22-24 сентября 2023 Ответы и задания для олимпиады по обществознанию 5 класс школьный этап 2023-2024 Москва
Официальные задания и ответы для 5 класса школьного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ по обществознанию для Москвы 77 регион и Республики Дагестан. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики, а также учителя, родители и все желающие.
Задание1. Определите, верно или неверно утверждение.
1. Все виды деятельности – игра, общение, труд – присущи как человеку, так и животным.
2. В Древней Греции участие детей в религиозных праздниках было под запретом.
3. Наскальные рисунки первобытных людей являются проявлением духовных потребностей.
4. Первые социальные нормы складывались до появления письменности.
5. Демократия – это политический режим, преобладавший на протяжении всей истории человечества.
Задание 2. Рассмотрите изображения, на которых показаны два вида потребностей человека. Определите эти виды потребностей и разделите изображения соответственно на две равные группы.
Задание 3. Результаты научных исследований часто представляют визуально, с помощью инфографики. Ознакомьтесь с инфографикой и выберите суждения, которые можно сделать на основании представленной информации.
Равные доли опрошенных в 2022 году в качестве причин для беспокойства называли качество питания и вопросы, связанные с безопасностью.
Среди опрошенных значительно уменьшилось число тех, главной причиной беспокойства которых было здоровье детей.
Некоторые респонденты раньше отправляли детей в лагерь, а затем перестали.
Причины возможного беспокойства среди опрошенных за два года не изменились.
В 2022 году для россиян работа воспитателей в лагерях и внимание к детям с их стороны перестали быть важными.
15% детей в 2022 году отравились некачественными продуктами питания в лагере.
10% россиян в 2022 году испытывали волнение в связи с риском заболеть.
Доля опрошенных, отправивших своих детей/внуков в лагерь на момент второго опроса, практически не изменилась по сравнению с данными первого опроса.
За два года доля опрошенных, не планирующих отправлять своих детей в лагерь, уменьшилась.
Задание 4. Решите логическую задачу.В логике есть понятие «умозаключение», означающее мыслительные действия, в результате которых из нескольких принятых суждений получается новое утверждение – следствие. Выберите все следствия, вытекающие из приведённых ниже суждений.
• Все киты – млекопитающие.
• Все киты – водные животные.
Все водные животные – млекопитающие.
Некоторые киты – водные животные.
Не все млекопитающие – водные животные.
Некоторые киты – не млекопитающие.
Все водные животные – киты.
Все млекопитающие – водные животные.
Некоторые млекопитающие – водные животные.
Некоторые водные животные – млекопитающие.
Задание 5. В Конституции Российской Федерации закреплены различные права и свободы человека. Прочитайте приведённые отрывки и подберите из предложенного списка к каждому отрывку название права, реализацию или нарушение которого он иллюстрирует.Список прав и свобод:
1. Право на жизнь
2. Право на пользование родным языком
3. Право на свободу и личную неприкосновенность
4. Свобода мысли и слова
5. Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства
6. Право на участие в управлении делами государства
7. Право на частную собственность
8. Право на свободный труд
9. Право на социальное обеспечение
10. Право на жилище
11. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
12. Право на образование
Заполните пропуски подходящими по смыслу словамиI. Жили-были старик да старуха. У старика со старухою было три дочери. Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту её журила, рано будила и всю работу на неё свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, избу мела и всё убирала ещё до свету; но старуха и тут была недовольна и на Марфушу ворчала: «Экая ленивица, экая неряха! И голик-то не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе». Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли.
Задание 6. Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут –
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!
Задание 7.
Красная Шапочка прилегла рядом с волком и спрашивает:
– Бабушка, почему у вас такие большие руки?
– Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё.
– Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
– Чтобы лучше видеть, дитя моё.
– Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
– А это чтоб скорее съесть тебя, дитя моё!
Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой Волк бросился на неё и проглотил с башмачками и красной шапочкой.
Задание 8.
«Что такое? Неужел
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу».
Задание 9.
И тут у них разговор интересный получился. Про то, чей телёнок. Ведь корову-то они напрокат взяли. Дядя Фёдор говорит:
– Корова государственная. Значит, и телёнок государственный.
А кот не согласен:
– Корова действительно государственная. Но всё, что она даёт – молоко там или телят, – это наше. Ты, дядя Фёдор, сам посуди. Вот если мы холодильник напрокат берём, он чей?
– Государственный.
– Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?
– Мороз наш. Мы его для мороза и берём.
– Вот и здесь так же. Всё, что корова даёт, нам принадлежит. Для этого мы и брали её.
– Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось! Раз корова не наша, значит, и телёнок не наш.
Матроскин рассердился даже:
– Брали. Но брали-то мы её по квитанции! – И квитанцию принёс: – Вот смотрите, что здесь написано: «Корова. Рыжая. Одна». Про телёнка ничего не написано. А раз мы корову взяли по квитанции, по квитанции и сдавать будем – одну.
И тут Шарик вмешался:
– Я не пойму, чего вы спорите. Ты же, Матроскин, собирался корову насовсем купить. Если она тебе понравится. Вот и покупай насовсем. И телёнок у нас останется.
– Я с моей Муркой ни за что не расстанусь, – говорит кот. – Я её обязательно насовсем куплю.
Задание 10.
Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и вся стая поднялась в воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлёпнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассмотреть, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела, и радовалась, и гордилась.
– Вот как я превосходно придумала, – думала она про себя.
А утки летели вслед за нёсшей её передней парой, кричали и хвалили её.
Задание 11.
Воробей привёл сынишку,
Чтоб набрался здесь умишка.
Трошка звонко щебетал
И вертелся, и скакал.
Этот горе-ученик
Сразу уронил дневник,
Не писал, мешал другим,
Кто сидел сегодня с ним.
Задремал малыш Мишутка
Да, урок совсем не шутка.
Тут волчонок в бок толкнул:
«Косолапый, ты уснул!»
Смех послышался повсюду.
Он заплакал: «Спать не буду!
Стану азбуку учить.
Я хочу учёным быть!»
Белочка учила счёту,
Очень точному расчёту.
– Нужен на зиму запас?
Рассчитаем мы сейчас! –
Загрустил тут серый зайка:
– Я, наверное, незнайка,
Два плюс три, как сосчитать? –
Посчитали вместе. – Пять! –
А енот запомнил сразу.
Не ошибся он ни разу.
Слушал всё внимательно
И решал старательно!