Биология 9 класс статград ОГЭ 2023 варианты БИ2290301-БИ2290304 и ответы
Тренировочная работа №3 статград пробный ОГЭ 2023 по биологии 9 класс 4 тренировочных варианта БИ2290301, БИ2290302, БИ2290303, БИ2290304 с ответами и решением. Официальная дата проведения работы: 18 января 2023 года.
Статград биология 9 класс ОГЭ 2023 варианты и ответы

Вариант БИ2290301 и ответы
1. В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем он иллюстрирует?
2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите один соответствующий элемент из второго столбца.
- А) трутовик окаймлённый
- Б) холерный вибрион
- В) горошек мышиный
- Г) инфузория туфелька
- 1) Растения
- 2) Животные
- 3) Бактерии
- 4) Грибы
3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- 1) семейство Розоцветные
- 2) род Шиповник
- 3) отдел Покрытосеменные
- 4) вид Шиповник обыкновенный
- 5) класс Двудольные
4. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (минуты), а по оси у – доля использования гликогена от других источников энергии в клетке (%)). Какие два из нижеприведённых описаний характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени?
- 1) В интервале от 5 до 8 минут использование гликогена наиболее интенсивно снижается.
- 2) Использование гликогена сначала снижается медленно, затем быстрее.
- 3) Использование гликогена снижается до нуля к 40-й минуте тренировки.
- 4) В интервале 10–15 минут использование гликогена не меняется.
- 5) На 20-й минуте тренировки доля использования гликогена превышает 40 %.
5. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
- 1) вставочный нейрон
- 2) чувствительный нейрон
- 3) рецепторы кожи
- 4) скелетная мышца
- 5) исполнительный нейрон
6. С какой целью используют медицинский прибор, изображённый на фотографии?
- 1) измерение артериального давления
- 2) повышение кислородной ёмкости крови
- 3) определение жизненной ёмкости лёгких
- 4) контроль пульса во время физической нагрузки
7. Известно, что Бобр обыкновенный – крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
- 1) Длина тела животного достигает 1–1,5 м, а масса – до 32 кг.
- 2) Главными естественными врагами бобра являются волки, бурые медведи и лисы.
- 3) Мощными резцами бобр подгрызает стволы деревьев и валит их на землю, а затем объедает кору и ветви.
- 4) Бобр очень чистоплотен, никогда не засоряет своего жилья остатками еды и экскрементами.
- 5) Бобр издавна добывается ради красивого и прочного меха.
- 6) Между пальцами у животных имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо – на передних.
8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
- 1) соцветие
- 3) эмбрион
- 2) личинка
- 4) орган
9. Выберите из приведённых характеристик те, которые относятся к царству растений. Выберите три верных признака и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- 1) в клеточную стенку входит полисахарид хитин
- 2) клетки содержат пластиды
- 3) организм обладает неограниченным ростом
- 4) запасной углевод в клетках – гликоген
- 5) питаются другими организмами
- 6) содержат хлорофилл
10. Вставьте в текст «Хордовые» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ХОРДОВЫЕ В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа (А). Развитие двух пар конечностей, позвоночник, формирующийся на месте хорды, определяют принадлежность человека к подтипу (Б). Четырёхкамерное сердце, развитая кора головного мозга, (В) железы, кожный покров и зубы четырёх видов свидетельствуют о принадлежности человека к классу (Г).
11. Установите соответствие между характеристиками и животными, изображёнными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
12. Верны ли следующие суждения о бактериях? А. При производстве кисломолочных продуктов и квашеной капусты используют молочнокислые бактерии. Б. Почвенные бактерии гниения являются вредителями сельского хозяйства.
- 1) верно только А
- 3) верны оба суждения
- 2) верно только Б
- 4) оба суждения неверны
13. Рассмотрите фотографию кошки шоколадного окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.
14. Под каким номером на рисунке изображён орган пищеварительной системы человека?
15. Одной из функций эпидермиса кожи человека является
- 1) накопление подкожного жира
- 2) образование пота
- 3) образование новых клеток
- 4) регуляция температуры тела
16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено сердце человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- 1) правый желудочек
- 2) лёгочный ствол
- 3) створчатый клапан
- 4) аорта
- 5) правое предсердие
- 6) левый желудочек
17. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны Какие из приведённых характеристик используют при описании энергетического обмена в клетке?
- 1) осуществляется биологическое окисление
- 2) идёт с поглощением энергии
- 3) завершается в митохондриях
- 4) происходит в рибосомах
- 5) сопровождается синтезом молекул АТФ
- 6) завершается образованием кислорода и углеводов
18. Установите соответствие между характеристиками и типами клеток крови: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
- А) не имеют постоянной формы
- Б) в их состав входит гемоглобин
- В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела
- Г) обеспечивают иммунитет
- Д) в зрелом состоянии имеют ядро
19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания куницы. Список характеристик: Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.
- 1) лазает по деревьям
- 2) продуцент
- 3) хищник
- 4) растительноядное животное
- 5) консумент второго и третьего порядка
- 6) насекомоядный зверь
20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит куница. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.
21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы дубравы. Как изменится численность дятлов и куниц, если в течение трёх лет наблюдалось увеличение численности короедов дубовых усачей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
- 1) увеличится
- 2) уменьшится
- 3) не изменится
22. Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу его относят? Назовите одно из значений данного животного в жизни человека.
23. Учёные разрабатывали новую вакцину. Для анализа её потенциального вреда исследовали её влияние на двигательную активность мышей. Мышам вводился препарат, после чего в течение нескольких суток фиксировалось число прерываний луча фотоэлемента, установленного в клетке (луч прерывается, если мышь проходит перед ним). В качестве контроля вместо вакцины вводился физиологический раствор. Оказалось, что число прерываний луча наименьшее у мышей, которым вводился препарат, а наибольшее – в группе с физиологическим раствором. Какой вывод относительно влияния вакцины на активность мышей можно сделать из этого исследования? Как вы думаете, почему в качестве отрицательного контроля не использовались мыши, которым не делался укол?
24. Используя содержание текста «Папоротники. Хвощи. Плауны» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы. Каким образом весной происходит их возобновление?
- 1) Почему папоротникообразных относят к высшим растениям?
- 2) В чём различие между весенним и летним побегами хвоща полевого?
- 3) Листья папоротника осенью отмирают.
25. Пользуясь таблицей 1 «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
26. В пятницу пятиклассник Сергей посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями, мясной биточек с гарниром из отварного риса, кисель и кусок пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
- 1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
- 2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Сергея в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если его возраст составляет 11 лет, а масса тела – 37 кг?
- 3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Вариант БИ2290302 и ответы
Задание 1. На рисунке изображена самка белой куропатки в разные сезоны года. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?
Задание 2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите один соответствующий элемент из второго столбца.
- А) опёнок осенний
- Б) кишечная палочка
- В) синица лазоревка
- Г) смородина красная
Задание 3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- 1) семейство Буковые
- 2) класс Двудольные
- 3) отдел Цветковые
- 4) царство Растения
- 5) род Каштан
Задание 4. Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, по которой бежит легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (м), а по оси у – интенсивность обмена веществ (кВт)). Какие два из нижеприведённых описаний характеризуют данную зависимость?
- 1) Чем длиннее дистанция, тем ниже интенсивность обмена веществ.
- 2) Интенсивность обмена веществ равномерно снижается на протяжении всей дистанции.
- 3) Наблюдается резкий спад интенсивности обмена веществ в диапазоне 200–400 м.
- 4) Максимальных значений интенсивность обмена веществ достигает на длинных дистанциях.
- 5) Интенсивность обмена веществ никогда не падает ниже 5 кВт.
Задание 5. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.
- 1) Для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой.
- 2) Поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли. Добавьте немного воды.
- 3) Спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка).
- 4) Плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое тёмное место на 2–3 дня.
- 5) Прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение пяти-шести дней.
Задание 6. С какой целью используют медицинский прибор, изображённый на рисунке?
- 1) измерение артериального давления
- 2) повышение кислородной ёмкости крови
- 3) определение жизненной ёмкости лёгких
- 4) контроль пульса во время дыхательных упражнений
Задание 7. Известно, что камчатский краб – один из самых крупных видов ракообразных, обитатель дальневосточных морей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
- 1) Дышит краб растворённым в воде кислородом.
- 2) Это хищное животное, поедающее червей и моллюсков.
- 3) Крабы употребляются в пищу человеком.
- 4) Отделами тела краба являются головогрудь и брюшко.
- 5) Браконьерство существенно сокращает численность популяции краба.
- 6) Самцы достигают по ширине панциря 23 см, по размаху ног – 1,5 м, а по массе – 7 кг.
Задание 8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
- 1) листовка
- 3) корзинка
- 2) эмбрион
- 4) семя
Задание 9. Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- 1) семена
- 2) клубни
- 3) надземные побеги
- 4) цветки
- 5) плоды
- 6) корни
Задание 11. Установите соответствие между характеристиками и группами животных: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
- А) большинство обладает наружным скелетом
- Б) у всех представителей замкнутая кровеносная система
- В) нервная система может быть образована отдельными нервными клетками, нервными узлами, нервными стволами
- Г) сердце состоит из 2-х, 3-х, 4-х камер, а стенка образована поперечнополосатой мышечной тканью
- Д) у большинства органами захвата пищи являются челюсти с зубами
Задание 12. Верны ли следующие суждения о бактериях? А. Клеточная оболочка бактерий образована клетчаткой. Б. При пастеризации погибают бактерии, вызывающие скисание молока или порчу сока.
- 1) верно только А
- 3) верны оба суждения
- 2) верно только Б
- 4) оба суждения неверны
Задание 13. Рассмотрите фотографию серой с мелкими белыми пятнами лошади. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас, постановка головы, форма головы, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Задание 14. Под каким номером на рисунке изображён орган выделительной системы человека?
Задание 15. Удаление конечных продуктов жизнедеятельности направлено на
- 1) поддержание постоянства внутренней среды организма
- 2) выведение из сальных желёз на поверхность кожи кожного сала
- 3) удаление веществ, отрицательно влияющих на процессы пищеварения
- 4) освобождение организма от остатков непереваренных органических веществ
16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено сердце человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- 1) полая вена
- 2) аорта
- 3) левое предсердие
- 4) полулунный клапан
- 5) правый желудочек
- 6) левый желудочек
17. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие структуры организма человека участвуют в терморегуляции?
- 1) потовые железы
- 2) сальные железы
- 3) кровеносные сосуды кожи
- 4) вены малого круга кровообращения
- 5) мышцы стенок кишечника
- 6) подкожная жировая клетчатка
18. Установите соответствие между характеристиками и типами половой клетки, к которой он относится: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
- А) образуется в женском организме
- Б) обладает способностью к движению
- В) половая хромосома, содержащаяся в этой клетке, определяет пол млекопитающих
- Г) образуется в семенниках
- Д) местом образования является яичник
- Е) содержит запас питательных веществ
19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дуба. Список характеристик:
- 1) жизненная форма – кустарник
- 2) консумент первого порядка
- 3) вид-средообразователь
- 4) продуцент
- 5) редуцент
- 6) формирует микроклимат в сообществе
20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.
21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы дубравы. Как изменится численность зябликов и ястребов, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
- 1) увеличится
- 2) уменьшится
- 3) не изменится
22. Рассмотрите рисунок с изображением травмированной ноги человека. Назовите вид травмы. Объясните, за счёт чего у маленьких детей такие травмы случаются гораздо реже, чем у взрослых и пожилых людей.
23. В 1796 г. английский врач Дженнер провёл известный эксперимент. 14 мая он в присутствии нескольких врачей привил коровью оспу здоровому 8-летнему мальчику – сделал два небольших надреза на его руке и внёс в ранки вакцинный яд, взятый из кисти женщины, случайно заразившейся оспой от коровы при дойке. Пустулы на руке ребёнка имели большое сходство с пустулами натуральной человеческой оспы, но общее болезненное состояние было едва заметно. Через десять дней мальчик был совершенно здоров. 1 июня того же года Дженнер взял материал из пустулы человека, заболевшего натуральной оспой, и «заразил» ей привитого мальчика. Через три дня краснота на месте прививки исчезла без малейшего следа человеческой оспы – мальчик остался здоров. Предположите, какую гипотезу проверял в ходе своего эксперимента Дженнер? Какой вывод был сделан по результатам данного эксперимента?
24. Пользуясь содержанием текста «Органические соединения» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 1) Какое свойство характерно для жиров? 2) Может ли человек питаться только жирами, исключив из рациона белковую пищу? Ответ обоснуйте.
26. В воскресенье днём 15-летний Никита побывал в Историческом музее, а в обед посетил кафе быстрого питания. Никита заказал себе следующие блюда и напитки: рассольник, салат мясной, плов с курицей и сок яблочный. Используя данные таблиц 2, 3 и 4, выполните задания.
- 1) Рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда, если Никита питается четыре раза в день.
- 2) Насколько выбранные Никитой блюда соответствуют обеду по содержанию углеводов (в %)?
- 3) Каково значение минеральных веществ в организме подростка? Назовите одно из таких значений.