25 декабря Пробник формата ОГЭ 2026 по истории 9 класс 2 варианта с ответами ФИПИ
Диагностическая контрольная работа в формате пробное ОГЭ 2026 по истории 9 класс 2 тренировочных варианта 9051, 9052 заданий с ответами и решением для подготовки к экзамену ФИПИ.
Каждый вариант тренировочного экзамена состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. К заданиям 18–24 следует дать развёрнутый ответ. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника.
Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей (21); анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22); сравнение исторических событий и явлений (23); анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24). Задания 18–24 выполняются на бланке ответов № 2.
1 вариант пробника ОГЭ 2026 по истории 9 класс ФИПИ
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) освобождение Москвы от польсколитовских интервентов Б) введение Табели о рангах В) Любечский съезд князей. 1) 1097 г. 2) 1327 г. 3) 1612 г. 4) 1722 г. 5) 1802 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) присоединение России к Континентальной блокаде Англии 2) битва при Аустерлице 3) Венский конгресс 4) изгнание войск Наполеона из России.
3. Запишите термин, о котором идёт речь. Центральные органы отраслевого и территориального управления в России в XVI – начале XVIII в.
4. Что из перечисленного характеризует восстание под предводительством Е.И. Пугачёва? Найдите в приведённом списке две характеристики и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) совместное выступление крестьян и работных людей 2) широкое участие в движении представителей дворянства 3) ограниченность территории восстания районами проживания казачества 4) многонациональный состав участников восстания 5) как результат отмена императрицей крепостного права в России.
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, появились в ходе Великих реформ 1860–1870-х гг. 1) мировой суд; 2) мировой посредник; 3) октябрист; 4) земское собрание; 5) суд присяжных. Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
6. Перед Вами четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) Князь исправно выплачивал ордынский выход, щедро одаривал хана Узбека, его жён и знатных людей. 2) Во второй половине XIV в. Москва проявила себя в качестве центра объединения русских земель. 3) Иван Калита старался поддерживать хорошие отношения с Ордой. 4) Московский князь сумел собрать под свои знамёна русских князей для участия в Куликовской битве.
7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Государственные доходы и расходы Российской империи в 1908–1912 гг. (в млн золотых рублей) А) Государственные доходы в 1908–1912 гг. Б) Наименьшее превышение доходов над расходами было отмечено В) Государственные расходы Российской империи впервые превысили сумму в 2500 млн. золотых рублей.
8. Укажите век, к началу которого относится внешнеполитическая ситуация, отражённая на схеме. Ответ запишите словом.
9. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1», в годы, когда образовались военные блоки, указанные в легенде схемы.
10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме территорию государства, название которого дважды пропущено в данном отрывке. «Вступая в Антанту, Россия реагировала на планы своего западного соседа – ослабить российское влияние в Европе, пыталась противостоять возможному изъятию Прибалтики, Польши и ряда других территорий. При помощи этого акта Россия также пыталась сдержать экспансию на Балканах ещё одного своего соседа – Австро-Венгрии. Было очевидно: союзники России по Антанте сами не могли противостоять вооружённым силам.
11. Рассмотрите изображение и выполните задания. Укажите год(ы), когда произошло восстание, основными участниками которого были служилые люди, изображённые на данном рисунке. 1) 1670–1671 гг. 2) 1682 г. 3) 1707–1708 гг. 4) 1773–1775 гг.
13. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
14. Какой из приведённых памятников культуры создан по указу патриарха Никона? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
15. Участником какого из перечисленных событий, процессов был Милош Обилич? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
16. В ходе какого из перечисленных событий, процессов произошли события, получившие название Варфоломеевская ночь? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
17. К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса. «Принимая во внимание, что первым принципом Французской республики является свобода; Что свобода совести есть важнейшая из всех свобод; Что бюджет культов противоречит этому принципу, так как облагает налогом граждан, вопреки их собственным убеждениям; Что духовенство являлось фактически соучастником монархии в её преступлениях против свободы, Постановляет: Ст. 1. Церковь отделяется от государства. Ст. 2. Бюджет культов отменяется. Ст. 3. Имущество, считающееся неотчуждаемым, принадлежащее религиозным конгрегациям, движимое и недвижимое, объявляется национальной собственностью».
18. Укажите название, которое получило путешествие российского царя, описываемое в отрывке. Укажите имя царя, пропущенное в отрывке.
19. Что, по словам автора, стало одной из причин начавшейся вскоре после описываемых событий войны со Швецией? Что, по словам автора, помешало российскому царю посетить Венецию?
20. Укажите одно любое последствие русско-шведской войны, начавшейся вскоре после описываемых событий. Укажите одно любое крупное сражение данной войны.
21. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) образования Древнерусского государства? – усиление внешней опасности; – упадок торговли по пути «из варяг в греки»; – укрепление родоплеменного строя; – рост боярского землевладения и стремление бояр закрепиться на своих вотчинах. Объясните, как выбранное Вами положение связано с образованием Древнерусского государства.
22. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. В середине XII в. Русь раскололась на несколько самостоятельных земель. Подобно процессам в большинстве раннесредневековых держав, распад Древнерусского государства был закономерным, но привёл к противоречивым последствиям. С одной стороны, раздробленность препятствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, раздробленность привела к повышению обороноспособности русских земель. Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
23. Существует точка зрения, что во внешней политике Ивана III и Василия III имелись общие черты. Приведите не менее двух общих черт.
24. Бывшие народники Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов основали в Женеве первую российскую марксистскую организацию. Признанным лидером группы стал Г.В. Плеханов. 1. Укажите название этой марксистской организации. 2. Назовите российского императора, в период правления которого была создана эта организация. 3. Укажите одну любую причину, непосредственно связанную с изменениями в социально-экономическом развитии России, по которой бывшие народники перешли в марксизм.
2 вариант диагностической работы пробного ОГЭ 2026 по истории
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) восстание декабристов на Сенатской площади Б) начало княжения Ивана Калиты В) созыв первого Земского собора. 1) 1325 г. 2) 1380 г. 3) 1549 г. 4) 1825 г. 5) 1881 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) созыв Уложенной комиссии Екатерины II 2) учреждение Правительствующего сената 3) принятие Соборного уложения Алексея Михайловича 4) отмена внутренних таможенных пошлин.
3. Запишите термин, о котором идёт речь. Введённая указом Петра I категория крепостных крестьян в XVIII – первой половине XIX в., закреплённых за мануфактурами.
4. Кто из перечисленных исторических деятелей принимал участие в осуществлении реформ в Российской империи в начале XX в.? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Н.А. Милютин 2) С.Ю. Витте 3) П.А. Столыпин 4) М.М. Сперанский 5) П.Д. Киселёв.
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют общественный строй восточных славян накануне образования Древнерусского государства. 1) вервь; 2) вече; 3) союзы племен; 4) народное ополчение; 5) уроки. Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) В период правления царевны Софьи России не удалось обезопасить южные границы России. 2) Деулинское перемирие и Столбовский мир закрепили утрату Россией земель на западном рубеже, в том числе выхода к Балтийскому морю. 3) Потрясения Смутного времени имели отрицательные последствия для развития страны. 4) Русская армия под командованием В.В. Голицына не смогла разбить войска Крымского ханства.
7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Доля машинного и ручного труда в российской экономике в 80-х гг. XIX в. А) В 1880-х гг. ручной труд преобладал в производстве Б) Наибольшей степенью механизации отличалось производство В) В текстильном производстве преобладающим был. 1) мебели 2) ручной труд 3) сахара 4) машинный труд 5) тканей.
8. Назовите российского императора, в правление которого к России была присоединена большая часть земель, обозначенных в легенде схемы цифрой «1».
9. Укажите название государства, территория которого обозначена на схеме цифрой «6».
10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, где произошли события, описываемые в данном отрывке. «В конце XIX века при строительстве Транссибирской магистрали на Иртыше был возведён железнодорожный мост. Мост создан по проекту выдающегося русского инженера-строителя Н.А. Белелюбского. На строительство моста правительство ассигновало 3 миллиона рублей. Мост построен с шестью пролётами по 100 м каждый, а два береговых пролёта протяжённостью по 22 м. Основание мостовых быков – на кессонах, фермы изготовлены из сварочного железа Боткинского завода. Работы по постройке моста производились контрагентом Березиным под наблюдением инженеров Залусского и Ольшевского».
11. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. Что из перечисленного произошло в период, когда московский престол занимал князь – инициатор события, изображённого на картине? 1) Куликовская битва 2) Ливонская война 3) «стояние» на реке Угре 4) Невская битва.
13. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
14. Какой из приведённых памятников культуры увековечил память о Евпатии Коловрате? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
15. Участником какого из перечисленных событий, процессов был Отто фон Бисмарк? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
16. Эпизоды какого из перечисленных событий, процессов описаны в поэме «Илиада»? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
17. К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса. «И вот, в то время как теснили и совсем не защищали от врагов вместе с прочими городами город Париж, приключилось близ него одно неслыханное никогда происшествие. В окрестностях Сен-Лу, де-Шерен и Клермона крестьяне, видя бедствия и утеснения, которые со всех сторон им учиняли и от которых дворяне не только их не защищали, а, напротив, ещё больше, наподобие врагов, их теснили, с оружием в руках поднялись против французской знати. И, собравшись в великом множестве, поставили капитаном одного отличавшегося среди них наибольшим смыслом крестьянина, именно Гильома Каля. И вот, выступивши с оружием и знамёнами, распространились по всей округе и всех знатных мужчин, каких только встречали, даже собственных сеньоров своих, убивали».
18. Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя князя, дважды пропущенное в тексте.
19. Кого согласно отрывку князь, о котором идёт речь, считал главным виновником описываемых событий? Чем летописец объясняет снисходительность хана к пленённому князю?
20. Назовите народ, с войском которого сражалось русское войско в упомянутой битве. Укажите одну любую причину поражения русского войска.
21. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала Отечественной войны 1812 г.? – создание Священного союза; – участие России в разделах Речи Посполитой; – стремление России ограничить влияние Англии в Европе; – создание Наполеоном Бонапартом герцогства Варшавского. Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом Отечественной войны 1812 г.
22. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. Внутренняя политика Александра III часто обозначается понятием «революция». Связано это с тем, что в его царствование были пересмотрены некоторые положения Судебной, Городской и Земской реформ в сторону усиления государственной власти, а также позиций дворянского сословия. В 1882 г. были ужесточены цензура и контроль над периодическими изданиями, некоторые из них были закрыты. В 1887 г. циркуляром «о дворянских детях» было запрещено принимать в гимназии детей из семей низших слоёв общества. В 1889–1892 гг. были ограничены права органов городского и земского самоуправления. Представительство дворянства и имущих слоёв городского населения в них было увеличено за счёт других сословий. Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
23. Существует точка зрения, что, несмотря на существование значимых общих черт, народные восстания под предводительством С.Т. Разина и под предводительством И.И. Болотникова имели серьёзные различия. Приведите не менее двух различий.
24. Под руководством опытного казачьего атамана отряду, нанятому купцами и промышленниками Строгановыми, удалось одержать ряд побед над сибирскими племенами и, достигнув берегов Иртыша, овладеть столицей Сибирского ханства. 1. Назовите казачьего атамана, руководившего походом. 2. Укажите век, когда произошли описанные события. 3. Почему Строгановы организовали поход отряда казаков в Сибирь? Укажите одну причину.
Смотрите на сайте по истории
17 декабря Пробник формата ЕГЭ 2026 по истории 11 класс 2 варианта с ответами ФИПИ