ВОШ 2020 муниципальный этап по обществознанию 7,8,9,10,11 класс ответы и задания для Москвы
Всероссийская олимпиада школьников ВОШ 2020-2021 муниципальный этап по обществознанию задания, ответы и видеоразбор заданий для 7, 8, 9, 10, 11 класса для Москвы, официальная дата проведения олимпиады: 19 ноября 2020 год.
Задания олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 7 класса: скачать в PDF
Задания олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 8 класса: скачать в PDF
Задания олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 9 класса: скачать в PDF
Задания олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 10 класса: скачать в PDF
Задания олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 11 класса: скачать в PDF
Ответы олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 7 класса: скачать в PDF
Ответы олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 8 класса: скачать в PDF
Ответы олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 9 класса: скачать в PDF
Ответы олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 10 класса: скачать в PDF
Ответы олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 11 класса: скачать в PDF
Критерии олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 7 класса: скачать в PDF
Критерии олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 8 класса: скачать в PDF
Критерии олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 9 класса: скачать в PDF
Критерии олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 10 класса: скачать в PDF
Критерии олимпиады ВОШ 2020 по обществознанию для 11 класса: скачать в PDF
ВОШ 2020 муниципальный этап по обществознанию 7 класс задания и ответы:
ВОШ 2020 муниципальный этап по обществознанию 8 класс задания и ответы:
ВОШ 2020 муниципальный этап по обществознанию 9 класс задания и ответы:
ВОШ 2020 муниципальный этап по обществознанию 10 класс задания и ответы:
ВОШ 2020 муниципальный этап по обществознанию 11 класс задания и ответы:
Видео разбор заданий олимпиады ВОШ 2020-2021 для 7-8 класса:
Видео разбор заданий олимпиады ВОШ 2020-2021 для 9-11 класса:
Сложные задания 7 класс:
1)Выберите верные утверждения. Престиж профессии человека зависит от того, как он оценивает её полезность. Папа Римский является главой государства. Мэр российского города может возглавлять субъект Российской Федерации. Национализм предполагает идею верховенства одной расы над остальными. Старообрядчество является направлением в язычестве.
2)Какие утверждения следуют из информации, содержащейся в изображении? 1. Изображение иллюстрирует социальную функцию государства. 2. Изображение иллюстрирует командно-административную экономическую систему. 3. Изображение иллюстрирует социальную стратификацию. 4. Изображение иллюстрирует социальную мобильность. 5. Изображение иллюстрирует институт благотворительности.
3)Решите логическую задачу. На научной конференции по алетеологии собрались два типа учёных: рыцари, которые всегда говорят правду, и лжецы, которые всегда лгут. На эту конференцию случайно зашёл слушатель, не относящийся к научному сообществу, но сильно интересующийся свежими научными исследованиями. Однако, придя на место проведения конференции, слушатель заблудился. К счастью, в блужданиях он встретил двух человек: Эмиля и Макса (так было написано на их бейджах). Наш герой знает, что все пары учёных на этой конференции состоят из одного рыцаря и одного лжеца (а перед ним как раз пара учёных!). Прежде чем узнать у них дорогу, слушатель решил сначала выяснить, кто из учёных кто, и спросил: «Как мне определить, кто из вас рыцарь, а кто – лжец?». Эмиль ответил на это: «По крайней мере один из нас лжец». Кто из двух персонажей рыцарь, а кто лжец? Достаточно ли информации, которую сообщил Эмиль, чтобы однозначно определить, кем является каждый из них? Эмиль – лжец. Макс – лжец. Да, достаточно. Эмиль – лжец. Макс – лжец. Нет, не достаточно Эмиль – лжец. Макс – рыцарь. Да, достаточно. Эмиль – лжец. Макс – рыцарь. Нет, не достаточно Эмиль – рыцарь. Макс – лжец. Да, достаточно. Эмиль – рыцарь. Макс – лжец. Нет, не достаточно. Эмиль – рыцарь. Макс – рыцарь. Да, достаточно. Эмиль – рыцарь. Макс – рыцарь. Нет, не достаточно.
4)Решите правовую задачу. 16-летний Михаил захотел приобрести дорогие часы и отправился в магазин «Восьмёрочка», но забыл взять с собой деньги. Тогда Михаил решил присвоить часы и положил их себе в карман. Подходя к кассе, Михаил заметил стоявшего в очереди полицейского и решил во всём сознаться. Михаил подошёл к полицейскому, достал из кармана часы и признался в том, что планировал их украсть. Какое правонарушение совершил бы Михаил, если бы осуществил задуманное? Грабёж, Кража, Манипулирование рынком, Мелкое хищение, Присвоение, Разбой, Хищение предметов, имеющих особую ценность, Хулиганство.
5)Решите экономическую задачу. Доступ к научным статьям, которые публикуют учёные, нередко можно получить только при наличии платной подписки на научный журнал. Юный Экономист возмутился: «Как так?! Если люди будут читать научные статьи, то они станут умнее и тогда экономика страны будет эффективнее. Необходимо сделать доступ ко всем статьям бесплатным!» Какими будут последствия реализации предложения Юного Экономиста? Выберите верно обоснованный(-ые) ответ(-ы) из списка ниже. А. В научных журналах не смогут оплачивать труд людей, определяющих качество научных статей, в результате чего статьи могут стать менее качественными. Б. Учёные будут ожидать повышения спроса на научные статьи, вследствие чего увеличат своё предложение научных статей. Это приведёт к увеличению количества научных статей. В. Качество научных статей будет тяжелее оценивать, ориентируясь на журнал, в котором они опубликованы, потому что возникнет проблема с рецензированием статей. Г. Некоторые научные журналы могут закрыться, потому что не смогут оплачивать расходы на свою деятельность. Д. Научные статьи могут стать одним из основных элементов массовой культуры. Е. Поскольку снизятся издержки входа на рынок научных журналов, число журналов увеличится. Это приведёт к увеличению числа научных статей.
6)Ознакомьтесь с инфографикой и выберите верные утверждения из предложенных. 1. В 2017 году половина участников опроса назвали благополучным состояние экологии в месте своего проживания. 2. Равное число опрошенных ответили, что за последние 5 лет экологическая обстановка в их населённом пункте не изменилась, в 2010 и 2017 годах. 3. По сравнению с даннымм за 2010 год, в 2017 году одновременно выросло как число респондентов, ответивших, что за последние 5 лет экологическая обстановка в их населённом пункте скорее улучшилась, так и число респондентов, отметивших, что обстановка скорее ухудшилась. 4. Почти для четверти опрошенных ухудшение здоровья людей является конкретным проявлением ухудшения состояния окружающей среды в их населённом пункте. 5. Загрязнение водоёмов особенно беспокоит жителей небольших городов и посёлков городского типа. 6. Динамика ожидания изменений экологической обстановки в ближайшие годы говорит о росте пессимизма респондентов по данному вопросу. 7. Треть опрошенных как в 2010, так и в 2017 году считали, что, прежде всего, за состояние экологии в их населённом пункте ответственна местная власть. 8. Больше половины опрошенных в 2017 году считали, что в их населённом пункте экологическая обстановка за ближайшие годы не изменится. 9. За период с 2010 по 2017 год более чем в два раза выросла доля опрошенных, считающих, что сами люди должны нести ответственность за состояние экологии в своем населённом пункте. 10. Данные инфографики не позволяют сделать вывод о действительном состоянии экологии на территории России за 2017 год.
7)Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Многие современные учёные считают, что успешность социальной, экономической и экологической политики государства должна определяться возможностью для каждого члена общества полноценно функционировать в качестве человеческого существа. Другие обозначения для этой точки зрения – жизненное процветание и качество жизни. Именно их призвана обеспечить морально обоснованная государственная политика. Набор возможностей человека широк – от возможности полноценно удовлетворять физические потребности и возможности общения с близкими людьми до возможности контролировать свою социально-экономическую среду. Среди этого набора присутствуют и такие возможности, которые могут быть реализованы только за счёт взаимодействия с природой. Так, одна из родоначальниц теории «функциональных возможностей человека» Марта Нассбаум обсуждает в качестве отдельной возможности возможность вести здоровую жизнь, которая зависит от благоприятных условий окружающей среды, и жить, устанавливая отношения с животными, растениями, миром природы в целом и заботясь о них. Примером обеспечения условий для реализации этой части человеческого потенциала для М. Нассбаум выступает комплекс мероприятий правительства Норвегии по сохранению «лесной линии» вдоль побережья. Её охрана оправдывается в том числе необходимостью сохранить пространство, в котором люди могли бы получать удовольствие от одиночества в не затронутом человеческой деятельностью лесу. Этот подход крайне близок для людей, озабоченных экологическими проблемами (По А.В. Прокофьеву). На основе прочитанного текста определите верные суждения, которые прямо следуют из текста. А. Согласно методологии измерения качества жизни, экономические показатели не играют никакой роли в определении экологической политики государства. Б. Некоторые сторонники теории «функциональных возможностей человека» считают возможность взаимодействовать с окружающей природой необходимой для реализации человеческого потенциала. В. Осознание внутренней ценности окружающей среды убедило власти Норвегии сохранить «лесную линию» вдоль побережья. Г. Моральным обоснованием государственной политики является обеспечение качества жизни для каждого человека. Д. Недопустимо принуждать людей к коллективному финансированию мероприятий по охране окружающей среды.
8)Какой из перечисленных аргументов опирается на теорию «функциональных возможностей человека»? Необходимо отозвать разрешение на вырубку леса в районе Z, так как недвижимость жителей близлежащего микрорайона упадёт в цене из-за ухудшения качества окружающей среды. Необходимо отозвать разрешение на вырубку леса в районе Z, так как наличие этого леса позволяет многим жителям близлежащего района почувствовать себя частью природы, а значит, в более полной степени реализовать себя как человека. Необходимо отозвать разрешение на вырубку леса в районе Z, так как лес является естественной средой обитания многочисленных животных, которые погибнут из-за его вырубки. Необходимо отозвать разрешение на вырубку леса в районе Z, так как выгоды от налоговых поступлений от его продажи не смогут перевесить затраты, вызванные ростом числа заболеваний дыхательной системы, который ожидается из-за вырубки леса.
9)Требованиям каких социальных норм должна отвечать государственная политика с изложенной в тексте точки зрения? Определения требований даны ниже. Принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения. Совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Совокупность принципов и правил, основанных на вере в высшие силы.
Сложные задания 8 класс:
1)Выберите верные утверждения. Иван не ошибался, считая неверным утверждение о том, что ни один кудяпль не является штрямным. Иван встретил кудяпля. Возможно ли, что кудяпль штрямный? Сепаратизм во многих странах является преступлением. Если правительство приняло план по восстановлению экономики, то экономическая система страны является плановой. Если большинство в парламенте страны принадлежит одной партии, то в стране установился авторитарный режим. Средства массовой информации могут служить в качестве социального лифта.
2)Какие утверждения следуют из информации, содержащейся в изображении? 1. Изображение иллюстрирует социальную функцию государства по отношению к рабочему классу. 2. Изображение иллюстрирует традиционную экономическую систему. 3. Изображённые на картине люди входят в категорию безработных. 4. Изображённое на картине учреждение относится к судебной ветви власти. 5. Изображение иллюстрирует феномен трансфертных платежей. 6. На картине изображены представители разных социальных групп.
3)Решите логическую задачу. Когда Алиса вошла в Лес Забывчивости, она забыла не всё, а лишь кое-что. Она часто забывала, как её зовут, но особенно легко ей удавалось забывать дни недели. В Лес Забывчивости часто наведывались Волк и Лисица. Странные это были существа. Волк лгал по понедельникам, вторникам и средам и говорил правду во все остальные дни недели. Лисица же вела себя иначе: она лгала по четвергам, пятницам и субботам и говорила правду во все остальные дни недели. Однажды Алиса повстречала Волка и Лисицу, отдыхавших под деревом. Те высказали следующие утверждения. Волк: Вчера был один из дней, когда я лгу. Лисица: Вчера был один из дней, когда я тоже лгу. Из этих двух высказываний Алиса (девочка очень умная) сумела вывести, какой день недели был вчера. В какой день происходят события? События происходят в понедельник. События происходят во вторник. События происходят в среду. События происходят в четверг. События происходят в пятницу. События происходят в субботу. События происходят в воскресенье. Кто из зверей солгал, а кто сказал правду? Солгали и Лиса, и Волк. Лиса солгала, а Волк сказал правду. Лиса сказала правду, а Волк солгал. Лиса и Волк сказали правду.
4)Решите правовую задачу. 16-летний Михаил захотел дорогие часы и отправился в магазин «Восьмёрочка», но забыл взять с собой деньги. Тогда Михаил решил присвоить часы и положил их себе в карман. Подходя к кассе, Михаил заметил стоявшего в очереди полицейского и решил во всём сознаться. Михаил подошёл к полицейскому, достал из кармана часы и признался в том, что планировал их украсть. Какое правонарушение совершил бы Михаил, если бы осуществил задуманное? Грабёж, Кража, Манипулирование рынком, Мелкое хищение, Присвоение, Разбой, Хищение предметов, имеющих особую ценность, Хулиганство.
5)Решите экономическую задачу. На заводе «Снежинка» найм первого работника позволяет произвести дополнительно 100 деталей. Найм каждого работника приносит дополнительно на 10 деталей меньше, чем принёс найм его предшественника. Так, найм второго работника приносит дополнительно 90 деталей, найм третьего – 80. Каждая деталь продаётся по цене 40 тугриков. Сколько работников следует нанять, если работники нанимаются на совершенно конкурентном рынке труда по ставке 3000 тугриков? Чему равно увеличение прибыли от найма первого работника?
6)Соотнесите временные промежутки с формулировками идей по проблеме толерантности, которые, согласно тексту, в наибольшей степени ассоциированы с определённым промежутком. Обратите внимание на то, что а) некоторым временным промежуткам может соответствовать больше чем одна идея, б) некоторые формулировки являются «лишними», то есть в тексте они прямо не соотносятся ни с одним из временных промежутков, в) одна идея может быть соотнесена с разными временными промежутками.
Сложные задания 9 класс:
1)Выберите верные утверждения. Поведение Ляпкина-Тяпкина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» является коррупционным. Рынок труда в случае градообразующих предприятий является монополией. Современные политические идеологии сложились под влиянием Французской революции конца XVIII в. Сословная система является эгалитарной. Официальное оформление научная психология получила благодаря Зигмунду Фрейду.
2)Какие утверждения следуют из информации, содержащейся в изображении? 1. Изображение посвящено проблемам индустриального общества. 2. Изображение иллюстрирует феномен сезонной безработицы. 3. Изображение содержит критику технологического прогресса. 4. Изображение иллюстрирует феномен структурной безработицы. 5. Изображение — проявление технологического оптимизма. 6. Изображение отражает процесс замены работников искусственным интеллектом.
3)Решите логическую задачу. На далёком острове Полярностей проживают два типа людей: рыцари, которые всегда говорят правду, и лжецы, которые всегда лгут. Однажды отважный путешественник, добравшийся до удивительного острова, повстречал трёх его обитателей. Так как они не представились, путешественник для себя их окрестил A, B, C. Зная о чудаковатости местных жителей, путешественник спросил у них: «Как мне определить, кто из вас рыцарь, а кто – лжец?» Двое из них (A и B) ответили следующее: A: Мы все лжецы. B: Ровно один из нас рыцарь. Кто из трёх островитян A, B и C рыцарь и кто лжец? A – лжец, B – лжец, C – лжец. A – лжец, B – лжец, C – рыцарь. A – лжец, B – рыцарь, C – лжец. A – лжец, B – рыцарь, C – рыцарь. A – рыцарь, B – лжец, C – лжец. A – рыцарь, B – лжец, C – рыцарь. A – рыцарь, B – рыцарь, C – лжец. A – рыцарь, B – рыцарь, C – рыцарь. Невозможно определить, кто из островитян кем является.
4)Решите правовую задачу. Никита и Анна, состоящие в браке 10 лет, приобрели собаку, но не смогли договориться, кто же будет её выгуливать по утрам. Анна предложила Никите заключить брачный договор, в котором будет сказано, что по чётным дням собаку выгуливает Анна, а по нечётным – супруг. Никита сказал, что идея Анны разумная, но не реализуемая. По словам Никиты, такой брачный договор супругам заключить нельзя, поскольку они уже состоят в браке, а заключать договор надо было при регистрации брака. Супруги обратились к вам за советом. Выберите все верные суждения. Заключить брачный договор с таким содержанием возможно в настоящий момент. Заключить брачный договор с таким содержанием невозможно в настоящий момент. Заключить брачный договор с таким содержанием было возможно при регистрации брака. Заключить брачный договор с таким содержанием было невозможно при регистрации брака. Брачный договор с таким содержанием заключить нельзя, потому что собака не находится в совместной собственности супругов. Брачный договор с таким содержанием заключить нельзя, потому что он ограничивает права супругов. Брачный договор с таким содержанием заключить нельзя, потому что он регулирует личные неимущественные отношения. Брачный договор с таким содержанием заключить можно, если прописать материальные санкции за его невыполнение. Брачный договор с таким содержанием заключить можно, если добавить способ обеспечения исполнения обязательств.
5)Решите экономическую задачу. Ярослав приехал в гости к бабушке и, зайдя с ней в единственный продуктовый магазин в деревне, заметил, что цена на его любимые яблоки гораздо выше, чем в родном городе. Бабушка грустно вздохнула и сказала: «Эх! Вот если бы государство не разрешило ставить слишком высокую цену на яблоки, жили бы мы хорошо!» Ярослав вспомнил уроки обществознания и не согласился: «Бабуля, ты спешишь с выводами. Если ограничить цену, то на рынке возникнет дефицит. Ограничат рост цен, и не увидишь ты своих любимых яблок. Разве ты не слышала про спрос и предложение?» Помогите бабушке и Ярославу разрешить спор. Выберите верное(-ые) суждение(-я) из приведённого ниже списка. Государственное вмешательство в работу рынка может увеличить общественное благосостояние в данном случае, поскольку рынок не является достаточно конкурентным. Рассуждения Ярослава верны для случая монополистической конкуренции. Для разрешения спора необходимо проанализировать тип рыночной структуры, установившейся на рынке. В обсуждаемом случае некорректно мыслить о ситуации в терминах спроса и предложения. Предлагаемое бабушкой решение может увеличить не только излишек потребителей, но и общественное благосостояние. Ценовое регулирование на конкурентном рынке может привести к возникновению дефицита, если установится цена ниже равновесной.
6)Выберите вариант ответа, в котором указаны буквенные обозначения всех верных выводов, которые можно сделать на основании приведенных материалов. А. Данные таблицы подтверждают рассуждения автора о влиянии внешних факторов на экономику России. Б. Данные таблицы, приведённые в строке «государственные трансфертные платежи», подтверждают авторскую характеристику социально-экономической политики властей как «затягивания поясов». В. Если сведения, приводимые автором текста, соответствуют действительности, то они должны найти подтверждение в высоких значениях коэффициента Джини в Российской Федерации. Г. Данные таблицы противоречат длительному тренду, о котором говорится в тексте. Д. Данными таблицы можно опровергнуть авторское утверждение об изменении доходов высокодотационных регионов. Е. Данные таблицы не подтверждают стагнацию, отмечаемую автором текста.
7)Отметьте вариант ответа, где указаны буквенные обозначения всех верных выводов, которые можно сделать на основании приведенных статистических данных. А. Существенную долю доходов домохозяйств играют доходы, полученные в результате инвестирования. Б. Основным ресурсом, на который российские граждане получают доход, является труд. В. Наиболее значительная часть благ, которыми располагают российские домохозяйства, создаётся в рамках самих домохозяйств. Г. Денежный эквивалент имущества, с которым готовы расстаться россияне ради получения дохода, снижается. Д. Значительную долю в доходах российских домохозяйств составляют трансферты между самими домохозяйствами.
8)На основании текста выберите верные утверждения. А. Философия в основном занимается проблемами мышления. Б. Философия в переводе с греческого – «поиск истины». В. Для философии значимой является психоэмоциональная сфера человеческой личности. Г. Философское мышление отличается высокой степенью обобщённости. Д. Удивление можно отнести к философским чувствам, потому что благодаря ему человек задумывается об устройстве мира. Е. По мнению автора, философия сосредотачивается на разработке методов научных исследований.
Сложные задания 10 класс:
1)Выберите верное(-ые) утверждение(-я). Эмиссия – основной инструмент современной монетарной политики. Геронтократия означает правление достойнейших. Ассимиляция нации укрепляет её национальную идентичность. Социальные нормы могут противоречить друг другу. Евгеника – это философское направление, утверждающее равенство всех людей.
2)Какие утверждения следуют из информации, содержащейся в изображении? 1. Изображение иллюстрирует процесс регионализации. 2. Изображение иллюстрирует процесс транснационализации. 3. Изображение содержит критику глобализации. 4. Изображение иллюстрирует применение «мягкой силы» как внешнеполитического ресурса. 5. Изображение иллюстрирует отношения между капиталистическими и социалистическими странами. 6. Карикатура высмеивает процесс вестернизации современной культуры.
3)Решите логическую задачу. В городе Винтерхолд было совершено ограбление ювелирной лавки. Инспектор Крейг в ходе расследования сузил круг подозреваемых до четырёх человек: Альберта, Бенджамина, Винсента и Джона. Однако инспектор ещё не завершил расследование: ему необходимо с помощью логических рассуждений определить, чья вина неоспорима. Проанализировав данные, полученные в ходе расследования, инспектор Крейг получил следующую достоверную информацию. 1) Если Альберт и Бенджамин оба виновны, то Винсент был соучастником. 2) Если Альберт виновен, то по крайней мере один из обвиняемых Бенджамин или Винсент был соучастником. 3) Если Винсент виновен, то Джон был соучастником. 4) Если Альберт не виновен, то Джон виновен. Кто из четырёх подозреваемых виновен вне всякого сомнения? Чья вина остаётся под сомнением? Не вызывает сомнений вина Альберта, Бенджамина и Винсента. Виновность Джона под сомнением. Не вызывает сомнений вина Альберта и Бенджамина. Виновность Винсента и Джона под сомнением. Не вызывает сомнений вина Альберта и Винсента. Виновность Бенджамина и Джона под сомнением. Не вызывает сомнений вина Альберта и Джона. Виновность Винсента и Бенджамина под сомнением. Не вызывает сомнений вина Альберта. Виновность остальных под сомнением. Не вызывает сомнений вина Бенджамина. Виновность остальных под сомнением. Не вызывает сомнений вина Винсента. Виновность остальных под сомнением. Не вызывает сомнений вина Джона. Виновность остальных под сомнением.
4)Решите правовую задачу. Настя приехала на дачу к своей подруге Ире и решила помочь посадить овощи. Настя взяла семена и лопату, начала копать, задумалась о смысле жизни и увлеклась. Внезапно она ощутила, что лопата натыкается на что-то твёрдое. Настя присмотрелась и поняла, что откопала сундук. Подруги открыли сундук и нашли там старинные полотна итальянских мастеров. Между девушками разгорелся спор о том, кому теперь принадлежат эти полотна. Настя сказала, что полотна теперь её собственность, поскольку это она их нашла. Ира не согласилась и заметила, что собственницей участка является она, поэтому и картины должны принадлежать Ире. Какое решение примет суд? Выберите все верные суждения. Полотна станут собственностью Ирины, поскольку она является владелицей дачного участка, на котором найден клад, а собственник клада не может быть установлен. Полотна станут собственностью Насти, поскольку она нашла клад, собственник которого не может быть установлен. Полотна станут собственностью Италии, поскольку она имеет право на возвращение ей культурных ценностей. Полотна станут государственной собственностью России, поскольку они относятся к культурным ценностям и их собственник не может быть установлен. Ирина обязана выплатить Насте денежную компенсацию в размере половины стоимости клада. Настя обязана выплатить Ирине денежную компенсацию в размере половины стоимости клада. Государство обязано выплатить Ирине и Насте вознаграждение в размере половины стоимости вклада. Государство обязано выплатить Ирине вознаграждение в размере половины стоимости клада. Государство обязано выплатить Насте вознаграждение в размере половины стоимости клада.
5)Решите экономическую задачу. По мнению экономистов Дарона Аджемоглу и Алана Робинсона, вследствие эпидемии бубонной чумы в Западной Европе ускорилось освобождение от феодальных повинностей, ставшее основой последующего экономического развития. Объясните изменения на рынке труда, приведшие к освобождению от феодальных повинностей. Выберите верное(-ые) суждение(-я) из приведённого ниже списка. А. Эффект от роста спроса на труд превысил эффект от сокращения предложения труда. Б. Эффект от падения спроса на труд превысил эффект от сокращения предложения труда. В. Эффект от сокращения предложения труда превысил эффект от падения спроса на труд. Г. Эффект от сокращения предложения труда превысил эффект от роста спроса на труд. Д. Выросла роль работников при определении условий труда. Е. Выросла роль работодателей при определении условий труда. Ж. Труд как фактор производства стал более ценным. З. Земля как фактор производства стала более ценной. И. Капитал как фактор производства стал более ценным.
6)Отметьте вариант ответа, в котором указаны буквенные обозначения всех верных утверждений, которые можно сделать на основании данных, приведённых на рисунках 1 и 2. А. Наибольшую тревогу угроза поддельных новостей вызывает у жителей европейских стран. Б. Население значительной части стран Латинской Америки демонстрирует достаточно высокий уровень тревоги по поводу угрозы фальшивых новостей. В. Во всех странах Юго-Восточной Азии одинакова доля граждан, которых тревожит угроза поддельных новостей. Г. В первые годы XXI века достигла максимальных значений доля респондентов, связывающих причины распространения недостоверной информации через СМИ с финансовыми факторами. Д. На протяжении всего представленного периода больше трети респондентов были убеждены в сокрытии информации журналистами. Е. Большинство респондентов убеждены в осуществлении государственного контроля за деятельностью СМИ. Ж. За последние пять лет проведения исследования выросла убежденность респондентов в значимости всех факторов, препятствующих появлению в СМИ достоверной информации.
7)Выберите из приведённого списка примеры пристыжающих санкций. Преломление шпаги над головой, лишение специального права, исправительные работы, объявление выговора, облачение в шутовские наряды, публичное покаяние.
Сложные задания 11 класс:
1)Выберите верные утверждения. Экономические циклы в одной и той же стране имеют равную продолжительность. Гражданская политическая культура предполагает вступление в политические организации. Принадлежность к сословию чиновников (мандаринов) в Китае в соответствии с требованиями традиционного конфуцианского образования – пример предписанного статуса. Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности за похищение человека. Римский клуб – неофициальный политический союз стран Европы и Америки, созданный при поддержке НАТО.
2)Какие утверждения следуют из информации, содержащейся в изображении? 1. Изображение иллюстрирует социальную мобильность. 2. Изображение иллюстрирует социальный ритуал. 3. На изображении отражена борьба с социальной дискриминацией. 4. На изображении показаны внешние атрибуты, маркирующие принадлежность людей к определённым социальным группам. 5. На изображении присутствует проявление позитивных формальных социальных санкций. 6. Изображение иллюстрирует межпоколенную мобильность.
3)Решите логическую задачу. Путешественник и искатель сокровищ Торин Эйкинскьяльди однажды узнал, что в библиотеке ордена герметистов хранится карта, ведущая к несметным сокровищам. Придя в указанную библиотеку, он встретил главу ордена и поведал ему о цели своего визита. Выслушав путешественника, глава ордена отвёл его в обширную комнату, посреди которой на столе были разложены три карты X, Y и Z. Он пояснил, что только одна карта позволит Торину добраться до сокровищ, две другие приведут его к неминуемой гибели. В комнате, куда глава ордена привел Эйкинскьяльди, находилось пятеро послушников ордена герметистов: Альберт, Бруно, Жан, Исаак и Николай. Каждый из послушников был либо рыцарем (всегда говорил правду), либо лжецом (всегда лгал) и каждый дал Торину совет. Альберт: X – правильная карта. Бруно: Y – правильная карта. Жан: Неверно, что Альберт и Бруно – оба лжецы. Исаак: Либо Альберт – лжец, либо Бруно – рыцарь. Николай: Либо я лжец, либо Жан и Исаак однотипны (либо оба рыцари, либо оба лжецы). Какая из карт X, Y и Z ведёт к сокровищам? Кем являются Николай и Исаак – рыцарями или лжецами? Карта X ведёт к сокровищам. Николай и Исаак – лжецы. Карта X ведёт к сокровищам. Николай и Исаак – рыцари. Карта X ведёт к сокровищам. Невозможно определить, кем являются Николай и Исаак. Карта Y ведёт к сокровищам. Николай и Исаак – лжецы Карта Y ведёт к сокровищам. Николай и Исаак – рыцари. Карта Y ведёт к сокровищам. Невозможно определить, кем являются Николай и Исаак. Карта Z ведёт к сокровищам. Николай и Исаак – лжецы. Карта Z ведёт к сокровищам. Николай и Исаак – рыцари. Карта Z ведёт к сокровищам. Невозможно определить, кем являются Николай и Исаак.
4)Решите правовую задачу. Настя приехала на дачу к своей подруге Ире и решила помочь посадить овощи. Настя взяла семена и лопату, начала копать, задумалась о смысле жизни и увлеклась. Внезапно она ощутила, что лопата натыкается на что-то твёрдое. Настя присмотрелась и поняла, что откопала сундук. Подруги открыли сундук и нашли там старинные полотна итальянских мастеров. Между девушками разгорелся спор о том, кому теперь принадлежат эти полотна. Настя сказала, что полотна теперь её собственность, поскольку это она их нашла. Ира не согласилась и заметила, что собственницей участка является она, поэтому и картины должны принадлежать Ире. Какое решение примет суд? Выберите все верные суждения. Полотна станут собственностью Ирины, поскольку она является владелицей дачного участка, на котором найден клад, а собственник клада не может быть установлен. Полотна станут собственностью Насти, поскольку она нашла клад, собственник которого не может быть установлен. Полотна станут собственностью Италии, поскольку она имеет право на возвращение ей культурных ценностей. Полотна станут государственной собственностью России, поскольку они относятся к культурным ценностям и их собственник не может быть установлен. Ирина обязана выплатить Насте денежную компенсацию в размере половины стоимости клада. Настя обязана выплатить Ирине денежную компенсацию в размере половины стоимости клада. Государство обязано выплатить Ирине и Насте вознаграждение в размере половины стоимости клада. Государство обязано выплатить Ирине вознаграждение в размере половины стоимости клада. Государство обязано выплатить Насте вознаграждение в размере половины стоимости клада. Государство обязано выплатить Ирине и Насте вознаграждение в размере половины стоимости клада каждой. Картины будут переданы Италии, но она обязана выплатить России денежную компенсацию в размере половины стоимости клада. Картины станут собственностью России, но она должна выплатить половину их рыночной стоимости Италии.
5)Решите экономическую задачу. Сторонники свободной торговли между странами нередко отмечают, что для производства многих товаров характерна возрастающая отдача от масштаба. Это приводит к тому, что по мере наращивания объёмов производства товара издержки производства дополнительной единицы товара сокращаются. К каким последствиям для международной торговли приводит наличие возрастающей отдачи от масштаба? Выберите верное(-ые) суждение(-я) из приведённого ниже списка. А. Возрастающая отдача от масштаба означает выгодность импортозамещения. Б. Возрастающая отдача от масштаба делает выгодной специализацию. В. Возрастающая отдача от масштаба снижает риски невыгодной специализации страны, тормозящей последующий экономический рост. Г. В случае возрастающей отдачи от масштаба возрастают транзакционные издержки. Д. В случае возрастающей отдачи от масштаба возможна взаимовыгодная торговля бедных и богатых стран. Е. При возрастающей отдаче от масштаба стране выгодно диверсифицировать внутреннее производство. Ж. Возрастающая отдача от масштаба позволяет глобализации увеличить совокупные производственные возможности. З. Возрастающая отдача от масштаба приводит к снижению объёма экспорта.
6)Отметьте вариант ответа, где указаны буквенные обозначения всех верных утверждений, которые можно сделать на основании приведенных данных на рисунках 1 и 2. А. Россия относится к числу стран, жители которых в наименьшей степени обеспокоены угрозой фальшивых новостей. Б. Во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона одинакова доля граждан, которых тревожит угроза поддельных новостей. В. Население значительной части стран Латинской Америки демонстрирует достаточно высокий уровень тревоги по поводу угрозы фальшивых новостей. Г. Жители России практически не слушают зарубежное радио и не смотрят зарубежное телевидение. Д. На протяжении всего времени исследования доверие граждан к традиционным периодическим изданиям снижалось. Е. За последние пять лет периода, в котором проводилось исследование, снизилось число людей, твёрдо убеждённых, в каких СМИ можно почерпнуть достоверную информацию. Ж. На протяжении всего периода исследования росло доверие граждан к информации в сетевых СМИ. З. За последние пять лет периода, в котором проводилось исследование, снизился уровень доверия граждан к информации, которую можно найти во всех типах СМИ.
Смотрите также задания и ответы для других предметов ВОШ:
Муниципальный этап 2020-2021 ВОШ Москва всероссийская олимпиада школьников задания и ответы