МЦКО 2023 по литературе 10 класс варианты и ответы диагностики 4 мая 2023 год
Диагностическая работа МЦКО 2023 по литературе 10 класс вариант заданий и ответы для подготовки к обязательной предметной диагностики, которая пройдёт в 10 классах 4 мая 2023 года в школах Москвы.
МЦКО 2023 литература 10 класс вариант с ответами
Содержание и структура диагностической работы
Содержание работы сформировано с опорой на учебный материал, включённый в основные учебно-методические комплекты по литературе, используемые в Москве.
В работе используются задания базового (6 заданий) и повышенного (2 задания) уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют знания текста предложенного художественного произведения и основных теоретико-литературных понятий.
Задания повышенного уровня сложности связаны с умением интерпретировать текст художественного произведения и создавать развёрнутые аргументированные высказывания. В диагностической работе 8 заданий, из них: 1 задание с выбором ответа, 5 заданий с кратким ответом и 2 задания, требующие развёрнутого ответа.
Система оценивания отдельных заданий и работы
Каждое задание с выбором ответа или кратким ответом оценивается максимально 1 баллом. Каждое задание с развёрнутым ответом (4 и 8) оценивается в соответствии с критериями оценивания максимально 5 баллами.
Максимальный балл за выполнение диагностической работы – 16. В приложении 1 представлен обобщённый план диагностической работы с указанием типов заданий, проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки. В приложении 2 – демонстрационный вариант диагностической работы.
Задания и ответы МЦКО
1. Выберите верное утверждение, объясняющее место фрагмента в сюжете произведения.
- 1) Чичиков приехал к Собакевичу как к чиновнику для оформления бумаг.
- 2) Собакевич был первым, к кому приехал Чичиков по служебной надобности.
- 3) В результате встречи после торга Собакевич продал Чичикову мёртвые души.
- 4) После встречи с Собакевичем Чичиков отправился на приём в дом полицмейстера.
2. Установите соответствие между героями и их характеристиками: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) Чичиков
- Б) Ноздрёв
- В) Манилов
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) «<…> господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод…»
2) «<…> черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»
3) «<…> он родного отца хотел продать или, ещё лучше, проиграть в карты».
4) «<…> Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом…»
3. Заполните пропуск в предложенном тексте. В ответе запишите соответствующий термин в именительном падеже. Для создания образа героя автор использует множество значимых подробностей, реалистических __________ (например: «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырёх ногах»).
4. Каким предстаёт Собакевич в предложенном фрагменте? Дайте обоснованный ответ объёмом не менее 50 слов с опорой на предложенный фрагмент. Для аргументации ответа приведите два примера из текста, прокомментируйте их.
5. Заполните пропуск в предложенном тексте. В ответе запишите соответствующий термин в именительном падеже. В стихотворении «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев создаёт __________, описание природы, помогающее понять настроение лирического героя.
6. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.
- 1) эпитет
- 2) гротеск
- 3) анафора
- 4) метафора
- 5) инверсия
7. Определите размер стихотворения без указания количества стоп.
8. Как образ грозы связан с идеей стихотворения Ф.И. Тютчева? Дайте обоснованный ответ объёмом не менее 50 слов с опорой на предложенный фрагмент. Для аргументации ответа приведите два примера из текста, прокомментируйте их.