работа статград ответы вариант задания

Варианты РЯ2390301 РЯ2390302 работа статград русский язык 9 класс ОГЭ 2024 с ответами

Тренировочная работа №2 статград ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс 2 тренировочных варианты РЯ2390301 и РЯ2390302 задания с ответами и изложением ФИПИ. Официальная дата проведения работы статград: 22 января 2024 года.

Тренировочные варианты: скачать

Ответы и аудио: скачать

Варианты статград по русскому языку 9 класс ОГЭ 2024

Работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Задания 1 и 13 выполняются на отдельном листе бумаги яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

Задания и ответы для варианта РЯ2390301:

(1)Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов – одна из важнейших задач при решении вопросов их современной застройки. (2)В зависимости от этого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации, либо реконструкции. (3)Например, в Хиве или Суздале, где наследие более богатое, проводится реставрация. (4)А иногда наследие города оказывается скромным – тогда город подлежит реконструкции. (5)Экспертиза, правильно проведённая специалистами, безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1

  • ) степени – одна из задач (предложение 1)
  • 2) город подлежит сохранению (предложение 2)
  • 3) проводится реставрация (предложение 3)
  • 4) наследие оказывается скромным (предложение 4)
  • 5) экспертиза безвозвратно определяет (предложение 5)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 односоставное безличное.
2) Предложение 2 простое, осложнённое однородными членами.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Сказуемое в первой части предложения 4 составное именное.
5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • А) Вводное слово выделяется запятыми.
  • Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, ставится тире.
  • В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  • 1) Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов – одна из важнейших задач при решении вопросов их современной застройки.
  • 2) В зависимости от этого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации, либо реконструкции.
  • 3) Например, в Хиве или Суздале, где наследие более богатое, проводится реставрация.
  • 4) А иногда наследие города оказывается скромным – тогда город подлежит реконструкции.
  • 5) Экспертиза, правильно проведённая специалистами, безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять тире. Андрей Никифорович Воронихин (1) талантливый русский архитектор XVIII века. До 26 лет Воронихин был крепостным графа А.С. Строганова (2) а затем был отпущен на волю (3) и отправился получать образование в Москву. С 1777 года Воронихин учился живописи у В.И. Баженова (4) и М.Ф. Казакова (5) считавшихся лучшими мастерами своего времени. Казанский собор (6) здание Горного института (7) колоннады и каскад в Петергофе (8) всё это было спроектировано Воронихиным.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1) МУЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется. 2) ДЕЗИНФОРМАЦИЯ – после иноязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква И. 3) ПРЕРВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-. 4) НЕ ПОСТРОЕНЫ (здания) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно. 5) ЛЕТЯЩИЙ (на шаре) – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква Я.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А. В.. (1)круг нашего хутора, по ..(2)врагам и мокрым местам, водил..(3)сь немал..(4) змей. Я не гов..(5) рю об ужах: к эт..(6) му безвредн..(7) му созданию у нас издавн..(8) так привыкли, что и название «змея» люди к нему не применяют, да и плохого слова о нём не услыш..(9)т.

8. Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Папа принёс (оба) дочкам подарки.

9. Замените словосочетание «гусь из хрусталя», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Петров работает ночным сторожем.
2) Рана Петрова до сих пор болит, потому что ему не извлекли из неё осколок.
3) Петров считает охрану магазина важным делом.
4) Петрова отдали под трибунал как преступника.
5) Петрову до сих пор стыдно, что однажды он уснул на посту.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

  • 1) Завыл северный ветер.
  • 2) Им овладела тяжёлая усталость.
  • 3) Каждый вечер приходит сюда и сидит до утра, натянув поглубже солдатскую ушанку со следом от звёздочки.
  • 4) А вокруг была глухая, непроглядная мгла, и было одинаково не видно – хоть открыты твои глаза, хоть закрыты.
  • 5) Сегодня, кряхтя и поёживаясь, не в силах растереть ноющую рану, он думал о своей позорной ночи.

12. В предложениях 23–28 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Многие слова в русском языке обладают стилистической окраской, то есть не только называют, но и оценивают называемый предмет, выражают связанные с ним эмоции и чувства». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Ему и сейчас было стыдно. Он всё ещё продолжал находиться под судом и следствием у самого себя. Он не мог себе простить, что, уснув тогда на посту, мог пропустить вражеского лазутчика, подвергнуть опасности своих товарищей». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется чувство долга?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Дайте определение выражению ЧУВСТВО ДОЛГА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.» Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задания и ответы для варианта РЯ2390302:

Прочитайте текст и выполните задания 2–4.

(1)Облик А.П. Чехова – интеллигентного человека в очках, хрупкого, болезненно-бледного, со слабой грудью и, вероятно, негромким голосом – знаком нам по портрету живописца О.Э. Браза. (2)О.Э. Браз – художник, которому принадлежит знаменитый, по сути единственный крупный прижизненный портрет писателя. (3)На самом деле Чехов был достаточно высоким (187 см), у писателя был запоминающийся низкий бас, и о нём говорили как о «силаче по складу тела и души». (4)Самому́ Антону Павловичу картина не слишком понравилась: он считал, что она далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик. (5)Однако именно полотно Браза, а не другие изображения Чехова получило широкое признание читающей публики – в результате в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) знаком нам (предложение 1) 2) О.Э. Браз – художник (предложение 2) 3) Чехов был высоким (предложение 3) 4) отражает облик (предложение 4) 5) образ сложился (предложение 5)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) В первой части предложения 1 составное именное сказуемое. 2) В сложноподчинённом предложении 2 содержится придаточное определительное. 3) Третья часть сложного предложения 3 представлена односоставным определённо-личным предложением. 4) В одной из частей предложения 4 содержатся однородные члены предложения. 5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире. Михаил Афанасьевич Булгаков (1) великий русский писатель XX века. «Белая гвардия» (2) «Дни Турбиных» (3) «Бег» (4) эти произведения Булгакова отразили трагедию Гражданской войны. Главы романа «Мастер и Маргарита» разворачиваются параллельно в Древней Иудее (5) и в Москве тридцатых годов двадцатого века. И пусть не удивляет читателя обращение автора к столь разным временам (6) ведь в каждом из них Булгаков раскрывает вечные проблемы любви и ненависти (7) верности и предательства (8) бессилия и могущества.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) ПОЛ-ЛИЦА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква Л.
2) ЦЫГАНСКАЯ (пляска) – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).
3) БЕССОВЕСТНЫЙ – на конце приставки БЕС- всегда пишется буква С.
4) ПРЕДЫСТОРИЯ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
5) НАВЗНИЧЬ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Больш..(1)нство учёных, с которыми мне пр..(2)ходилось встр..(3)чаться в школ..(4) и после школы, были людьми неряшл..(5)выми, слабохаракт..(6)рными и довольно ген..(7)альными. Так что утв..(8)рждение насчёт того, что пифагоровы штаны якобы во все стороны равны, вовсе не вид..(9)тся мне абсолютно точным.

8. Раскройте скобки и запишите слово «плохо» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Работа мальчика была выполнена (плохо), чем в прошлый раз.

9. Замените словосочетание «стая волков», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ночь, в которую Петров вышел на работу, была тёплой. 2) Именно в эту ночь Петров осознал, насколько он устал. 3) Во время войны Петров на несколько часов заснул на посту. 4) Петров всю свою жизнь стоял на посту. 5) Петров и в мирное время охраняет военный склад с боеприпасами.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов. 1) Тулуп был бесцветный и потёртый, как бубен. 2) Петров ёжился, сопел, сердито отворачивался от ветра. 3) Петрову захотелось растереть ноющее бедро, но рука налилась тяжестью, и её трудно было сдвинуть с места. 4) Петров, как на незнакомого, посмотрел на сержанта и лёг на солому. 5) Он всё ещё продолжал находиться под судом и следствием у самого себя.

12. В предложениях 35–42 найдите фразеологизм. Выпишите это этот фразеологизм.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Он стоял в стороне от огневой позиции, у погреба с боеприпасами: это был очень ответственный пост. Он понимал, что, если он пропустит врага, если не заметит в ночи незнакомую фигуру, он подведёт товарищей, подвергнет их смертельной угрозе». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Когда человек испытывает муки совести?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Дайте определение выражению МУКИ СОВЕСТИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст ОГЭ

(1)Эта ночь началась неудачно. (2)Завыл северный ветер. (3)Он леденил лицо и проникал в каждую щёлочку караульного тулупа. (4)Тулуп был бесцветный и потёртый, как бубен. (5)Ветер пробил его и добрался до самых лопаток. (6)Петров ёжился, сопел, сердито отворачивался от ветра. (7)И тут заныла старая рана. (8)Она ныла где-то в глубине, глухо и невнятно. (9)Её разбудил тот же неотступный ночной ветер.

(10)Собственно, раны давно уже не было и осколок удалили из бедра, когда кончился бой, остались только светлый неровный рубец и боль, оживавшая в ненастную погоду. (11)Петрову захотелось растереть ноющее бедро, но рука налилась тяжестью, и её трудно было сдвинуть с места. (12)«Поноет и сама перестанет», – подумал Петров и повернулся плечом к ветру. (13)Им овладела тяжёлая усталость. (14)Раньше он вроде не замечал её, а сегодня ночью почувствовал, что устал от бессонницы, от холода, от тягучего хода времени. (15)Петров сидел на ящике у закрытых дверей магазина. (16)Он ночной сторож. (17)Каждый вечер приходит сюда и сидит до утра, натянув поглубже солдатскую ушанку со следом от звёздочки. (18)Соседние магазины охраняют старухи. (19)Неподвижные, закутанные, зимой и летом в больших подшитых валенках.

(20)Петрову немного обидно, что такое важное дело, как пост, доверяют старухам. (21)Они наверняка спят. (22)А он, Петров, всегда бодрствует. (23)Один только раз за всю жизнь он уснул на посту… (24)Это случилось в начале войны. (25)Он стоял в стороне от огневой позиции, у погреба с боеприпасами: это был очень ответственный пост. (26)Он понимал, что, если он пропустит врага, если не заметит в ночи незнакомую фигуру, он подведёт товарищей, подвергнет их смертельной угрозе. (27)Людей не хватало, и Петров стоял на нём уже почти сутки. (28)А вокруг была глухая, непроглядная мгла, и было одинаково не видно – хоть открыты твои глаза, хоть закрыты.

(29)Он нашёл какой-то закуток, и ему стало тепло. (30)Это тепло подвело его, предало. (31)Он закрыл глаза и помимо своей воли задремал. (32)Он спал всего несколько минут. (33)Но ему показалось, что этот сон длился очень долго и что все бойцы уже знают: Петров уснул на посту. (34)Теперь его наверняка отдадут под трибунал. (35)Он представил себе, как у него отбирают карабин и штык с ножнами. (36)Его ведут через огневую позицию. (37)И он не может поднять глаза на товарищей… (38)Он стоял перед погребом и ждал, когда за ним придут. (39)Он не искал оправдания, а судил себя сам. (40)Жестоко. (41)По всей строгости. (42)Как чужой. (43)Его никто не отдал под трибунал. (44)Никто не знал, что Петров спал на посту. (45)Пришла смена. (46)Заспанный сержант привёл его в землянку и, кивнув на лежак, сказал: – Спи. (47)Через два часа снова вкалывать.

(48)Петров, как на незнакомого, посмотрел на сержанта и лёг на солому. (49)Петров всю жизнь стоял на посту. (50)Всюду, где командованию нужно было учредить пост. (51)Стоял молоденьким красноармейцем на срочной службе и пожилым приписником1 на трёх войнах. (52)Он охранял людей, технику, снаряды. (53)А теперь стережёт бочки с сельдью, мешки с крупой. (54)И нет у него никакого оружия. (55)Сегодня, кряхтя и поёживаясь, не в силах растереть ноющую рану, он думал о своей позорной ночи. (56)Ему и сейчас было стыдно. (57)Он всё ещё продолжал находиться под судом и следствием у самого себя. (58)Он не мог себе простить, что, уснув тогда на посту, мог пропустить вражеского лазутчика, подвергнуть опасности своих товарищей.

(По Ю.Я. Яковлеву*) * Юрий Яковлевич Яковлев (настоящая фамилия – Ховкин; 1922–1995) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

Текст изложения

Текст для прослушивания Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, которое родилось на свет вместе с первым ребёнком. Каждое поколение людей на земле воспитывало своих детей. И именно поэтому воспитание кажется несложной работой. Родители часто думают: все справляются, а значит, и мы справимся.

В действительности взгляд этот обманчив, я бы даже сказал – коварен. Ведь воспитание – очень сложная работа. В древности воспитание считали искусством из искусств. Передать свои знания о мире, представления о добре и зле, объяснить, что делать можно, а что категорически запрещается, – всё это признавалось труднейшими задачами воспитания. В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.

Хотя педагогическое искусство проще перенять, чем понять, книги по педагогике очень нужны обществу, потому что способны помочь взрослым в воспитании детей. Одни родители с помощью этих книг смогут удостовериться в том, что воспитывают детей правильно. Другие родители найдут в них поддержку и опору. Ведь часто у взрослых возникает множество вопросов по воспитанию: «А правильно ли я объяснил что-либо своему ребёнку? Не слишком ли много я ему позволяю или, наоборот, запрещаю? Как помочь моему ребёнку?» Ответы на все эти вопросы стараются давать книги по педагогике.  (186 слов)

(По С.Л. Соловейчику)

Другие работы статград по русскому языку ЕГЭ ОГЭ 2024:

Добавить комментарий