МЦКО 14 апреля 2025 русский язык 10 класс демоверсия вариант с ответами
Демоверсия МЦКО 2025 проверочной диагностической работы по русскому языку 10 класс базовый и углубленный уровень тренировочный вариант заданий с ответами для подготовки к диагностики в школах города Москвы и области, которая пройдёт в 14 апреля 2025 года.
Спецификация 45 минут: скачать
Приложение к демоверсии: скачать
Спецификация 60 минут: скачать
Приложение №2: скачать
Варианты и ответы: скачать
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Русский язык» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федеральной образовательной программы среднего общего образования.
Русский язык 10 класс 45 минут проверочная работа МЦКО 2025
Вариант углубленного уровня МЦКО 2025
Условия проведения проверочной работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Время выполнения проверочной работы – 45 и 60 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв. Каждый вариант проверочной работы состоит из 10 заданий. Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице 1.
Порядок оценивания выполнения отдельных заданий
Верное выполнение каждого из заданий 1, 3–5, 9 оценивается 1 баллом; заданий 6–8 оценивается 2 баллами; задания 2 оценивается 3 баллами; задания 10 оценивается 6 баллами. Максимальный балл за выполнение всей проверочной работы – 20 баллов. В приложении 1 приведён обобщённый план проверочной работы. На сайте ГАОУ ДПО МЦКО http://demo.mcko.ru/test/ размещены образцы заданий в компьютерной форме, примерные типы и форматы которых могут быть представлены в отдельных вариантах проверочной работы. В приложении 2 приведены ответы и указания к оцениванию образцов заданий проверочной работы, представленных на сайте ГАОУ ДПО МЦКО.
Задания и ответы с демоверсии
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1 и 2.
В начале 1870 года русские художники поняли наконец прелесть природы средней полосы. (2)Ранее их привлекали экзотические красоты итальянских и крымских ландшафтов. (3)Неброское обаяние пейзажей средней полосы могло быть выражено только через эмоциональное состояние творца. (4)Если для передачи величия моря и гор художнику порой достаточно сосредоточиться на местности, то здесь значимой стала необходимость выразить субъективное отношение, ибо только так можно было раскрыть внешне неприметную, но полную тихого очарования душу русской природы, углубить её восприятие. (По И. Кашековой)
1. Подберите и запишите синоним к слову «неброский» из предложения 3.
2. А. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Б. Выберите два верных примера этого средства выразительности.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах: поняли, сосредоточиться, значимой, углубить.
4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции из первого столбца подберите и переместите с помощью компьютерной мыши соответствующий пример.
5. Укажите предложения, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с нормами русского литературного языка. Картина В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» интересная по сюжету и композиции. И. Айвазовского считают одним из лучших художников-маринистов его эпохи. На переднем плане картины Федота Сычкова «Колхозный базар» изображена девушка – продавец помидор. «Я смогу победить глухоту», – уверял Людвиг ван Бетховен.
6. А. Укажите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова. Чтобы отметить слово, щёлкните по нему левой кнопкой мыши, после чего слово выделится фоном. Чтобы отменить выбор, щёлкните повторно левой кнопкой мыши по этому слову. Спелая виш..нка, г..рный воздух, пр..соед..ниться к обсуждению, м..ровой судья, соб..рательный образ, соч..тание цветов, накл..ниться вбок, ярко г..рели, радос..ное настроение, болезненный ож..г, бурная реч..нка, надеть пальт..цо, расст..лается ковром, пр..митивный ответ, вкусный в..негрет. Б. Вставьте в выделенные слова недостающие буквы.
7. Выберите правильный вариант написания слов, расположенных в скобках. Определите часть речи этих слов, используя выпадающие списки. Щёлкните левой кнопкой мыши на слово с верным написанием. Девушка была (образована, образованна). Многие личностные качества лицеистов были (сформированы, сформированны) талантливыми педагогами Царскосельского лицея. (Вдаль, в даль) морскую уплыл парусник. Мы договорились (насчёт, на счёт) поездки в Ясную Поляну. Утро выдалось (по летнему, по-летнему) холодным. Музыка сопровождает человека (в течение, втечение) всей жизни. Страстная любовь к рыбалке у Чехова (тоже, то же) возникла в детстве, как и чтение книг о путешествиях. — выберите ответ — Пламя костра летело (в верх, вверх), к тёмному небу.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10
(1)Для нас Василий Дмитриевич Поленов прежде всего автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «У ворот усадьбы», где чувствуются мягкие элегические ноты() где есть ощущение уходящ..й в прошлое ст..рины. (2)Именно «Московским двориком» В. Поленов дебютировал на выставке передвижников. (3)Предполагают, что однажды, поселившись в Трубниковском переулке, Василий Дмитриевич из окна увидел свой «Московский дворик». (4)И глазам, сердцу, уму дворик явился миром, в котором очень хочется жить. (5)Казалось бы, что в нём особенного? (6)Куры копаются в земле. (7)Лошадь приуныла возле своей телеги. (8)Ребятишки играют на обычнейшей лужайке с обычнейшими ромашками. (9)Женщина несёт воду в ведре. (10)Полощется в воздухе мокрое бельё; деревья, змейка тропки, сараюшки… (11)Всё обыкновенно. (12)Но эту обычную картину увидели глаза художника, насмотревшиеся на кровь и ужасы войны, вдоволь налюбовавшиеся египетскими пирамидами и дворцами с гондолами в Венеции.
(13)Сердце его увидело и дрогнуло. (14)И дворик озарился вдруг таким светом радости, таким чувством любви и блаженства, что маленький кусочек московской земли сделался бесконечной поэмой. (15)Смотришь, «выходишь», минуя раму, в дворик, шагаешь тропкой и понимаешь: вот она, жизнь… (16)Всё в «Московском дворике» гармонично и мягко. (17)Ничто резким контрастом не разрушает цветового единства. (18)Органично соединяются жилище человека и природа. (19)Всё пронизано небесной голубизной и светом. (20)Дворик исполнен необыкновенной поэзии. (21)Сколько прелести в белой, выгоревшей на солнце детской головке! (22)И в задумчивой фигурке, бредущей к цветку… (23)Картина без недомолвок. (24)Всё рассказано. (25)Так почему же в ней находили неисчерпаемую тайну знакомых мест? (26)А всё на самом деле элементарно просто. (27)В обыкновенном узнано необыкновенное, в обычном – очарование родного края. (28)Дворик стал признанием в любви. (29)Любви к Родине. (30)Сам В.Д. Поленов называл себя представителем пейзажно-бытового жанра. (31)Согласиться с этим трудно. (32)Он объясняется в любви своей земле, своему краю неспокойно, пылко, обжигающе.
(33)Разве не романтична «Осень в Абрамцеве» – «Федюшкино воспоминание», картина-память о сыне? (34)Она вобрала в себя зовущую темень, яркую алость и успокаивающую желтизну. (35)Отсветы этой буйной палитры ткут в воде богатый ковёр… (36)Из царства человека В. Поленов уходит в мягкий() пр..красный, во..вышающий мир природы. (37)Рыжевато-дымчатые кустики в картине «Ранний снег» уселись на снегу, словно зайцы, полоса угасающего осеннего пламени отделяет белую пелену от реки.(38)А над всем этим – яркое небо() уже подёрнувшееся туманом, – нежная п..реходная п..ра. (39)На тёмной глад.. «Заросшего пруда» буровато-красные и з..лёные листья кувшинок() пятнышки лилий. (40)Време..ый тупик() застой и ожидание близящ..йся грозы: что-то произойдёт, случится… (41)А когда обжигаешься червонным золотом и прорывающимся з..лёным буйством «Золотой осени», невольно думаешь: человеку, столь пронзительно ощущавшему природу, трудно было жить, не захлёбываясь той большой радостью, которую она ему дарила. (42)Однажды, вернувшись в очередной раз из заграничной поездки, В.Д. Поленов поссорился с художественным критиком В.В. Стасовым: тому вдруг показалось, что живопись у Поленова какая-то нерусская. (43)И вообще, жить бы ему за границей. (44)А он всей душой тянулся к России: «…подло жить в Европе, когда в России надо работать… Чувствую себя… без почвы, без смысла…» (По В. Липатову)
8. Выберите все ключевые слова и/или словосочетания, раскрывающие тему текста.
9. Укажите все ответы, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте. Буйный (предложение 35) – быстро растущий; обильный, густой, пышный. Уходить (предложение 36) – увлечённо, целиком отдаваться какому-либо занятию. Почва (предложение 44) – верхний слой земной коры, который является основной средой для развития растительной жизни.
10. Сформулируйте позицию автора по указанной проблеме: «Как повлияло очарование родной земли на творчество В.Д. Поленова?» Выберите утверждение, важное для понимания позиции автора.
11. Выберите два примера, важных для понимания проблемы исходного текста. Вставьте в выбранных примерах пропущенные буквы и знаки препинания. «…чувствуются мягкие элегические ноты() … есть ощущение уходящ..й в прошлое ст..рины (предложение 1). «…над всем этим – яркое небо() уже подёрнувшееся туманом, – нежная п..реходная п..ра (предложение 38). «На тёмной глад.. «Заросшего пруда» буровато-красные и з..лёные листья кувшинок() пятнышки лилий» (предложение 39). «В. Поленов уходит в мягкий() пр..красный, во..вышающий мир природы» (предложение 36). «Време..ый тупик() застой и ожидание близящ..йся грозы: что-то произойдёт, случится… (предложение 40).
12. Укажите, верно или неверно указано средство связи предложений в следующих утверждениях. Средством связи предложений 1–2 является форма слова. (1)Для нас Василий Дмитриевич Поленов прежде всего автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «У ворот усадьбы», где чувствуются мягкие элегические ноты() где есть ощущение уходящ..й в прошлое ст..рины. (2)Именно «Московским двориком» В. Поленов дебютировал на выставке передвижников. Средством связи предложений 33–34 является личное местоимение. (33)Разве не романтична «Осень в Абрамцеве» – «Федюшкино воспоминание», картина-память о сыне? (34)Она вобрала в себя зовущую темень, яркую алость и успокаивающую желтизну.
Смотрите диагностические работы МЦКО 2025
Диагностики МЦКО варианты, задания и ответы для работ 2-11 класс