нас было вагон и маленькая тележка!). 2) Потом поплёлся к себе и лёг. 3) А ближе к утру его затянули тучи, по наружному жестяному подоконнику забарабанило. 4) Наверное, минут пятнадцать я потерянно стоял в прихожей перед полкой с телефоном как в воду опущенный. 5) Перестал гонять по полу свой любимый теннисный шарик, забрался ко мне, свернулся под боком и заурчал.
3. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Во мне сидит сгусток чего-то злого, никуда от этого не денешься. 2) Весёлый, пушистый, носится по квартире, как ракета! 3) Ну, посмеялся бы, спросил бы, какого цвета котёнок, где взяли, чем кормим! 4) Я ведь будто ударил его… 5) На кухне громко говорило радио.
4. Лексический анализ. В предложениях 115–121 найдите разговорное слово с лексическим значением «пойти медленно, не торопясь или с трудом». Выпишите это слово.
5. Лексический анализ. В предложениях 18–26 найдите синонимы (одну синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
Прочитайте текст и выполните задания 6–10.
(1)Прошлым летом Володя ещё не умел плавать и должен был во время купания с мальчиками барахтаться у самого берега. (2)Правда, Володя вскоре выучился водить по дну руками, болтая при этом ногами, как лягушка. (3)И казалось, что он плывёт. (4)Но раз на берег пришли ребята с городской окраины Глинки и сразу заметили обман. – (5)Эй ты, грязнуха! – крикнул один из них. – (6)Чего по дну корябаешься? (7)Володя сказал: – У меня просто судорогой ногу свело. (8)И для большей убедительности добавил: – А то бы я показал вам, как плавать надо. (9)Большие мальчишки засмеялись. (10)Один из них поддразнил: – Ты нас за нос не води! (11)А ну-ка, покажи, лягушонок, как ты пузыри пускаешь!
(12)Володя уже собирался уходить и натягивал штанишки, но тут он содрал их с себя и отбросил в сторону. (13)Штанишки остались лежать на траве, поглядывая на своего владельца с явной обидой. – (14)А что, не покажу, думаешь? – (15)А ну, прыгни! – поддразнивали мальчишки из Глинки. (16)Володя влез на камни мола и посмотрел вниз. (17)Он знал, что здесь возле мола1 глубина – два раза с головой… (18)Страх вцепился в его сердце противными холодными щупальцами и не давал сдвинуться с места. (19)Но делать нечего, отступать уже было поздно. (20)«А может быть, и выплыву», – подумал Володя. (21)Володя зажмурился – и прыгнул.
(22)Он звонко шлёпнулся, отбив себе сразу живот, охнул, отчего весь воздух, распиравший его щёки и грудь, вырвался наружу. (23)Почувствовав, что погружается, Володя отчаянно заработал руками и ногами, но влага, тяжёлая, мутная, сдавила ему грудь и, казалось, заполнила его всего целиком ужасным холодом и разрывающей болью. (24)Успев сотню раз пожалеть о собственной глупости и гордости, из-за которых он решился на отчаянный, а главное, бессмысленный поступок, Володя захлебнулся и пошёл ко дну. (25)Глинковские мальчишки, видя, что нырнувший мальчуган не показывается на поверхности, стали звать на помощь. (26)Ближе всех к месту происшествия был пожилой рыбак, возвращавшийся из моря в своей шлюпке.
(27)Он как был, не раздеваясь, бросился в воду. (28)Через минуту Володя уже лежал на каменных плитах мола, а спасший его рыбак растирал неподвижное тело мальчика. (29)Вскоре Володя закашлялся и дыхание подняло его грудь. (30)Медленно раскрылись глаза, ещё бестолково глядевшие на белый свет, куда он снова возвращался. – (31)Ну, а теперь пускай полежит, – сказал рыбак, обжимая на себе мокрые штаны и блузу. – (32)Вы матери его ничего не говорите, а то будет ему дома… (33)Икая, трясясь, мокрый и жалкий, как цыплёнок, только что вылезший из яйца, Володя побрёл домой.
(34)Но он нашёл в себе силы остановиться, уставился на главного глинковского обидчика и, справившись с прыгающим подбородком, процедил сквозь лязгавшие зубы: – А в-в-в… всё-таки прыгнул… (35)И вдруг почувствовал, что его подхватывают на руки, тут же одной рукой дерут за ухо, другой прижимают голову к чему-то мягкому, знакомому, пахнущему всеми родными, домашними запахами, и на лицо его часто закапало солёным, как море, но тёплым… (36)Это прибежала из дому мать, которой кто-то крикнул под окном: «Тётя Евдокия, ваш Володя утонул!» (37)И героя унесли на руках укутанным в материнскую шаль. (38)Впрочем, никто не смеялся. (39)Даже глинковские…
(40)Дома Володя отогрелся под тремя одеялами и сказал матери: – Мама, дай мне три рубля. – (41)Это за что тебе три рубля, дурная голова? (42)Всю ты мне душу надорвал… (43)Никуда ты больше не пойдёшь от меня! (44)Минуты с тобой покоя нет… (45)Вишь ты, ещё имеет столько дерзости, что после всего трёшку просит! (46)Володя высунулся из-под одеяла и серьёзно сказал: – Дай, мама… (47)Я пойду леденчиков для того рыбака куплю. (48)И чай пить к нам позову. (49)Что он, зазря меня спасал, что ли? (50)Мама будто чуть-чуть оттаяла, улыбнулась и дала Володе целых пять рублей.
(51)И в тот же вечер рыбак, вытащивший Володю из моря, сидел, смущённый, на почётном месте за столом у Дубининых, пил чай, и не только чай – мать хорошо угостила его. (52)Рыбак откушал, поблагодарил и на прощание сказал: – Очень вас благодарствую… (53)Извините за излишнее беспокойство. (54)Напрасно вы всё это заведение устроили. (55)Этого у меня и в мыслях не было, когда я туда за ним нырял… (56)А сынок у вас, видать, боевой растёт. (57)Видать, что принципиальный, но больно уж чересчур, я так скажу, до безрассудства…
(По Л.А. Кассилю* и М.Л. Поляновскому**) * Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) – русский советский писатель, сценарист. ** Макс Леонидович Поляновский (1901–1977) – советский писатель и журналист.
6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Володя очень хорошо плавал, но в тот день ему свело ногу от холода, и пришлось купаться у самого берега.
- 2) Перед тем как Володя захлебнулся и пошёл ко дну, он успел пожалеть о своём безрассудном поступке.
- 3) Володя не знал, что рядом с молом было очень глубоко, и поэтому не боялся прыгать в воду.
- 4) Старый рыбак не думал о награде, когда бросился спасать Володю.
- 5) Володина мама не стала давать сыну денег, потому что думала, что Володя потратит их на игрушки.
7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
- 1) Штанишки остались лежать на траве, поглядывая на своего владельца с явной обидой.
- 2) Через минуту Володя уже лежал на каменных плитах мола, а спасший его рыбак растирал неподвижное тело мальчика.
- 3) Всю ты мне душу надорвал…
- 4) Страх вцепился в его сердце противными холодными щупальцами и не давал сдвинуться с места.
- 5) А ну-ка, покажи, лягушонок, как ты пузыри пускаешь!
8. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- 1) И вдруг почувствовал, что его подхватывают на руки, тут же одной рукой дерут за ухо, другой прижимают голову к чему-то мягкому, знакомому, пахнущему всеми родными, домашними запахами, и на лицо его часто закапало солёным, как море, но тёплым…
- 2) А то бы я показал вам, как плавать надо.
- 3) Икая, трясясь, мокрый и жалкий, как цыплёнок, только что вылезший из яйца, Володя побрёл домой.
- 4) Правда, Володя вскоре выучился водить по дну руками, болтая при этом ногами, как лягушка.
- 5) И героя унесли на руках укутанным в материнскую шаль.
9. Лексический анализ. Найдите в предложениях 1–10 фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
10. Лексический анализ. Найдите в предложениях 14–24 синоним к слову «поглядеть». Напишите этот синоним.
Прочитайте текст и выполните задания 11–15.
(1)В субботу после урока физкультуры все разбежались в одну минуту. (2)На крючках не осталось никакого имущества. (3)Даже моего! (4)Я обалдело стоял перед пустым забором. (5)Потом заоглядывался. (6)Ну, слава Богу! (7) Мой костюм и пакет с книгами ожидали меня, повиснув на сосне. (8)Метрах в трёх от земли, на сухом сучке прямого ствола. (9)Шуточка! (10)Ну да ладно, может, и не злая. (11)Просто слегка подзаводят новичка. (12)Я небрежно плюнул через плечо, обхватил ствол руками-ногами, забрался по нему немного вверх и дёрнул повисшие штанины. (13)Сучок обломился, имущество свалилось мне на голову.
(14)А я – на колючие шишки. (15)Ой… (16)Покряхтев, я поднялся. (17)Разогнулся и увидел Вальдштейна. (18)Тот стоял в двух шагах. (19)По виду никак не скажешь, что пацан из шестого. (20)Скорее, очень длинный третьеклассник. (21)Был он тощий и суставчатый, с тонкой шеей. (22)Но смотрел он своими рыжими глазами не как младший, а прицельно и дерзко. (23)К его поцарапанным ногам прилипли чешуйки сосновой коры. (24)Я посмотрел на них, на сосну. (25)Пнул пакет кроссовкой и спросил: – Твоя работа? (26)Без обиды спросил. – (27)Моя. (28)Скажи спасибо, что твои шмотки не унесли совсем. (29)Повесил ты их на чужой крючок. (30)А за вешалку надо платить. (31)На первый раз с тебя полбакса. (32)В рублях, по нынешнему курсу. (33)Я быстро прикинул: полдоллара – это не так уж много. (34)В пересчёте это сейчас чуть больше, чем два трамвайных билета… (35)Но с какой стати?
(36)Я сказал: – Мальчик, ты ушиб головку, когда лазил на сосну, да? (37)Вальдштейн в ответ сощурился. (38)Сунул в широкие карманы кулаки. (39)Подошёл ближе. – (40)Завтра не принесёшь полбакса, послезавтра потребуют целый. (41)По счётчику. (42)А знаешь, кто с тобой будет говорить, если не заплатишь? (43)Я не знал. (44)Но догадывался. (45)Наслышан был про школьное рэкетирство. (46)Дело известное. (47)Компания посылает вперёд такого вот нахального шкета, а когда тот получает отпор, подваливают старшие. (48)Видать, сомнения и страхи написались на моём лице. (49)Вальдштейн довольно хмыкнул: – Вот так. (50)И не думай кому-нибудь вякать про это. (51)Что же такое делается? (52)Мало мне было, что ли, «радостей» в прошлой школе?
(53)Я ощутил, что проваливаюсь в отчаяние, как в яму. (54)И… будто ктото завладел моей рукой. (55)Стремительно отвёл её назад, бросил вперёд. (56)И ладонь моя вляпала Вальдштейну трескучую оплеуху. (57)Вальдштейн полетел с ног. (58)И лицом – о подножие сосны. (59)Из ноздри у него ползла красная гусеница. (60)Он пальцем размазал её по щеке. (61)Меня чуть не стошнило. (62)Но я сказал чужим голосом: – Хочешь ещё? (63)А на следующий день на первом уроке Вальдштейн то и дело поглядывал на меня. (64)Поглядывал быстро и словно из-за кустов. (65)И так сумрачно, что Настя сказала: – Почему это Вячик глядит на тебя, как кобра? – (66)Кто глядит? – (67)Вальдштейн. (68)Вячик… (69)Вячик-калачик, так его в первом классе дразнили.
(70)Да и потом… (71)А что случилось-то? (72)Я не удержался и шёпотом рассказал. – (73)Дурачок он, а не мафиози, – грустно отозвалась Настя. – (74)Никаких дружков у него нет. (75)Ни уголовных, ни вообще… (76)Просто хотел новичку свою силу показать, потому что в классе самый затюканный. (77)Все его шпыняют, а он вот решил тебя… (78)Мальчишки знаешь как его доводят… (79)«Знаю», – чуть не сказал я, сам страдавший от задир-одноклассников в другой школе. (80)И сделалось гадко на душе. – (81)Я не хотел ему нос разбивать. (82)Он сам им о сосну треснулся. (83)Я просто его по уху стукнул. (84)Если честно говорить, то с перепугу… – (85)Ну, ничего. (86)Может, дома не заметили, что нос распухший… – (87)А если заметили? – (88)Тогда хуже. (89)Отец у него на руку больно горячий. (90)Его в такой строгости держат. (91)Как двойка или запись в дневнике, он боится домой идти… (92)А потом возвращается, да, бывает, с синяком…
(93)Не любят его, что ли? (94)Да ты не переживай: он же сам виноват. (95)Потом в класс пришла завуч Клавдия Борисовна и потребовала объяснений. – (96)Пусть он сам объясняет… – я оглянулся на Вальдштейна, решив держать язык за зубами. (97)Ничего Вячик не объяснит, потому что придётся тогда признаваться в своей «шутке». (98)И про это узнают дома. (99)И, наверно, достанется ему сильно. (100)И я ничего не объясню. (101)Да, я не храбрец, но и не полный же гад. (102)Одно дело – рассказать шёпотом Насте, другое – нажаловаться учителям. (103)Конечно, наплевать мне на Вальдштейна, который к тому же сам нарвался на неприятности, но всё-таки… (104)Сделав из мухи слона и напророчив мне бандитское будущее, завуч всё же выгнала меня с урока и сказала не приходить без родителей. (105)А я шёл и думал про Вальдштейна, которому, похоже, часто приходилось несладко, и про его родителей.
(106)Господа взрослые, почему же вы бываете так жестоки с нами, детьми? (107)За что вы так? «(108)А дети? – будто возразил мне такой “взрослый”. – (109)Вы-то чем лучше? (110)Мало в вас жестокости в ваши юные годы? (111)Откуда вы такие?» (112)Я не знал откуда. (113)Хотя нет, я догадывался. (114)Я огрызнулся: «От вас! (115)От вашего озверелого мира. (116)Жестокие – они те, кого с самого рождения никто не любил! (117)Такие, как Вальдштейн».
(По В.П. Крапивину)* * Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) – советский российский детский писатель.
11. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) После урока физкультуры рассказчик случайно забрал сумку Вальдштейна.
- 2) Вальдштейн оказался настоящим школьным мафиози, который под покровительством старших ребят обижал младших.
- 3) Рассказчик не стал объяснять Клавдии Борисовне, почему ударил Вальдштейна.
- 4) Вальдштейна дразнили одноклассники.
- 5) Рассказчик уверен, что Вальдштейн с самого рождения был жестоким и воспитание и окружение здесь ни при чём.
12. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
- 1) Был он тощий и суставчатый, с тонкой шеей.
- 2) Из ноздри у него ползла красная гусеница.
- 3) И так сумрачно, что Настя сказала: «Почему это Вячик глядит на тебя, как кобра?»
- 4) «Пусть он сам объясняет…» – я оглянулся на Вальдштейна, решив держать язык за зубами.
- 5) Сделав из мухи слона и напророчив мне бандитское будущее, завуч всё же выгнала меня с урока и сказала не приходить без родителей.
13. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- 1) Мой костюм и пакет с книгами ожидали меня, повиснув на сосне.
- 2) Мальчик, ты ушиб головку, когда лазил на сосну, да?
- 3) Я ощутил, что проваливаюсь в отчаяние, как в яму.
- 4) Вальдштейн полетел с ног.
- 5) Поглядывал быстро и словно из-за кустов.
14. Лексический анализ. В предложениях 1–12 найдите слово с лексическим значением «то, что находится в чьей-нибудь собственности, принадлежит кому-нибудь или чему-нибудь». Выпишите это слово.
15. Лексический анализ. В предложениях 106–109 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
Задания с варианта РЯ2390902:
Прочитайте текст и выполните задания 1−5.
(1)Меня влекло на Волгу к музыке трудовой жизни – эта музыка и до сего дня приятно охмеляет сердце моё, и мне хорошо памятен день, когда я впервые почувствовал героическую поэзию труда. (2)Под Казанью села на камень, проломив днище, большая баржа с персидским товаром, и артель1 грузчиков взяла меня перегружать баржу.
(3)Был сентябрь, дул верховой ветер, по серой реке сердито прыгали волны, ветер, бешено срывая их гребни, кропил реку холодным дождём. (4)Артель, человек полсотни, угрюмо расположилась на палубе пустой баржи, кутаясь рогожами и брезентом. (5)Баржу тащил маленький буксирный пароход, задыхаясь, выбрасывая в дождь красные снопы искр. (6)Вечерело; свинцовое, мокрое небо, темнея, опускалось над рекою.
(7)Грузчики ворчали и ругались, проклиная дождь, ветер, жизнь, лениво ползали по палубе, пытаясь спрятаться от холода и сырости. (8)Мне казалось, что эти полусонные люди не способны к работе, не спасут погибающий груз. (9)К полуночи доплыли до переката, причалили пустую баржу борт о борт к сидевшей на камнях. (10)Артельный староста, ядовитый старичишка, рябой хитрец и сквернослов, с глазами и носом коршуна, сорвав с лысого черепа мокрый картуз, крикнул высоким, бабьим голосом: «Молись, ребята!» (11)В темноте на палубе баржи грузчики сбились в чёрную кучу и заворчали, как медведи. (12)Староста, кончив молиться раньше всех, завизжал: «Фонарей! (13)Ну, молодчики! (14)Покажи работу! (15)Честно, детки!
(16)С богом – начинай!» (17)И ленивые, мокрые люди, преодолевая тяжесть, начали «показывать работу». (18)Они, точно в бой, бросились на палубу и в трюмы затонувшей баржи с рёвом и прибаутками. (19)Вокруг меня с лёгкостью пуховых подушек летали мешки риса, тюки изюма, кож, бегали коренастые фигуры, ободряя друг друга воем, свистом, крепкой руганью. (20)Трудно было поверить, что так весело, легко и слаженно работают те самые тяжёлые, угрюмые люди, которые только что уныло жаловались на жизнь, на дождь и холод.
(21)Дождь стал гуще, холоднее, ветер усилился, рвал рубахи, закидывая подолы на головы, обнажая животы. (22)В мокрой тьме при слабом свете шести фонарей метались чёрные люди, глухо топая ногами о палубы барж. (23)Работали так, как будто изголодались по труду, как будто давно ожидали удовольствия швырять с рук на руки четырёхпудовые мешки, бегом носиться с тюками на спине. (24)Работали играя, с весёлым увлечением детей.
(25)Я тоже хватал мешки, тащил, бросал, снова бежал и хватал, и казалось мне, что и сам я, и всё вокруг завертелось в бурной пляске, что эти люди могут так страшно и весело работать без усталости, не щадя себя, годы, что они могут, ухватившись за колокольни и минареты города, стащить его с места, куда захотят. (26)Я жил эту ночь в радости, не испытанной мною, душу озаряло желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания. (27)За бортами плясали волны, хлестал по палубам дождь, свистел и рыдал над рекою ветер, в серой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые, мокрые люди и кричали, смеялись, любуясь своей силой, своим трудом. (28)А тут ещё ветер разодрал тяжёлую массу облаков, и на синем, ярком пятне небес сверкнул розоватый луч солнца. (29)Его встретили дружным рёвом.
(30)Обнимать и целовать хотелось этих людей, столь умных и ловких в работе, так самозабвенно увлечённых ею. (31)Казалось, что такому напряжению радостно разъярённой силы ничто не может противостоять, она способна содеять чудеса на земле, может покрыть всю землю в одну ночь прекрасными дворцами и городами, как об этом говорят вещие сказки. (32)Посмотрев минуту-две на труд людей, солнечный луч не одолел тяжкой толщи облаков и утонул среди них, как ребёнок в море, а дождь превратился в ливень. (33)«Шабаш!» – крикнул кто-то. (34)Но ему свирепо ответили: «Я те пошабашу!» (35)И до двух часов дня, пока не перегрузили весь товар, полуголые люди работали без отдыха, под проливным дождём и резким ветром, заставив меня благоговейно понять, какими могучими силами богата человеческая земля.
(По М. Горькому*)
* Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868–1936) – русский и советский писатель.
1. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчик с артелью работников снимал с мели баржу, проломившую днище в шторм. 2) Работа шла более полусуток – с ночи до двух часов дня. 3) По дороге к месту работы рассказчик сомневался в том, что артельные мужики способны выполнить столь трудное задание. 4) Ночью во время работы дождь перестал, что позволило грузчикам выполнить свою задачу быстрее. 5) Грузчики работали без отдыха.
2. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) Баржу тащил маленький буксирный пароход, задыхаясь, выбрасывая в дождь красные снопы искр. 2) Артельный староста, ядовитый старичишка, рябой хитрец и сквернослов, с глазами и носом коршуна, сорвав с лысого черепа мокрый картуз, крикнул высоким, бабьим голосом: «Молись, ребята!» 3) В темноте на палубе баржи грузчики сбились в чёрную кучу и заворчали, как медведи. 4) Работали играя, с весёлым увлечением детей. 5) За бортами плясали волны, хлестал по палубам дождь, свистел и рыдал над рекою ветер, в серой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые, мокрые люди и кричали, смеялись, любуясь своей силой, своим трудом.
3. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Под Казанью села на камень, проломив днище, большая баржа с персидским товаром, и артель грузчиков взяла меня перегружать баржу. 2) Вечерело; свинцовое, мокрое небо, темнея, опускалось над рекою. 3) Они, точно в бой, бросились на палубу и в трюмы затонувшей баржи с рёвом и прибаутками. 4) Грузчики ворчали и ругались, проклиная дождь, ветер, жизнь, лениво ползали по палубе, пытаясь спрятаться от холода и сырости. 5) В мокрой тьме при слабом свете шести фонарей метались чёрные люди, глухо топая ногами о палубы барж.
4. Лексический анализ. В предложениях 17–19 найдите антонимы. Выпишите эти антонимы.
5. Лексический анализ. В предложении 20 найдите антонимы. Выпишите эти антонимы.
Прочитайте текст и выполните задания 6–10.
(1)Морякам снятся шторма, полярникам – льды и снега, пожарным – дым и огонь. (2)Кожухову, хотя войны он не видел, чаще всего снились разрывы снарядов. (3)Много всего пережил он за двадцать с лишним лет службы, но один пожар был самый страшный – горели склады боеприпасов на армейском полигоне, километрах в шестидесяти от города. (4)Когда Кожухов приехал туда, он мгновенно понял, что не знает, как тушить этот пожар. (5)Грохот снарядов, гранат и мин со злобой раздирал небо, по всему полигону со свистом разлетались осколки.
(6)Огонь подбирался к главному складу, пожар следовало остановить во что бы то ни стало. (7)Кожухов стоял, смотрел на огонь и тратил драгоценное время – думал, разрешая себе тем самым непозволительную роскошь. (8)Ему скоро стало понятно, что выход, к сожалению, только один – сквозь завесу разлетающихся осколков как-то проникнуть к очагу и залить его пеной. (9)Смертельный риск – чего уж там… – (10)Я с тобой. (11)Забудь про мои погоны, – сказал старый генерал, начальник полигона.
(12)Кожухов многое слышал о генерале, верил, что тот говорит искренне, от всей души, но для задуманного нужны были профессионалы. (13)Из шагнувших вперёд добровольцев он выбрал троих, все взяли ручные пожарные стволы и поползли по-пластунски: впереди Кожухов, за ним Нестеров-старший, лейтенант Гулин и сержант Лавров. (14)Метр за метром, всем телом вжимаясь в колею, они ползли, думая о том, как бы поближе подобраться к очагу и уцелеть самим. (15)Первым выбыл из строя Гулин – осколок попал ему в предплечье, и Кожухов отправил лейтенанта назад. (16)Другой осколок попал по каске Кожухову и, скользнув, чудом её не пробил. (17)Третий, к счастью, небольшой и на излёте, распорол сапог Лаврову.
(18)И тогда Кожухов, с горечью осознав, что дальше двигаться вперёд бессмысленно, приказал отступить. (19)Они вернулись. (20)Кожухов увидел полные отчаяния глаза генерала, и ему вдруг явилась чрезвычайно дерзкая мысль. (21)Даже кровь вскипела от неожиданной этой мысли. (22)В стороне стоял тяжёлый танк. (23)А что, если снять с пожарной машины мощный лафетный ствол (тридцать литров воды в секунду, водяная пушка) и приспособить, привязать его к танковому орудию? – (24)Шанс, – подумав, подтвердил Нестеров, который всю войну провёл механиком-водителем тридцатьчетвёрки. – (25)Шанс! – убеждённо повторил он. (26)Так и сделали. (27)Привязали капроновой верёвкой лафетный пожарный ствол рядом с орудием, нарастили рукава. (28)Нестеров сел за рычаги, Кожухов и Лавров скорчились за башней, чтобы держать рукав, и тяжёлый танк пошёл в атаку на огонь. (29)По броне градом стучали осколки, но их Кожухов теперь не боялся – лишь бы ходовую часть не повредило.
(30)Когда крупным осколком гусеницу всё-таки заклинило и танк развернуло, очаг пожара был уже в сфере действия лафетного ствола. (31)За несколько минут огонь был потушен… – (32)Сынки, родные… – сказал тогда генерал. (33)На глазах у него были слёзы. – (34)На следующее утро Кожухов позвонил дежурному, узнал, что ночью срочных вызовов не было. (35)Затем позавтракал, привычно поцеловал на прощанье жену и пошёл на службу – в управление пожарной охраны. (По В.М. Санину*) * Владимир Маркович Санин (1928–1989) – советский писатель, сценарист, драматург, полярник, путешественник.
6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Когда Кожухов приехал на полигон, где горели склады боеприпасов, он мгновенно понял, что надо делать.
- 2) Генерал не был профессиональным пожарным, поэтому Кожухов не включил его в команду.
- 3) Чтобы потушить пожар, Кожухов принял решение подогнать пожарную машину с водяной пушкой к самому очагу возгорания.
- 4) К эпицентру пожара смог пробиться только тяжёлый танк.
- 5) Генерал поблагодарил пожарных и наградил их.
7. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
- 1) Грохот снарядов, гранат и мин со злобой раздирал небо, по всему полигону со свистом разлетались осколки.
- 2) Даже кровь вскипела от неожиданной этой мысли.
- 3) Нестеров сел за рычаги, Кожухов и Лавров скорчились за башней, чтобы держать рукав, и тяжёлый танк пошёл в атаку на огонь.
- 4) Когда крупным осколком гусеницу всё-таки заклинило и танк развернуло, очаг пожара был уже в сфере действия лафетного ствола.
- 5) На следующее утро Кожухов позвонил дежурному, узнал, что ночью срочных вызовов не было.
8. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
- 1) Другой осколок попал по каске Кожухову и, скользнув, чудом её не пробил.
- 2) Кожухов многое слышал о генерале, верил, что тот говорит искренне, от всей души, но для задуманного нужны были профессионалы.
- 3) Метр за метром, всем телом вжимаясь в колею, они ползли, думая о том, как бы поближе подобраться к очагу и уцелеть самим.
- 4) Первым выбыл из строя Гулин – осколок попал ему в предплечье, и Кожухов отправил лейтенанта назад.
- 5) По броне лупили осколки, но их Кожухов теперь не боялся – лишь бы ходовую часть не повредило.
9. Лексический анализ. В предложениях 4–6 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
10. Лексический анализ. В предложениях 5–8 найдите слово, употреблённое в значении «место, откуда что-нибудь распространяется, средоточие чего-нибудь». Выпишите это слово.
Прочитайте текст и выполните задания 11–15.
(1)Васька всего полгода как пришёл из далёкой деревни сюда, в шахту, на заработки. (2)Ему всего двенадцать, однако нужда в деньгах заставляет его работать как взрослого. (3)Васька до сих пор не может привыкнуть к угольной работе и к шахтёрским нравам и обычаям. (4)Величина и сложность шахтенного дела подавляет его бедный впечатлениями ум, и, хотя он в этом не даёт себе отчёта, шахта представляется ему каким-то сверхъестественным миром, обиталищем мрачных, чудовищных сил.
(5)Это был самый обычный рабочий день. (6)Васька молча, сосредоточенно, со стиснутыми зубами вбивал кирку в хрупкий, звенящий уголь. (7)Васька возил уголь по тоннелю, потом возвращался и снова принимался за работу. (8)Когда он во второй раз возвращался обратно, его ещё издали поразили какие-то странные звуки, раздававшиеся из отверстия лавы2 .
(9)Ванька Грек бился на земле в судорогах. (10)Лицо его потемнело, на тесно сжатых губах выступила пена. (11)Это был приступ тяжёлой болезни – эпилепсии. (12)Огромная сила подбрасывала всё тело Грека, искривляя его в судорожных позах. – (13)Ах, господи, вот история, – бормотал испуганно дядя Хрящ, работавший рядом. – (14)Ванька, да перестань же… послушай… (15)Ах ты, боже мой, как это его вдруг?.. (16)Постой-ка, Васька, – вдруг спохватился он, – ты останься постеречь его здесь, а я побегу за людьми. – (17)Дяденька, а как же я-то? – жалобно протянул Васька, оторопев. – (18)Сказано – сиди, и дело с концом, – прикрикнул дядя Хрящ. (19)Он поспешно схватил свою поддёвку и, на ходу надевая её в рукава, побежал из галереи. (20)Васька остался один с Греком.
(21)Сколько времени прошло, пока он сидел, прижавшись в угол, объятый ужасом и боясь пошевельнуться, он не сумел бы сказать. (22)Но понемногу конвульсии, трепавшие тело Грека, становились всё реже и реже. (23)Теперь Ваське стало ещё жутче, сердце замерло от страха. (24)«Господи, да уж не помер ли?» – подумал мальчик. (25)Едва переводя дыхание, он подполз к больному и дотронулся до его голой груди. (26)Она была холодна, но всё-таки поднималась и опускалась чуть заметно. – (27)Дяденька Грек, а дяденька Грек, – прошептал Васька. (28)Грек не отзывался. – (29)Дяденька, вставайте! (30)Позвольте, я вас поведу до больницы. (31)Дяденька!.. (32)Где-то в ближней галерее послышались торопливые шаги. (33)«Ну, слава богу, дядя Хрящ возвращается», – подумал с облегчением Васька. (34)Однако это был не дядя Хрящ. (35)Какой-то незнакомый шахтёр заглянул в лаву, освещая её высоко поднятой над головой лампой. – (36)Кто здесь есть? (37)Живо выходи наверх! – крикнул он взволнованно и повелительно. – (38)Дяденька, – бросился к нему Васька, – дяденька, здесь с Греком чтото такое случилось!..
(39)Лежит и не говорит ничего. (40)Шахтёр приблизил своё лицо вплотную к лицу Грека. – (41)Эк его угораздило, – махнул головой шахтёр. – (42)Эй, Ванька Грек, вставай! – крикнул он, раскачивая руку больного. – (43)Вставай, что ли, говорят тебе. (44)В третьем номере обвал случился. (45)Слышишь, Ванька!.. (46)Грек пробормотал что-то непонятное, но не открыл глаз. – (47)Ну, некогда мне с ним, с пьяным, вожжаться! – нетерпеливо воскликнул шахтёр. – (48)Буди его, малец. (49)Да поскорее только. (50)Не ровён час, и у вас обвалится. (51)Пропадёте тогда, как крысы… (52)Голова его исчезла в тёмном отверстии лавы. (53)Через несколько секунд затихли и его частые шаги.
(54)Ваське поразительно живо представился весь ужас его положения. (55)Каждый миг могут рухнуть висящие над его головою миллионы пудов земли. (56)Рухнут и раздавят, как мошку, как пылинку. (57)И потом смерть, страшная, беспощадная, неумолимая смерть… (58)Васька в отчаянии бросается к лежащему шахтёру и изо всех сил трясёт его за плечи. – (59)Дядя Грек, дядя Грек, да проснись же! – кричит он, напрягая все силы.
(60)Его ухо ловит за стенами: все рабочие смены со всех ног бегут к выходу, охваченные тем же ужасом, который теперь овладел Васькой. (61)В эту минуту взгляд Васьки замечает угольную тачку, и счастливая мысль озаряет его голову. (62)Со страшными усилиями приподнимает он с земли грузное, будто каменное, тело и взваливает его на тачку, потом с трудом выкатывает Грека из лавы. (63)Смерть гонится за ним, и он уже чувствует у себя за спиной веяние её крыльев. (64)Славу богу, последний поворот! (65)Люди толпятся на платформе. (66)Скорей, скорей! (67)Ещё одно последнее, отчаянное усилие…
(68)Что же такое, господи! (69)Платформа подымается… (70)Вот она исчезла совсем. (71)«Подождите! (72)Остановитесь!» (73)Хриплый крик вылетает из Васькиных губ. (74)Огненные колёса перед глазами вспыхивают в чудовищное пламя. (75)Всё рушится и падает с оглушительным грохотом… (76)Васька приходит в себя наверху. (77)Он лежит в чьём-то овчинном зипуне, окружённый целой толпой народа. (78)Какой-то толстый господин трёт Васькины виски. (79)Директор Карл Францевич тоже присутствует здесь. (80)Он ловит первый осмысленный взгляд Васьки, и его строгие губы шепчут одобрительно: – О, ти храбрий мальшик! (81)Этих слов Васька, конечно, не понимает, но он уже успел разглядеть в задних рядах толпы бледное как полотно и тревожное лицо Грека. (82)Взгляд, которым эти два человека обмениваются, связывает их на всю жизнь крепкими узами. (По А.И. Куприну*) * Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, переводчик.
11. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ваське не нужны деньги, на шахты он пошёл работать от безделья. 2) Дядя Хрящ точно знал, как помочь больному не словом, а делом, потому что был врачом. 3) Ваську оставили вместе с Греком ждать подмогу. 4) Ваське сказали уходить из шахт, потому что случился обвал. 5) Васька бросил Грека, лежавшего без сознания в шахтах, и побежал к выходу.
12. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Васька до сих пор не может привыкнуть к угольной работе и к шахтёрским нравам и обычаям. 2) Теперь Ваське стало ещё жутче, сердце замерло от страха. 3) Его ухо ловит за стенами: все рабочие смены со всех ног бегут к выходу, охваченные тем же ужасом, который теперь овладел Васькой. 4) Смерть гонится за ним, и он уже чувствует у себя за спиной веяние её крыльев. 5) Огненные колёса перед глазами вспыхивают в чудовищное пламя.
13. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Васька всего полгода как пришёл из далёкой деревни сюда, в шахту, на заработки. 2) «Дяденька, а как же я-то?» – жалобно протянул Васька, оторопев. 3) Рухнут и раздавят, как мошку, как пылинку. 4) Со страшными усилиями приподнимает он с земли грузное, будто каменное, тело и взваливает его на тачку, потом с трудом выкатывает Грека из лавы. 5) Взгляд, которым эти два человека обмениваются, связывает их на всю жизнь крепкими узами.
14. Лексический анализ. В предложениях 13–19 найдите разговорное слово с лексическим значением «растерявшись от неожиданности, придя в замешательство». Выпишите это слово.
15. Лексический анализ. В предложениях 1–8 найдите слово с лексическим значением «род молотка, употребляемый при земляных и горных работах, – заострённый с одного или двух концов или оканчивающийся острой лопастью металлический стержень на рукоятке». Выпишите это слово.
Работы статград по русскому языку ЕГЭ ОГЭ 2024: