работа статград ответы вариант задания

Русский язык 11 класс ЕГЭ 2024 варианты РЯ2310201 и РЯ2310202 с ответами работа статград с ответами

Тренировочная работа №2 статград по русскому языку 11 класс 2 тренировочных варианта РЯ2310201 и РЯ2310202 с ответами и решением. Официальная дата проведения работы: 26 октября 2023 года.

Скачать тренировочные варианты

Скачать ответы для вариантов

Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе.

Варианты РЯ2310201 РЯ2310202 ЕГЭ 2024 статград

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ответы для олимпиады

Вариант РЯ2310201

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Гравитация считается синонимом притяжения. Но в последние годы обнаружен удивительный теоретический феномен: по Ньютону, столкновение и слияние двух чёрных дыр разной массы должно приводить к образованию итоговой дыры, покоящейся в центре масс. Расчёты по теории Эйнштейна дали <…> результат: финальная дыра получает толчок в сторону меньшей из дыр и улетает из центра масс. Если масса крупной дыры в пять раз больше, чем у маленькой дыры, то скорость такой «отдачи» для невращающихся дыр достигает 175 км/с.

Что вызвало эту отдачу? Воронка гравитационного потенциала вокруг массивной дыры и небольшая яма вокруг лёгкой дыры сливаются в несимметричную воронку, которая не успевает выровнять свои склоны из-за конечной скорости распространения гравитационного поля. Эта асимметрия суммарного потенциала и сообщает чёрной дыре значительный импульс. Можно считать, что итоговая дыра оказалась не в минимуме, а на склоне воронки потенциала, по которому она и покатилась в сторону дна, ускоряясь искривлённым пространством-временем, – ведь в рассматриваемой системе нет никаких других сил.

Этот эффект отдачи не имеет аналогов в гравитации Ньютона, где потенциал перестраивается мгновенно. Отдачей сливающихся дыр объясняют вылет чёрных дыр из галактик, но значимость этого эффекта гораздо глубже. (По материалам журнала «Наука и жизнь»)

1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ПОСЛЕДНИЙ. окончательный, бесповоротный. Это моё последнее слово. Последнее решение.
  • 2) КРУПНЫЙ. Сильный по своему влиянию, значению. К. общественный деятель. К. писатель, учёный.
  • 3) ПОЛЕ. Пространство, в пределах которого проявляется действие какихнибудь сил (спец.). Магнитное п. Силовое п.
  • 4) СООБЩАТЬ. кому что, о ком (чём). Уведомить, известить, довести до чьего-н. сведения. С. о прибытии поезда.
  • 5) СИЛА. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тяжести. С. тока. С. света.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Синтаксис текста характерен для письменной речи: в нём преобладают сложные предложения, присутствуют цепочки слов в форме родительного падежа (из-за… скорости распространения… поля; на склоне воронки потенциала).
  • 2) Отсутствие языковых средств, имеющих узкую сферу распространения (терминов, иноязычных слов, профессионализмов), указывает на то, что текст адресован широкой аудитории читателей.
  • 3) Ответ на риторический вопрос, заданный в начале второго (2) абзаца текста, содержится в первом (1) абзаце.
  • 4) Автор для обозначения своей позиции или позиции коллег прибегает к безличным предложениям (считается, можно считать) и неопределённо-личным предложениям (отдачей… объясняют вылет).
  • 5) Использование эпитетов («удивительный феномен», «значительный импульс») и метафор (воронка потенциала, вылет дыр из галактик) говорит о принадлежности текста к официально-деловому стилю речи.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) прибЫв
2) рвалА
3) сосредотОчение
4) нОгтей
5) подЕленный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Первое УПОМИНАНИЕ о новгородской иконе мы встречаем в IV Новгородской летописи. Густой и тёплый дух деревни, ИСХОДЯЩИЙ от сарая, здесь слабел; луг за забором дышал предутренней холодной сыростью. В прижизненное издание не вошла повесть «Я помню», поскольку издательство ОТГРАНИЧИЛО объём книги. Впечатление от знакомства с доктором у меня осталось ДВОЙСТВЕННОЕ и какое-то тревожное. Он бросил ПУГЛИВЫЙ взгляд на отца и, резко повернувшись, вышел из гостиной.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В глубине души он разделял распространённое ошибочное заблуждение, что настоящее открытие делается обязательно в тиши научной лаборатории, а не за чашкой кофе.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ширине ПЛЕЧ
более ЗВОНКО
ПРОМОКНУВШИЙ под дождём
говорить с НИМИ
у ПЯТИСОТ учеников

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) словосоч..тание, вр..дитель, бл..стеть
2) п..риодический, з..мляной, губ..рнатор
3) пров..нциальный, объед..нение, прив..дение (доказательства)
4) к..саться, ст..рожил (дом), к..нсьерж
5) препод..ватель, ак..демический, ур..внять (в правах)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..шелец, пр..морский, пр..украсил
2) д..спропорция, д..монтажный, пр..ддверие (праздника)
3) без..сходность, меж..нститутский, двух..мённый
4) ра..торгнутый (договор), не..гибаемость, и..тратить (ресурсы)
5) пред..явленное (обвинение), суб..ективность, в..юга

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) лед..ной (покров), почу..ть
2) мешоч..к, бессмысл..ца
3) ноздр..ватый, плесн..веть
4) затм..вающий, сосуд..стый
5) заважнич..ли, ступенч..тый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (он) тревож..тся, бре..шься
2) дремл..щий, (они) стел..тся
3) (собаки) ла..т, неприемл..щий
4) (капли) брызж..т, (они) ищ..т
5) посе..шь, (овца) бле..т

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. 1) Трое городовых тщетно старались восстановить порядок, беспрестанно нарушаемый подъезжающими каретами, санками и экипажами, (НЕ)ИЗВЕСТНЫМИ в Курской губернии. 2) Мы решили сесть на пароход (НЕ)КОГДА он идёт к Вязникам, а когда идёт от них. 3) Дальнейшее рассуждение будет построено вокруг очень (НЕ)ОБЫЧНОЙ, но ключевой характеристики социального капитала. 4) Чтобы швейцарский сыр (НЕ)СОХ, надо его держать в фаянсовой чаше, накрыв глубокой тарелкой. 5) От беспомощности и горя он тяжело обидел жену, мать девочки: упрекнул, что та (НЕ)ДОСМОТРЕЛА за дитём.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. 1) А издание у них дома было ТО(ЖЕ) самое, точно в таком же (ТЁМНО)СИРЕНЕВОМ переплёте с золотым тиснением фамилии автора на обложке и на круглом корешке. 2) Огромный дворец (НА)ПРОТЯЖЕНИИ веков не раз сгорал почти (ДО)ТЛА и отстраивался заново. 3) До сих пор у нас ведут бесконечные и нудные споры о том, что реакционно и что прогрессивно, как БУД(ТО) не перевернулось всё в мире (В)ВЕРХ ногами. 4) Тропа была узенькой, едва различимой, и, для того чтобы не проваливаться по колено в сугробы, им пришлось идти (ПО)ОДНОМУ, след (В)СЛЕД. 5) Разумеется, он понимал, что я не откажусь от этой идеи, что ВСЁ(РАВНО) напишу статью, согласится он прийти (НА)ВСТРЕЧУ или нет.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Беспредельные степи немедле(1)о поглотили нашу машину, и, куда бы мы ни бросали взгляды, видели одно и то же: по-осе(2)ему печальные, пусты(3)ые поля, разброса(4)ые по всей степи фермы с золочё(5)ыми нежным солнечным светом силосными башнями и поредевшие серебря(6)ые кроны одиноких вязов.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Он снова увидел винтовую дубовую лестницу и медленно уходящую вниз фигурку Людмилы Ивановны.
  • 2) Человек может испытывать сочувствие не только к близкому другу или прохожему но и к персонажу книги.
  • 3) Под воротником голубой сатиновой рубашки красуется ярко-розовый бант и это сочетание цветов придаёт удивительно глупый вид его безусому и безбровому лицу.
  • 4) На большом протяжении хвойный лес выгорел и нам пришлось пробираться через бесчисленные загородки упавших обгорелых деревьев.
  • 5) Сам город и примыкавшую к нему большую заросшую смешанным лесом территорию окружали по всему периметру контрольно-следовая полоса и высокий бетонный забор с тремя рядами колючей проволоки.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Простившись с совершенно не изменившимися за долгое время разлуки друзьями (1) я проехал три остановки сквозь подземный мир (2) светящийся и падающий во мрак (3) и вышел в мягкий сумрак ночи к Тибру (4) и его (5) проплывавшим по воде (6) огням.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. – Видишь (1) молодой человек (2) ты (3) может быть (4) не так наблюдателен, как я, и многое от тебя ускользает. Я строю мнение о человеке на основании таких микроскопических, незаметных чёрточек, которые вам при первом взгляде ничего не скажут… Иными словами (5) вам нужна лакмусовая бумажка для определения присутствия кислоты, а мне эта бумажка не нужна. Я (6) и так (7) миленький (8) всё вижу! – Это всё бездоказательно, – возразил я. – Докажите (9) на примере. (По А.Т. Аверченко)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). А память опять возвращает меня в прошлое (1) которого я не должен бы помнить (2) и (3) которого даже не было в отпущенном мне свитке времён (4) хотя я его помню (5) и знаю даже в деталях.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Если бы не существовало Вольфа (1) у меня могла бы быть утешительная иллюзия (2) что всё это только результат моей фантазии (3) и что (4) если бы это должно было произойти в действительности (5) я бы нашёл в себе достаточно душевной силы (6) чтобы удержаться от последнего и безвозвратного движения.

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В пылу происходившей схватки между символистами и акмеистами центр тяжести был в противопоставлении «тумана и фантазий символистов» положительному и оптимистическому отношению акмеистов к искусству. (2)Акмеисты, предводимые Н.С. Гумилёвым и С.М. Городецким, выступали против «заоблачной мистики» символистов и призывали вернуться к ясности и конкретности земных форм. (3)Этот известный, но не решённый до сей поры спор заинтересовал меня в связи со словами Городецкого об Иннокентии Анненском. (4)Как это странно, что никто из тогдашних корифеев символизма не заметил поэзии Анненского, который являлся одним из самых подлинных представителей этого движения! (5)Нужен был бурный натиск акмеистической молодёжи, для того чтобы обратить внимание на этого большого поэта. (6)Невнимание символистов к поэзии Анненского просто необъяснимо: так, много лет спустя после его смерти Зинаида Гиппиус не хотела признавать его: «Анненский?.. Что вы в нём находите?..» (7)В эмиграции Иннокентий Анненский до сих пор остаётся «поэтом для немногих», несмотря на ряд прекрасных статей о нём Г.В. Адамовича и В.Ф. Ходасевича. (8)Иннокентий Анненский, эллинист и знаток французской поэзии, по культуре стиха и по остроте ощущений природы слова был ближе к вершинам французского символизма. (9)Символизм же Валерия Брюсова многим кажется доморощенным и провинциальным, и даже Вячеслав Иванов в каком-то смысле представляется «варваром».

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Тур Хейердал совершил своё первое путешествие в шестидесятых годах ХХ века.
  • 2) Конструкция плота Хейердала была приближенна к конструкции судов предполагаемых древних мореплавателей.
  • 3) Теория Хейердала о заселении островов Атлантического океана опровергнута современной наукой.
  • 4) В жестокой войне на острове Пасхи более трёх столетий назад победу одержали туземцы.
  • 5) Один из истуканов на острове Пасхи был сделан под руководством Тура Хейердала.

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложения 5 и 6 противопоставлены по содержанию.
  • 2) Предложение 10 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 9.
  • 3) В предложениях 13–15 представлено повествование.
  • 4) В предложениях 16, 17 представлено рассуждение.
  • 5) В предложении 25 представлено описание.

24. Из предложений 13–16 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 18–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия, синонимов и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Размышляя о наследии великого норвежского путешественника, А.В. Рубанов использует такие тропы, как (А) («сродни полёту Гагарина» в предложении 2) и (Б) (в предложении 17), чтобы подчеркнуть значимость открытий Хейердала. А приёмы: (В) (предложения 23, 24) и (Г) (предложения 7, 8, 25) – помогают писателю углубить тему, сформулировать вопросы, не имеющие простого ответа».

Список терминов

  • 1) анафора
  • 2) ирония
  • 3) парцелляция
  • 4) гипербола
  • 5) обращение
  • 6) ряды однородных членов предложения
  • 7) сравнение
  • 8) вводные конструкции
  • 9) антитеза

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Вариант РЯ2310202

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. Как и всё в Сибири – человек, земля, климат, – сибирская природа не может быть всюду на одно лицо. Представьте только расстояния, о которых пришлось бы говорить, чтобы выразить их общим понятием. И <…> зимой всё в ней из конца в конец оцепеневает в одной тяжёлой недоступной думе.

Оголённо и стыло лежат белые равнины, успокоенно, как оставленные пограничные преграды, выступают из снегов и склоняются под снегами горы, дремлет в набрякшем морозном узоре тайга, закрываются льдом озёра и реки. Всё обращено внутрь себя, всё заворожено одной исполинской охранной силой.

В эту пору хорошо понимаешь, откуда в прошлом могли возникнуть легенды не только о засыпающих на зиму людях, но и о замерзающих в воздухе, не долетевших до слуха словах, которые с весенним теплом способны оттаивать и звучать сами по себе, вдали от сказавшего их человека. В Сибири легко поддаться такому настроению. Весна у нас – это ещё не весна, как её принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы: тепло – мороз, тепло – мороз, пока не свернёт наконец на устойчивое тепло.

И тогда торопится оттаять и расцвести, распуститься и зазеленеть всё вокруг наперегонки. В северных широтах это похоже на выстреливание лета: ещё вчера было разорно и голо, ещё только приготовлялось к переменам, а сегодня уже завыглядывало отовсюду дружной всхожестью, завтра – загорится полным летним заревом. И заполыхает красотой яркой и отчаянной, неспособной на оглядку: как медлительна зима, так торопливо лето. Только-только начало августа, а уж оно на свороте, и заходит в него по-свойски, как домой к себе, осень. С тем и живёт лето: с одной стороны поджимает холодная весна, с другой – осень. (По В.Г. Распутину)

1. Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту частицу.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ПРИРОДА. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
  • 2) ЛЕГЕНДА. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента.
  • 3) ЗВУЧАТЬ. Издавать, производить звуки. Струны звучат глухо.
  • 4) ТЕПЛО. перен. Сердечное, доброе отношение, отрадное чувство. Т. дружбы. Душевное т. Окружить гостя теплом.
  • 5) НАЧАЛО. Первый момент или первые моменты какого-нибудь действия, явления. Н. работы. Н. учебного года.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Для выражения своей позиции автор не использует формы первого лица единственного числа, заменяя их на обобщённо-личные (понимаешь) и безличные (легко поддаться) конструкции в соответствии с требованиями научного стиля.
  • 2) Композиция текста определяется противопоставлением частей, посвящённых описанию времён года.
  • 3) Текст адресован массовой аудитории, о чём говорит отказ от узкоспециализированной терминологии и использование общеупотребительной лексики с вкраплениями разговорных слов (наперегонки, по-свойски, поджимает).
  • 4) В тексте преобладают простые предложения, осложнённые обособленными определениями (неспособной на оглядку) и обстоятельствами (как её принято всюду понимать).
  • 5) Главной климатической особенностью Сибири автор считает суровую, но недолгую зиму, сменяющуюся буйным и «торопливым» летом.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  • 1) защЕмит
  • 2) донЕльзя
  • 3) кремЕнь
  • 4) сливОвый
  • 5) низведЁнный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Есть ещё один СКРЫТЫЙ, но обнаруженный в экспериментах механизм влияния зевка на активизацию работы мозга. Самый КОМФОРТНЫЙ для краснозобых казарок температурный режим в местах гнездования – около нуля. Арахис, или, как его ещё называют, ЗЕМЛИСТЫЙ орех, на самом деле орехом не является. Вмёрзшие в лёд, словно жертвы глобального похолодания, суда – такой же мощный и ПОНЯТНЫЙ символ, как лермонтовский парус. И при всей скромности и внутренней тишине в фигуре у матушки моей присутствовала неуловимо ЦАРСТВЕННАЯ осанка, что особенно привораживало глаз и изумляло всякого.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Целью моей поездки было изучение крупного дельфина – белухи – в естественных условиях, но однажды случился странный случай, который заставил меня заинтересоваться и другим животным, не имевшим прямого отношения к теме моей работы.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БУХГАЛТЕРЫ
оладьи с ПОВИДЛОМ
более ГЛУБОК
о ПЯТИСТА словах
ВЫВЕЗИТЕ из города

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) кровообр..щение, утр..мбованный, пол..скать (кота) 2) ум..лять (о помощи), нераст..ропный, др..матический 3) разв..вающийся (флаг), отбл..ставший, пол..мический 4) благосл..влённый, распол..жение, скл..няться 5) вд..хновлённый, непром..каемый, погл..щённость.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) арх..консервативный, ант..санитария, д..сфункция 2) пр..емственность, пр..ломить (лучи), пр..обладавший 3) бе..счётный, ра..цветка, не..деланный 4) зан..вешенный, р..списная (шкатулка), под..браться (поближе) 5) с..ёжиться, раз..яснённый, воб..ёшь (сваю)

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) глянц..витый, рубаш..чная (ткань) 2) мешоч..к, метел..ца 3) просвеч..вать, противокашл..вый (препарат) 4) еж..вый, грош..вый 5) милост..вый, обезвож..вание (организма)

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (они) хол..т (дочь), стро..щий 2) вылет..шь, ненавид..мый 3) ограб..вший, пропол..шь (грядки) 4) (все) выскоч..т, маш..щий 5) почу..вший, рассе..нный (человек)

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. 1) Запрещается продажа лекарственных средств, пришедших в (НЕ)ГОДНОСТЬ, и лекарственных средств с истекшим сроком годности. 2) Прежде Федя, когда пассажирский пароход привозил его в родную гавань или увозил во Владивосток, как-то (НЕ)ПРИГЛЯДЫВАЛСЯ к маяку. 3) Истинные театралы не за информацией приходят в театр, но за наслаждением, (НЕ)ДЕЙСТВУЮЩИХ лиц они приходят смотреть, а исполнителей, артистов. 4) Егор ужом выскользнул из-под одеяла и, ослепительно белый, в кальсонах и длинной рубахе, (НЕ)СЛЫШНО прокрался в горницу. 5) В то время жили они (НЕ)БОГАЧЕ нас.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) Он стал читать свои стихи, которые и ДО(СИХ)ПОР (В)СЛЕДСТВИЕ своей неслыханной простоты кажутся мне прекрасными до слёз. 2) Нужно было время, ЧТО(БЫ) научиться определять место корабля не по солнцу и звёздам, а (В)ТЁМНУЮ, по числу оборотов двигателя. 3) Независимо (ОТ)ТОГО, к какому колену будет присоединён сосуд, точность измерения будет одной и ТОЙ(ЖЕ). 4) Я мог только выйти поглядеть, не перестал ли идти дождь, хотя (И)ТАК слышал, что он не перестал, всё ТАК(ЖЕ) шуршал по крыше. 5) Паучок то медленно спускался по невидимой ниточке, то вдруг молниеносно взмывал по ней (В)ВЕРХ, а если кашлянуть, почему-то (ТОТ)ЧАС прятался и долго не вылезал.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Бессо(1)ая ночь, пря(2)ый кофе, урчание приведё(3)ой в движение поливальной машины, запах свежескоше(4)ой травы ввели их в стра(5)ое состояние изменё(6)ой реальности и пробудили неожида(7)ые чувства.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Оленуха брела по чужой ставшей ей в один миг недоступной тайге. 2) Мёрзлый грунт подтаивает теряет свою прочность и дом начинает оседать. 3) Вскоре дорога привела нас в изрезанный каналами приморский городок. 4) Он легко взбежал на трибуну подошёл к микрофону и ясно и чётко дал ответ. 5) В башенке горели огни и оттого было в ней светло и тепло и уютно.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). На другой день (1) Клестов открыл глаза (2) вырвавшись из хаотично воздвигающегося (3) и рушащегося лабиринта снов (4) и (5) увидев брошенную на стол записку (6) вспомнил вчерашнего незнакомца.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). «Кто же это меня ударил? – думал Незнайка. – Может быть (1) сверху упало что-нибудь?» Он задрал голову и поглядел вверх (2) однако (3) вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над головой у Незнайки. «Значит (4) это на меня с солнца что-то свалилось, – решил Незнайка. – Наверно (5) от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове». Он пошёл домой и встретил знакомого, которого звали Стекляшкин. – Слушай (6) Стекляшкин, – сказал ему Незнайка. – Ты (7) понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове. – Что (8) ты (9) Незнайка! – засмеялся Стекляшкин. – Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепёшку. (По Н.Н. Носову)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). По заболоченному дну распадка змеился ручей (1) напиться (2) из которого (3) можно было (4) если пробраться сквозь колючие заросли шиповника (5) что облюбован здесь многочисленными паучками (6) и раздвинуть лапы лиственниц.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Вера была озабочена предстоящим разговором (1) так как всё (2) о чём ей придётся просить брата (3) и (4) что нужно будет ему открыть (5) может вызвать насмешку (6) но (7) если раньше и был шанс избежать объяснений (8) то она его уже упустила.

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) На плоту «Кон-Тики» Хейердал преодолел восемь тысяч километров – столько же, сколько в своё время Гагарин. 2) Узнав, что экспедиция Хейердала была организована в 1947 году, рассказчик испытал некоторое разочарование. 3) Для подтверждения теории о направлении движения древних мореходов с запада на восток Тур Хейердал своими руками соорудил плот и повторил их путь. 4) Современные научные открытия серьёзно ослабили интерес к Туру Хейердалу и его путешествиям. 5) Хейердал посвятил острову Пасхи несколько монографий.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 2 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 1. 2) В предложениях 13−15 представлено описание. 3) Предложение 17 раскрывает содержание предложения 16. 4) В предложении 20 содержится повествование. 5) Предложение 24 противопоставлено по содержанию предложению 23.

24. Из предложений 9−10 выпишите слово со значением «путешествие, поездка».

25. Среди предложений 4−10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и антонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «А.В. Рубанов мастерски рисует образ выдающегося учёного, энтузиаста Тура Хейердала. Общая приподнятость тона подчёркнута такими тропами, как (А) ________ («изумительный подвиг» в предложении 2, «великий Тур» в предложении 25) и (Б) _______ (подвиг… померк в предложении 5, крах теории в предложении 16), а также использованием такого лексического средства, как (В) _______ (деяние в предложении 3, издревле в предложении 20, жаждет в предложении 25). В то же время текст имеет информационную направленность, и в нём большую роль играет синтаксическое средство – (Г) _______ (в предложениях 3, 9, 16)».

Список терминов

  • 1) ряды однородных членов предложения
  • 2) градация
  • 3) олицетворение
  • 4) эпитет
  • 5) диалектизмы
  • 6) метафора
  • 7) сравнение
  • 8) книжная лексика, лексика высокого стиля
  • 9) лексический повтор

Текст для сочинения

(1)Мужественный Тур Хейердал, викинг и национальный герой Норвегии, мне всегда нравился. (2)Его первое путешествие, на плоту «КонТики» через весь Тихий океан (за сто дней – восемь тысяч километров), выглядело как изумительный подвиг, сродни полёту Гагарина.

(3)Мне – пацанчику из советской деревни, из 1978 года, внимательному созерцателю чёрно-белой телепрограммы «Клуб кинопутешествий» – всегда казалось, что отважный Тур совершил своё первое и самое славное деяние где-нибудь в шестидесятые годы, во времена рок-н-ролла и холодной войны.

(4)Теперь же, углубившись в источники, я с изумлением обнаружил, что экспедиция «Кон-Тики» была организована в 1947-м. (5)Подвиг блестящего норвежца тут же слегка померк. (6)Не полностью, но немножко утратил величественное сверкание. (7)В том году в России было тяжело жить. (8)А в Норвегии, видимо, полегче.

(9)Энтузиаст Тур Хейердал, находясь в возрасте Христа, собрал команду единомышленников, нашёл инвесторов, собственноручно соорудил плот из бальсовых брёвен в точности по рецепту древних мореходов и на этом плоту, под парусом, совершил самоубийственный вояж, сумев пересечь по течению весь Тихий океан с востока на запад. (10)Таким образом Хейердал доказал, что заселение многочисленных островов Тихого океана могло происходить с востока, со стороны Америк. (11)По утверждению биографов, Хейердал даже не умел плавать, но это ему не помешало осуществить задуманное.

(12)Все три знаменитых путешествия Хейердала были единой, на три этапа поделённой попыткой доказать, что загадочные древние мореходы на кораблях, сделанных из дерева и тростника без единого гвоздя, обогнули всю планету, двигаясь по звёздам с востока на запад: из Междуречья, с территории Ирака, – в Персидский залив и далее вокруг Африки (экспедиция «Тигрис»), далее от берега Марокко – к Канарским островам и Барбадосу (экспедиция «Ра») и, наконец, от западного берега Перу – до островов Полинезии в Тихом океане (экспедиция «Кон-Тики»). (13)Однако теория Хейердала была жестоко раскритикована академическими археологами и ныне считается ошибочной, если не сказать бредовой. (14)Доказано, что острова́ Тихого океана заселялись не народами, пришедшими с востока, а народами, пришедшими с запада. (15)В наше время достаточно было провести тесты ДНК, чтобы точно установить: прародина полинезийцев и микронезийцев – не Перу, а, наоборот, китайский остров Тайвань.

(16)Впрочем, крах теории Хейердала ничуть не отменил всеобщей симпатии к личности гениального норвежца: правоту своих идей он всегда доказывал практикой, всё проверял на себе, ставя на кон собственную жизнь. (17)Метод установления истины путём подпаливания собственной шкуры и набивания шишек на собственной голове лично мне чрезвычайно дорог; увы, и он не гарантирует никого от ошибки. (18)Именно Хейердал «открыл» для широкой публики остров Пасхи: в 1955 году он организовал отдельную солидную экспедицию и прожил здесь полгода. (19)Написал, помимо популярной книжки «Аку-Аку», несколько серьёзных монографий и установил, в частности, что три столетия назад остров населял не один народ, а два, внешне отличавшихся друг от друга.

(20)Одно племя жило тут издревле, второе приплыло на лодках и нагло оккупировало часть острова; далее разразилась кровопролитная война, закончившаяся жестоким истреблением пришельцев, тела их сожгли; Хейердал раскопал могильники и добыл множество обугленных костей. (21)Фантастическое, или инопланетное, происхождение каменных изваяний Хейердал также опроверг: под его руководством и за его счёт местные мужики вручную вырубили новодельного истукана, неотличимого от оригинальных, затем переволокли к берегу и поставили на попа. (22)Использовались только мускульная сила и брёвна-рычаги.

(23)Наука жестока и цинична. (24)Наука всегда готова уничтожить любую сладостную романтическую легенду в угоду примитивному механицизму. (25)Я убеждён, что великий Тур всю жизнь прожил внутри этого противоречия: с одной стороны, человек хочет верить в непознаваемые загадки и неразгадываемые тайны, с другой – жаждет любую тайну разгадать, разоблачить, свести к примитиву, к унылой и неопровержимой математике.

(По А.В. Рубанову*) * Андрей Викторович Рубанов (род. в 1969 г.) – российский прозаик, кинодраматург, журналист.

Работы статград по русскому языку ЕГЭ ОГЭ 2024

Добавить комментарий