БИ2210201 БИ2210202 биология 11 класс ЕГЭ 2023 статград варианты и ответы
Тренировочная работа №2 статград пробный ЕГЭ 2023 по биологии 11 класс 4 тренировочных варианта БИ2210201, БИ2210202, БИ2210203, БИ2210204 с ответами и решением. Официальная дата проведения работы: 20 декабря 2022 год.
Статград биология 11 класс ЕГЭ 2023 варианты и ответы
Вариант БИ2210201 и ответы
1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Установление иерархии внутри стаи волков.
2. Экспериментатор искусственно создал непроходимость евстахиевой трубы у мыши и поднял её на 100 метров выше относительно уровня моря. Как изменились давление в среднем ухе и атмосферное давление в клетке с мышью? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
- 1) увеличилась
- 2) уменьшилась
- 3) не изменилась
3. Первичная годовая продукция экосистемы составляет 148 000 кДж. Укажите величину энергии, поступающей на четвёртый трофический уровень (в килоджоулях).
4. Определите соотношение генотипов в потомстве от анализирующего скрещивания дигетерозиготы, если известно, что гены не сцеплены. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.
5. Каким номером на схеме обозначена метафаза второго деления мейоза?
6. Установите соответствие между характеристиками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. На схеме изображены не все фазы мейоза.
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже структур образуются из эктодермы?
- 1) слизистая оболочка желудка
- 2) задние рога спинного мозга
- 3) дентин
- 4) эмаль зубов
- 5) глазодвигательные мышцы
- 6) сетчатка
8. Установите последовательность событий, происходящих при получении человеческого инсулина при помощи бактерий. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- 1) встраивание плазмиды в бактериальную клетку
- 2) очистка инсулина от других молекул
- 3) синтез инсулина в бактериальной клетке
- 4) встраивание гена инсулина в плазмиду
- 5) извлечение гена инсулина из генома человека
9. Каким номером на рисунке обозначен микобионт?
10. Установите соответствие между характеристиками и компонентами лишайника, обозначенными на рисунке выше цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если у животного в процессе эволюции сформировалась дыхательная система, строение которой изображено на рисунке, то для этого животного характерны:
- 1) сухая кожа, практически лишённая желёз
- 2) четырёхкамерное сердце
- 3) трёхкамерное сердце
- 4) холоднокровность
- 5) кожа с многочисленными железами
- 6) мускульный желудок
12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- 1) Насекомые
- 2) Жесткокрылые
- 3) Животные
- 4) Колорадский жук
- 5) Членистоногие
- 6) Листоеды
13. Какой цифрой на рисунке обозначена евстахиева труба?
14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) проводит звук к барабанной перепонке
- Б) связывает полость среднего уха с глоткой
- В) обеспечивает восприятие перемещения в пространстве
- Г) преобразует звуковые волны в механические колебания
- Д) содержит слуховые косточки
- Е) содержит рецепторы, обеспечивающие восприятие звуков
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции характерны для слюны человека?
- 1) разрушение клеточной стенки бактерий
- 2) створаживание молока
- 3) гидролиз амилозы
- 4) гидролиз белков
- 5) гидролиз мальтозы
- 6) увлажнение носовой полости
16. Установите последовательность прохождения по организму меченых атомов азота, введённых в организм в составе молекул белка с пищей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- 1) сердце
- 2) печень
- 3) капсула нефрона
- 4) воротная вена
- 5) собирательная трубочка
17. Выберите три предложения, где даны описания признаков, которые можно использовать при применении физиологических признаков вида Треска атлантическая. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Наиболее крупные особи атлантической трески достигают до 1,8 м в длину и веса до 50 кг. (2)В первые два года жизни молодь трески питается мелкими ракообразными, с третьего года жизни треска охотится на рыб – преимущественно сельдь, мойву, сайку. (3)Возраст полового созревания варьирует от 2 до 8 лет. (4)Для размножения треска мигрирует к берегам Норвегии. (5)Самка вымётывает от 200 000 до 15 000 000 икринок в зависимости от размеров тела, самец сразу же их оплодотворяет. (6)После нереста взрослые особи возвращаются в Баренцево море для нагула. (7)Представители данного вида способны прожить до 25 лет.
18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К уменьшению численности полёвок могут привести следующие биотические факторы:
- 1) увеличение численности ласки
- 2) распыление пестицидов и гербицидов
- 3) сокращение пахотных площадей
- 4) распространение вирусного заболевания
- 5) пожар
- 6) увеличение численности полёвок другого вида
19. Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) поддержание в ряду поколений формы цветка орхидеи, имитирующего насекомое
- Б) застревание в родовых путях младенцев со слишком большой головой
- В) уменьшение длительности насиживания яиц кукушки в ряду поколений
- Г) появление двух популяций клевера – цветущих до и после сенокоса
- Д) высокая смертность среди недоношенных детей
- Е) появление видов хоботных с большими ушами и с маленькими ушами, сопровождающееся исчезновением особей с промежуточным размером ушей
20. Установите последовательность появления структур растений в ходе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- 1) семязачаток
- 2) стебли и листья
- 3) корни
- 4) сосуды в древесине
- 5) завязь
21. Проанализируйте таблицу «Белки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
22. Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
- 1) Среди представленных в таблице причин наибольшее количество смертей вызывают инфекционные заболевания.
- 2) Медицинское вмешательство снижает до нуля смертность во время родов.
- 3) Смертность от отравления алкоголем более чем в два раза превышает смертность от ВИЧ.
- 4) Онкологические заболевания уносят меньше жизней, чем заболевания сердечно-сосудистой системы.
- 5) Ишемическая болезнь сердца приводит к мгновенной смерти.
23. Какие переменные в этом эксперименте будут зависимыми (изменяющимися), а какая – независимой (задаваемой)? Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему результаты эксперимента могут отличаться, если выращивать клетки на свету? Почему плотность клеток в колбе Б через некоторое время перестаёт расти?
24. Как изменится скорость выделения углекислого газа, если понизить температуру с 25 °С до 10 °С? Объясните почему. Почему скорость выделения углекислого газа в колбе Б выше? Объясните, каково значение процесса дыхания для роста массы клеток в данных условиях.
25. Как называется элемент строения тонкой кишки, изображённый на рисунке, какое значение для функционирования органа он имеет? Какие сосуды обозначены на рисунке буквами А и Б? Какие функции в данной структуре они выполняют?
26. Среди позвоночных животных известны случаи заразного рака: трансмиссивная венерическая опухоль собак, передающаяся половым путём, и лицевая опухоль тасманийского дьявола, передающаяся при укусах. Предложите меры по борьбе с заразными видами рака, применимые для человеческой популяции, в случае появления таковых у человека. Какова причина появления злокачественных опухолей? Какие факторы окружающей среды могут увеличивать вероятность появления злокачественных опухолей? Назовите основные свойства раковых клеток
27. Среди позвоночных животных известны случаи заразного рака: трансмиссивная венерическая опухоль собак, передающаяся половым путём, и лицевая опухоль тасманийского дьявола, передающаяся при укусах. Трансмиссивная венерическая опухоль собак появилась порядка 10 000 лет назад. После заражения у собак образуются опухоли на гениталиях, которые со временем регрессируют и не приводят к смерти хозяина, но некоторое время активно передаются другим особям. Лицевая опухоль тасманийского дьявола эволюционно молода, впервые была выявлена в 1996 году. В случае заражения приводит к смерти от истощения в течение 12–18 месяцев в практически 100 % случаев, так как опухоли на лице делают невозможным употребление пищи. Предположим, что 10 000 лет назад трансмиссивная венерическая опухоль собак была так же летальна, как лицевая опухоль тасманийского дьявола на данный момент. Объясните с точки зрения эволюционного учения Дарвина, как смертельный рак может превратиться в несмертельный.
28. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′ концу в одной цепи соответствует 3′ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)): 5′-ЦГЦТГТЦТАЦГГАГГГТГАААЦЦ-3′ 3′-ГЦГАЦАГАТГЦЦТЦЦЦАЦТТТГГ-5» Определите верную открытую рамку считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Объясните последовательность решения задачи. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
29. У дрозофилы гомогаметным является женский пол. При скрещивании самки с серым телом, красными глазами и самца с чёрным телом, белыми глазами всё гибридное потомство было единообразным по цвету глаз и окраске тела. При скрещивании самки дрозофилы с чёрным телом, белыми глазами и самца с серым телом, красными глазами в потомстве получились самки с серым телом, красными глазами и самцы с серым телом, белыми глазами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы, фенотипы и пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Вариант БИ2210202 и ответы
Задание 1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Уменьшение численности сосен в лесу в результате вспышки численности жука короеда.
Задание 2. Экспериментатор завёл испытуемого из хорошо освещённой комнаты в слабо освещённую и попросил сфокусироваться на объекте, расположенном в 15 см от глаз. Как изменились диаметр зрачка и кривизна хрусталика? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
- 1) увеличилась
- 2) уменьшилась
- 3) не изменилась
Задание 3. На третий трофический уровень экосистемы поступает 650 кДж энергии. Укажите величину энергии на первом трофическом уровне (в килоджоулях).
Задание 4. Определите соотношение генотипов в потомстве от анализирующего скрещивания гетерозиготы. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.
Задание 5. Каким номером на схеме репликации ДНК обозначена лидирующая цепь?
Задание 6. Установите соответствие между характеристиками и элементами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) цепь, направление синтеза которой идёт против хода движения репликативной вилки
- Б) фрагменты, синтезируемые ДНК-полимеразой
- В) синтезируются праймазой (РНК-полимеразой)
- Г) цепь, синтезируемая непрерывно
- Д) затравки (праймеры) из рибонуклеотидов
- Е) цепь, для синтеза которой необходима работа сшивающего фермента (лигазы)
Задание 7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов значимы для прорастания семян фасоли?
- 1) температура
- 2) освещённость
- 3) наличие кислорода
- 4) наличие углекислого газа
- 5) наличие воды
- 6) наличие удобрений
Задание 8. Установите последовательность событий, происходящих при двойном оплодотворении у цветковых растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- 1) деление микроспоры на вегетативное и генеративное ядра
- 2) деление клеток эндосперма
- 3) прорастание пыльцевой трубки
- 4) слияние спермиев с центральной клеткой и с яйцеклеткой
- 5) опыление
Задание 9. Каким номером на рисунке обозначено мейотическое деление в жизненном цикле хламидомонады?
Задание 10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла хламидомонады, обозначенными на рисунке выше цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) покоящаяся стадия
- Б) половые клетки
- В) в благоприятных условиях делится митотически
- Г) переносит неблагоприятные условия
- Д) зооспоры
- Е) клетки данного типа сливаются друг с другом
Задание 11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если у животного в процессе эволюции сформировались лёгкие, строение которых изображено на рисунке, то для этого животного характерны:
- 1) единственный шейный позвонок
- 2) недифференцированные зубы
- 3) холоднокровность
- 4) сухая кожа
- 5) размножение в воде
- 6) диафрагма
Задание 12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- 1) Чешуекрылые
- 2) Нимфалиды
- 3) Насекомые
- 4) Крапивница
- 5) Животные
- 6) Членистоногие
Задание 13. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, обеспечивающая рост кости в ширину?
Задание 14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) выполняет кроветворную функцию
- Б) запасает жиры
- В) состоит из компактного вещества
- Г) находится в полости кости
- Д) состоит из губчатого вещества
- Е) обеспечивает прикрепление связок и сухожилий
Задание 15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие органы выделяют свои секреты исключительно в кровоток?
- 1) щитовидная железа
- 2) поджелудочная железа
- 3) печень
- 4) надпочечники
- 5) гипофиз
- 6) семенники
Задание 16. Установите последовательность элементов рефлекторной дуги коленного рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- 1) задние рога спинного мозга
- 2) передние рога спинного мозга
- 3) рецепторы в сухожилии
- 4) мышечное волокно четырёхглавой мышцы
- 5) дендрит центростремительного нейрона
- 6) терминаль аксона центробежного нейрона
Задание 18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К уменьшению численности волков могут привести следующие антропогенные факторы:
- 1) уменьшение численности копытных животных
- 2) вспышка вирусного заболевания
- 3) отстрел волков
- 4) вырубка леса
- 5) отстрел копытных животных
- 6) наводнение
Задание 19. Установите соответствие между примерами и видами адаптаций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) разделение хвостового плавника на верхнюю и нижнюю лопасти
- Б) выделение избытков соли морскими рыбами
- В) постройка гнезда
- Г) уплощенная форма ската
- Д) закапывание ската в песок в опасной ситуации
- Е) запасание питательных веществ в икринке
Задание 20. Установите последовательность появления структур растений в ходе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- 1) многоклеточные органы для созревания гамет
- 2) двойное оплодотворение
- 3) устьица
- 4) многоклеточность
- 5) пыльцевая трубка
Задание 21. Проанализируйте таблицу «Углеводы». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Задание 22. Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
- 1) Средняя продолжительность жизни мужчин в городе Москве ниже, чем средняя продолжительность жизни женщин в Республике Тыве.
- 2) Средняя продолжительность жизни в Московской области выше, чем в целом по стране.
- 3) Наибольшая разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин наблюдается в Республике Тыве.
- 4) Наименьшая разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин наблюдается в Чеченской Республике.
- 5) Средняя продолжительность жизни в Орловской области выше, чем в целом по стране.
Задание 23. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Какую верную нулевую гипотезу можно сформулировать, исходя из постановки эксперимента? Какой отрицательный контроль был бы более подходящим для данного эксперимента?
Задание 24. Объясните, какие вещества, содержавшиеся в колбе, помимо, предположительно, выделяемых хлореллой регуляторных веществ, могли положительно повлиять на рост пшеницы? Какова роль этих веществ в метаболизме клеток растения?
Задание 25. Что находится в зонах, обозначенных на рисунке фрагмента тонкой кишки буквами А, Б, В? Какие процессы происходят в этих зонах? Каково значение структур, обозначенных буквой В?
Задание 26. Листья большинства видов растений при отрицательных температурах погибают, однако существует много примеров, когда растительные ткани хорошо переносят морозы. Объясните, каким образом происходит повреждение листьев при отрицательных температурах и какие механизмы позволяют семенам растений и хвоинкам сосны избегать этих повреждений.
Задание 27. Известно, что белые цветки у фиалки – рецессивный признак. С одного растения фиалки с фиолетовыми цветками взяли лист, сделали из него культуру растительных клеток, размножили, после чего создали условия для регенерации новых растений из культуры клеток. Молодые растения были высажены в горшки с почвой, где они успешно зацвели, после чего экспериментаторы оценили различия в их фенотипе. Выращенные растения несколько отличалась друг от друга по размерам, числу листьев. Среди вновь образованных растений обнаружили несколько особей с белыми цветками. Объясните, чем могли быть обусловлены различия в фенотипе у потомков одного растения. Чем может быть обусловлено появление белых цветков при половом размножении фиалки?
Задание 28. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′ концу в одной цепи соответствует 3′ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)).
Задание 29. У птиц гетерогаметным является женский пол. При скрещивании коричневой самки без хохолка и зелёного самца с хохолком всё потомство получилось единообразным. При скрещивании зелёной самки с хохолком и коричневого самца без хохолка в потомстве получились коричневые самки с хохолком и зелёные самцы с хохолком. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы, фенотипы и пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.