2 марта 2023 МЦКО читательская грамотность 6 класс вариант демоверсии и ответы
Демоверсия диагностической работы МЦКО 2023 по читательской грамотности 6 класс демонстрационный вариант и ответы для подготовки к обязательной предметной диагностики, которая пройдёт в 6 классах 2 марта 2023 года в школах Москвы.
Скачать варианты
Диагностическая работа проводится с целью определения у обучающихся 6-х классов уровня сформированности функциональной грамотности в части читательской грамотности. Оценка функциональной (читательской) грамотности направлена на выявление условий успешного обучения обучающихся в основной школе.
Демоверсия МЦКО 2023 по читательской грамотности 6 класс
Содержание и структура диагностической работы
Диагностическая работа направлена на проверку универсальных учебных действий (УУД) по работе с информацией и чтению, являющихся составной частью метапредметных (познавательных) умений. Одновременно с этим в диагностической работе актуализируются предметные умения по разделу курса русского языка «Текст».
Для проведения диагностической работы используются варианты, которые построены по единому плану. Каждый вариант включает в себя четыре текста (информационные/научно-популярные/художественные), не связанных тематически, и группы заданий к ним.
Интересные задания с варианта МЦКО
(1) Арбат – старейший район Москвы, который когда-то был всего лишь его пригородом. (2) Раньше здесь жили ремесленники, которые обеспечивали потребности великокняжеского двора. (3) Позже тут появились окружённые зеленью особняки.
(4) Такие дома-усадьбы с особыми архитектурными элементами и создали неповторимый колорит района (например, усадьба князя В.А. Хованского, усадьба А.Д. Негуневой – Е.А. Ивановой – П.Н. Иванова, в которой некоторое время жил и творил писатель Лев Толстой). (5) Арбат – не застывший памятник истории. (6)… это живое, постоянно меняющееся пространство. (7) В 1908 году по Арбату был запущен электрический трамвай, в 1909-м появился кинотеатр «Художественный», а в 1921 году открылся театр имени Е.Б. Вахтангова. (8) Особенностью самой улицы Арбат является то, что с 1986 года она стала полностью пешеходной.
(9) Гуляя по Арбату, вы откроете для себя много интересного. (10) Вот ресторан «Прага», в котором Лев Толстой проводил общественные чтения романа «Воскресение». (11) В одном из переулков вы увидите дом поэта-песенника Булата Окуджавы. (12) А вот скульптура «Пушкин и Натали» как память о том, что в доме напротив несколько месяцев прожили молодожёны.
1. Какое слово (сочетание слов) необходимо вставить на место пропуска в предложении 6?
- 1) Тем не менее
- 2) К тому же
- 3) Иными словами,
- 4) Ещё
2. Выберите два верных утверждения на основе информации, полученной из прочитанного текста.
- 1) По улице Арбат до сих пор ходят электрические трамваи.
- 2) Каждая эпоха вносит изменения во внешний облик и назначение Арбата.
- 3) Ярким район Арбат делают парки и скверы.
- 4) Улица Арбат всегда была пешеходной.
- 5) В районе Арбат жил поэт Булат Окуджава.
3. Опираясь на информацию из текста, выберите картинки с изображением объектов района Арбат, связанных с именем Л.Н. Толстого, и переместите их в пустые ячейки при помощи компьютерной мыши.
4. Укажите, какое из предложений должно быть первым в тексте.
- 1) Давайте задумаемся над понятием «вежливость».
- 2) Вежливость – это настоящее искусство.
- 3) Вежливый человек должен уважительно относиться ко всем людям.
- 4) С детства нас учат вежливости.
5. В таблице, приведённой ниже, передано основное содержание каждого абзаца текста. Укажите номер абзаца, содержание которого передано с искажением смысла.
6. Рассмотрите рисунок. Составьте по рисунку небольшой содержательный диалог (5–7 реплик), в котором его участники проявляли бы вежливость по отношению друг к другу.
Прочитайте текст и выполните задания 7–10.
В комнате, чтоб не скучно было, нужны разные вещи: игрушки, книги, цветные карандаши. А у океана ни книг, ни игрушек не надо. Куда ни взглянешь – всё забава… К обнажённым камням какие-то рубчатые ракушки присосались.
Хоть кряхти, хоть ногти себе обломай, ни за что не оторвёшь. В лужицах у подножья скалы крошечные крабы в испуге в пёстрые камушки зарываются. Им очень страшно. Стоит над ними девочка, ногой по воде шлёпает. А океан куда-то ушёл, и спастись негде! Соня осторожно переползла с камня на камень.
Она очень боялась, чтобы из густых водорослей её за ногу омар не ущипнул. Соня вернулась на берег и собрала драгоценную коллекцию камушков: обточенный волной кирпичный обломок, чёрный-пречёрный глазок с белым зрачком, лиловую сосульку, розовую рогульку. Полный кармашек набрала. (По Саше Чёрному)
7. Выберите заглавие, которое наиболее точно отражает содержание текста.
- 1) Исследование девочкой растительного мира побережья
- 2) Страх Сони перед неизведанным
- 3) На дне чарующего океана
- 4) Интересное путешествие по берегу
8. Определите тип речи, использованный в первом абзаце текста.
- 1) описание
- 2) повествование
- 3) рассуждение
9. Из текста выпишите слово со значением «имеющий ребристую поверхность».
10. В тексте автор использовал фразеологизм КУДА НИ ВЗГЛЯНЕШЬ. Выберите два синонима к данному фразеологизму.
- 1) назад
- 2) вперёд
- 3) повсюду
- 4) всегда
- 5) везде
- 6) постоянно
Инструкция по выполнению диагностической работы в компьютерной форме
1. При выполнении работы вы можете воспользоваться черновиком и ручкой.
2. Для заданий с выбором одного правильного ответа отметьте выбранный вариант ответа мышкой. Он будет отмечен знаком «точка». Для подтверждения своего выбора нажмите кнопку «Сохранить ответ».
3. Для заданий с выбором нескольких правильных ответов отметьте все выбранные варианты ответа. Они будут отмечены знаком «галочка». Для подтверждения своего выбора нажмите кнопку «Сохранить ответ».
4. Для заданий с выпадающими списками выберите соответствующую позицию из выпадающего списка. Для подтверждения своего выбора нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
5. Для заданий на установление соответствия (без выпадающих списков) к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
6. Для заданий на установление верной последовательности переместите элементы в нужном порядке или запишите в поле ответа правильную последовательность номеров элементов. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
7. Для заданий, требующих самостоятельной записи краткого ответа (числа, слова, сочетания слов и т. д.), впишите правильный ответ в соответствующую ячейку. Регистр не имеет значения. Писать словосочетания можно слитно или через пробел. Для десятичных дробей возможна запись как с точкой, так и с запятой. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
8. Для заданий на перетаскивание переместите мышкой выбранный элемент (слово, изображение) в соответствующее поле. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
9. Для заданий с развёрнутым ответом запишите полный развёрнутый ответ в поле «Ответ». Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
10. Для заданий, требующих записи развёрнутого ответа в бланке ответов, следуйте инструкциям в задании.