Статград русский язык 9 класс ОГЭ 2022 варианты РЯ2190501 РЯ2190502 с ответами
Тренировочная работа №3 статград ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс задания и ответы для тренировочных вариантов РЯ2190501 и РЯ2190502. Официальная дата проведения работы: 12 мая 2022 год.
Скачать варианты РЯ2190501-РЯ2190502
Все ответы (решения) и аудиозапись изложения
Тренировочные варианты статград РЯ2190501 и РЯ2190502 ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс задания и ответы:
Задания и ответы варианта РЯ2190501 статграда:
1)Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Духовное начало в национальной культуре отступило в нашу эпоху далеко на задний план, став лишь внешним нарядом культуры. (2)Но на деле национальная культура носит в наше время ярко выраженный материальный характер: она представляет собой совокупность всех внешних достижений соответствующего народа, а также выступает в союзе с его экономическими и политическими стремлениями. (3)Культура начинает направляться вовне. (4)То есть современная национальная культура призвана овладеть другими народами и тем самым осчастливить их. (5)Рынки сбыта для своей культуры ищут так же, как для изделий своей промышленности или сельского хозяйства. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- 1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
- 2) В предложении 2 три грамматические основы.
- 3) Сказуемое в предложении 3 – составное глагольное.
- 4) Грамматическая основа предложения 4 – культура призвана осчастливить.
- 5) Предложение 5 является односоставным безличным.
3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Ф.М. Достоевский однажды заметил (1) «Величайшее умение писателя (2) это уметь вычёркивать». Автору необходимо быть жестоким (3) не идущим ни на какие уступки (4) критиком своих же произведений. Написать произведение (5) задача не из лёгких (6) но гораздо более трудное дело (7) убрать из произведения всё лишнее.
4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «стремление победить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) ПРОЧЬ – в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
- 2) ГРАЦИЯ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.
- 3) ПАРАГРАФ – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
- 4) СКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной зависит от значения корня.
- 5) ВОЗЯТ (в машине) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ЯТ.
6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Когда рассказчик перешёл в пятый класс, он стал дразнить своего одноклассника Лыкунчика.
- 2) Маленький Ивка тоже прошёл по доске над шахтой, хотя очень боялся.
- 3) Лыкунчик остановился и не стал забегать на доску, увидев, что это может быть опасно.
- 4) Рассказчик помог Лыкунчику выбраться: подсказывал, что делать, и бросил ему верёвку.
- 5) После того, как Лыкунчик добрался до края шахты, доска всё же рухнула вниз.
7)Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- 1) И увидел широченные глаза маленького Ивки.
- 2) Я взлетел, как птица, по лестничным пролётам на седьмой этаж.
- 3) Он не морщил лица, не жмурился, просто слёзы побежали струйками из его вытаращенных глаз.
- 4) Он опять зажмурился, но всё же обмотал себя на уровне груди, как скалолаз, завязал два узла.
- 5) Правда, мелькнула всё же мысль: «Больше не будешь дразниться».
8)Лексический анализ. В предложениях 1–12 найдите один фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского и советского писателя А.М. Горького: «Наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Мне надо было одно – чтобы Лыкунчик остался жив. Потому что непонятнее всего на свете – это ситуация, когда человек только что был жив и вдруг сразу стал мёртвым. Даже такой гад, как Лыкунчик…» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
9.3)Как Вы понимаете значение слова МЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему «Должны ли мы мстить нашим обидчикам?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера — аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Задания и ответы варианта РЯ2190502 статграда:
2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Мы живём в такую эпоху, когда необходимость охраны окружающей признана каждым из нас. (2)Однако одного желания сберечь природу недостаточно: чтобы охранные мероприятия были эффективными, чтобы в них смогло принять участие как можно большее число людей, необходимо широкое распространение биологических знаний. (3)Для объяснения происходящих в природе процессов привлекаются знания из разделов биологии, но главное звено, объединяющее накапливающиеся знания, – экология. (4)Эта наука, использующая данные всех биологических дисциплин и значительную часть физических и химических знаний, изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с неживыми компонентами биосферы. (5)Технический прогресс можно совместить с действенной охраной биосферы, только опираясь на такие знания. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- 1) Сказуемое во второй части предложения 1 – составное именное.
- 2) В предложении 2 пять грамматических основ.
- 3) Предложение 3 является сложносочинённым.
- 4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
- 5) Предложение 5 является односоставным безличным.
3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. Д.С. Лихачёв написал в своей книге (1) «В жизни надо иметь служение какому-то делу». Пусть это будет любое дело (2) самое маленькое или понастоящему великое (3) значимое (4) требующее немалого количества сил. Даже если это дело сначала будет маленьким (5) оно станет большим (6) если будешь ему верен.
4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «ложка из олова», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) ПО-РУССКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПОи суффикса -И-.
- 2) МАШИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н- с помощью суффикса -Н-, пишется НН.
- 3) НЕ ВСЯКИЙ (способен) – раздельное написание частицы НЕ с причастием определяется наличием зависимого слова.
- 4) БЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, буква И заменяется на букву Ы.
- 5) РАЗЗАДОРИЛ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Первый раз Лыкунчик стал задирать рассказчика в начале апреля.
- 2) Ивка отговорил рассказчика от необдуманного поступка и не дал ему пройти по доске над шахтой.
- 3) Рассказчик не знал, насколько глубока шахта.
- 4) Лыкунчик, шагнув следом за рассказчиком на доску, испугался и встал на одном месте.
- 5) Рассказчик помог Лыкунчику, хотя прежде Лыкунчик его дразнил.
7)Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
- 1) И здесь на бегу обожгла меня (или, наоборот, холодом обдала!) убийственная мысль.
- 2) Он открыл рот, будто хотел сказать «не надо», но потерял голос.
- 3) Прыгнул – и опять увидел бездонные Ивкины глаза со слезами.
- 4) Он не морщил лица, не жмурился, просто слёзы побежали струйками из его оловянно-мутных вытаращенных глаз.
- 5) И Лыкунчик заелозил вперёд, упираясь руками.
8)Лексический анализ. В предложениях 10–17 найдите одно разговорное слово. Выпишите это слово.
9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского педагога и писателя К.Д. Ушинского: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Да, я не злорадствовал и не геройствовал. Правда, мелькнула всё же мысль: “Больше не будешь дразниться”. Но мелькнула и пропала». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
9.3)Как Вы понимаете значение слова БЛАГОРОДСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему «В чём проявляется благородство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Текст изложения:
В мае я закончил составление отчётов за прошлую экспедицию и наконец смог начать сборы в новое путешествие. Мне было необходимо разработать детали маршрута. В этот раз обследованию подлежало побережье моря от того места, где были закончены работы в прошлом году. Мы должны были пройти мимо уже исследованной нами бухты к северу до самой реки.
Следующей моей заботой стали спички. Мало кто знает, но самое важное в походе – уметь предохранить спички от сырости: сплошь и рядом случается вымокнуть до последней нитки. В таких случаях никакая обёртка из резины не помогает. Самое лучшее средство – сложить спички в деревянную коробку с плотно прикрытой крышкой. От сырости дерево разбухает, и крышка ещё сильнее прижимается к краям коробки. Этот неприкосновенный запас спичек я всегда храню в своей сумке.
В хозяйственной части пришлось отказаться от чайников. Чайники слишком тяжёлые, быстро портятся, требуют постоянной починки, у них часто отпаиваются носики. Несравненно лучше простые алюминиевые котелки разного диаметра. Они прочны, дёшевы и легки. Более того, при переноске их можно вкладывать один в другой. (165 слов) (По В.К. Арсеньеву)
Другие тренировочные варианты статград ОГЭ по русскому языку:
Варианты РЯ2190401 РЯ2190402 ОГЭ 2022 статград русский язык 9 класс с ответами