работа статград ответы вариант задания

Варианты РЯ2310401 РЯ2310402 работа статград русский язык 11 класс ЕГЭ 2024 с ответами

Тренировочная работа №3 статград ЕГЭ 2024 по русскому языку 11 класс 2 тренировочных варианта РЯ2310401 и РЯ2310402 задания с ответами и решением. Официальная дата проведения работы статград: 17 января 2024 года.

Скачать тренировочные варианты

Скачать ответы и решения

Варианты статград по русскому языку 11 класс ЕГЭ 2024

Работа статград по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Задания и ответы для варианта РЯ2310401:

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

С объединением страны была достигнута политическая и экономическая стабильность. В деревнях можно было тихо-спокойно заниматься сельским хозяйством, платя оброк владельцам земли. Пригодная для обработки плодородная земля окупала любые затраты труда и любые налоги, и поэтому население Руси за первые 50 лет XVI в. выросло в полтора раза, достигнув девяти миллионов человек. Но пассионарным молодым людям, о которых поэт Н.С. Гумилёв сказал: И все, кто дерзает, кто ищет, Кому опостылели страны отцов, Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет, Внимая заветам седых мудрецов! – в деревне делать было нечего, им было там безумно скучно.

Деревню предпочитали люди гармоничные – тихие, трудолюбивые, спокойные; они ничего не искали, но землю обрабатывали умело и налоги платили исправно. Пассионарии <…> стремились покинуть тихую деревню, руководствуясь идеей, сформулированной ещё в античности: «Случай пробегает мимо – блажен, кто схватил его за волосы». А в XVI в. в России сделать карьеру можно было только на государственной службе. Надо сказать, что московские князья сами способствовали росту пассионарности в Москве.

Так, Иван III решил, что мятежных новгородцев (а среди них пассионариев тоже было довольно много) следует перевести в Москву, дабы за ними было легко наблюдать. Аналогичным образом поступил Иван III и с наиболее активными «удельными» князьями. В самом деле, мало ли что вытворит в Шуе князь Шуйский или в городе Одоеве князь Одоевский, а в государевой столице они под присмотром, тут «люди ходят». Решение это было вполне логичное, государственное, но привело оно, как всегда, вовсе не к тем последствиям, на которые рассчитывали. (По Л.Н. Гумилёву)

1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ЗЕМЛЯ. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.
  • 2) МОЛОДОЙ. Бодрый, живой, жизнерадостный (о человеке любого возраста, его состоянии, чертах характера и т. п.). Молодые глаза. М. голос, взгляд. Молодая улыбка.
  • 3) ТИХИЙ. Смирный, спокойный. Т. нрав. Тихая грусть. Т. ребёнок.
  • 4) ПЕРЕВЕСТИ. кого (что). Назначить на другое место, должность. П. на должность инженера.
  • 5) НАБЛЮДАТЬ. за кем (чем). Осуществлять надзор за кем-чем-нибудь. Н. за порядком. Н. за детьми.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Выразительность, яркость, оригинальность языка текста достигается использованием эпитета («люди гармоничные») и олицетворения (Случай пробегает мимо – блажен, кто схватил его за волосы).
  • 2) Относящийся к публицистическому стилю текст представляет собой фрагмент полемической статьи, так как автор приводит точку зрения оппонентов, опровергает её, дискутируя с коллегами, подкрепляет тезисы ссылками на авторитетные исторические источники (тексты поэтов, античных авторов).
  • 3) Тематическая группа слов (политическая и экономическая стабильность; оброк; налоги; «удельными» князьями) указывает на авторскую цель – нарисовать портрет исследуемой эпохи, выявить исторические закономерности.
  • 4) К признакам, позволяющим охарактеризовать язык текста как книжный, можно отнести употребление обособленных членов предложения, рядов однородных членов предложения, вставную конструкцию.
  • 5) Ведущий композиционный приём, указывающий на разговорный стиль текста, – антитеза: в первом (1) абзаце «спокойные» земледельцы противопоставлены пассионариям, во втором (2) абзаце столичная власть и князь Шуйский противопоставлены провинциальным властям и князю Одоевскому.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) запломбировАть
2) новостЕй
3) одОлжит
4) кровотОчащий
5) ненАдолго

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Двери в зал открыты, немногочисленная ПРАЗДНАЯ публика бродит по холлу, поглядывая на рыбок в аквариумах и на то, что висит на стенах. ПОКУПНЫЕ торты Мира не ела, предпочитала воздушный меренговый рулет из венской кондитерской. Розанов разместил в «Уединённом» свой СЛОВЕСНЫЙ портрет: «Такая неестественно отвратительная фамилия дана мне в дополнение к мизерабельному виду». Обыкновенный (европейский) сом – донная ХИЩНИЧЕСКАЯ рыба, своеобразный «биологический санитар» рек, поскольку поедает «сорные» виды рыб. К подошве ботинка прилепилась бумажка – ОБРЫВОК этикетки с коробки из-под печенья.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В таких условиях не может сформироваться элита как передовой авангард общества: она вырождается в сословие, обслуживающее государство, а демократические институты легко превращаются в инструмент манипуляции массами.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

грохот САПОГОВ
УМОЛКНУВШИЙ голос
менее ПОЛУТОРАСТА метров
более КРАСИВО
восхищаться ЕЮ

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ц..рковой, рац..ональность, (на) ц..почках
2) др..мучесть, п..рила, изв..нение
3) насл..ждение, хв..стливый, утр..мбовать
4) экстр..мальный, расст..латься, изв..вается (река)
5) подр..стковый, пл..вчиха, об..няние

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ..бить (с ног), и..писать (лист), не..гибаемый (характер)
2) супер..яркий, об..ективность, сер..ёзность
3) пр..взойти, пр..поднесённый (в дар), (тригонометрическое) пр..образование
4) пред..стория, без..нициативный, сверх..мпульс
5) преп..даватель, с..страдание, р..списывать (стены)

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) мес..во (из бетона), (моя) однофамил..ца
2) недоум..вающий, ружь..цо
3) обидч..вый, подозр..вать
4) дожд..вая (вода), старуш..чий
5) лощ..ный (вид), сгущ..нка

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) уравн..нный (в правах), прикле..вший
2) вменя..мый, размел..м (зёрна)
3) смеш..нное (чувство), ненавид..шь
4) (курица) кудахч..т, вытерп..м
5) (ветры) ве..т, (они) бор..тся

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Мы шли по узкой, до сих пор (НЕ)СЖАТОЙ полосе золотой ржи. 2) Когда автору (НЕ)ДОСТАЁТ веских аргументов, он прибегает к ссылке на авторитеты. 3) Русский восемнадцатый век он изучил во всех его мельчайших подробностях и знал его основательно, (НЕ)КАК дилетант. 4) Я мечтал (НЕ)ПРОСТО спеть, а выступить на большой сцене. 5) Каждый считал жизненной необходимостью попасть в Большой театр, а (НЕ)ВОЗМОЖНОСТЬ сделать это была равносильна несчастью.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) (В)ДАЛИ от дома под рокот волн и ветра свист я буду иногда (НА)РЯДУ с другими вспоминать и вас. 2) Идея величия власти, справедливости и храбрости, дарованных ниспосланному (С)ВЫШЕ правителю, представлена в образе льва, который (ИЗ)ДРЕВЛЕ был символом царственности, силы, отваги и небесного покровительства. 3) Мальчишки МЕЖ(ТЕМ) воровали дрова, ЧТО(БЫ) не замёрзнуть. 4) При всём ПРИ(ТОМ) Саня не чурался скромных радостей жизни: ценил юмор, не обижался на шутки и, (НА)СКОЛЬКО я помню, был весьма влюбчив. 5) И вы выходите из своего тёплого дома в холодное утро и идёте (НА)ВСТРЕЧУ другу, который ТО(ЖЕ) собрался идти ловить рыбу.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. То в полосе лу(1)ого света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, то вдруг в отдалении появлялась колоннада берёз с выбеле(2)ыми стволами, то на фоне неба тонко рисовались гранё(3)ые ветки осин, окружё(4)ые радужным сиянием, то мерещился дом с запахами старого, точё(5)ого жучком дерева, со скрипом широких краше(6)ых половиц, с высеребре(7)ым тусклым светом тюлем на окнах, зашторе(8)ых занавесками.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Она любила руководить и невозможность реализовать это желание её угнетала.
  • 2) Толстой взял тарелку с тортом и ножик и обескуражил меня коротким замечанием.
  • 3) Венька нёс коробку с книгами и корзину цветов с запиской и на душе его было очень спокойно и ясно.
  • 4) Пестик служил для растирания орехов пряностей и ароматных предварительно засушенных кореньев.
  • 5) Поздними вечерами они подолгу сидели у застеленного кипенно-белой льняной скатертью овального стола и молча глядели друг на друга.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мотоцикл взревел и прыгнул в сторону (1) унося своего седока в кромешный мрак (2) перерытого какими-то канавами (3) и истыканного ямами (4) пустыря (5) и никуда не годной городской окраины (6) так отличавшейся (7) от ухоженного проспекта (8) прорезавшего этот забытый Богом и людьми (9) участок.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй (1) прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь (2) там, на западе, бродит сиянье, Помедли, помедли (3) вечерний день (4) Продлись, продлись (5) очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты (6) последняя любовь! Ты (7) и блаженство, и безнадежность. (Ф.И. Тютчев)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Поскольку уровень загрязнения окружающей среды выбросами продолжает повышаться (1) главная задача исследования заключается в том (2) чтобы представить новейшие данные (3) и понять (4) от чего зависит уровень загрязнения ртутью в Арктике (5) и каково воздействие ртути на арктическую биоту.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я был счастлив (1) но (2) когда выходил с болота (3) то заметил начало сенокоса (4) и мне в ответ на мой удивлённый взгляд сообщили (5) что это болотце тоже будут косить (6) сегодня же вечером.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Список замен одних слов и выражений другими, написанный Д.С. Лихачёвым от руки, висел на дубовом шкафу.
  • 2) Сотрудники Отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома, подобно рядовым носителям языка, допускали в устной и письменной речи неточности и помарки.
  • 3) Сфера научных интересов Д.С. Лихачёва в досоловецкий период включала реформу орфографии.
  • 4) Список нерекомендованных слов со временем стал так объёмен, что его пришлось печатать отдельным изданием.
  • 5) Масштабные исторические изменения конца XIX века послужили причиной обновления лексического состава языка.

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 2, 3 представлено рассуждение. 2) Предложения 8 и 9 противопоставлены по содержанию. 3) Предложения 12–14 поясняют, раскрывают содержание предложения 11. 4) Предложения 19–21 включают описание. 5) В предложениях 26–28 представлено рассуждение.

24. Из предложений 2–4 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 5–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Сочетание в тексте Е.Г. Водолазкина объективности учёного с субъективностью мемуариста отражено в использовании такого лексического средства, как (А) ________ (“жеманство” в предложении 9; “пресловутое” в предложении 26), и такого тропа, как (Б) ________ (в предложении 22). При этом портрет Д.С. Лихачёва также демонстрирует глубоко личное отношение автора – это выражается в употреблении усиливающих выразительность приёмов, таких как (В) ________ (в предложениях 13–15) и (Г) ________ (“просто” в предложении 16)».

Список терминов

  • 1) лексический повтор
  • 2) диалог
  • 3) ряды однородных членов предложения
  • 4) эмоционально-оценочная лексика
  • 5) синтаксический параллелизм
  • 6) метафора
  • 7) сравнительный оборот
  • 8) парцелляция
  • 9) градация

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историкокультурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Задания и ответы для варианта РЯ2310402:

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Я шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и так понравился мне в ней мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор всё писал отдельные приключения, написал довольно, теперь всё сшиваю в целое. Ну вот Вам реляция об моих занятиях: не мог не рассказать.

Вы пишете мне кое-что о литературе. За нынешний год я почти ничего не читал. Скажу Вам и свои наблюдения: Тургенев мне нравится наиболее – жаль <…>, что при огромном таланте в нём много невыдержанности. Л.Т. мне очень нравится, но, по моему мнению, много не напишет (впрочем, может быть, я ошибаюсь). Островского совсем не знаю, ничего не читал в целом, но читал много отрывков в разборах о нём. Он, может быть, знает известный класс Руси хорошо, но, мне кажется, он не художник. К тому же, мне кажется, он поэт без идеала. Разуверьте меня, пожалуйста, пришлите мне, ради Бога, что получше из его сочинений, чтоб я мог знать его не по одним критикам.

Писемского я читал «Фанфарон» и «Богатый жених» – больше ничего. Он мне очень нравится. Он умён, добродушен и даже наивен; рассказывает хорошо. Но одно в нём грустно: спешит писать. Слишком скоро и много пишет. Нужно иметь побольше самолюбия, побольше уважения к своему таланту и к искусству, больше любви к искусству.

Идеи смолоду так и льются, не всякую же подхватывать на лету и тотчас высказывать в книге, спешить высказываться. Лучше подождать побольше синтезу-с; побольше думать, подождать, пока многое мелкое, выражающее одну идею, соберётся в одно большое, в один крупный, рельефный образ, и тогда выражать его. Колоссальные характеры, создаваемые колоссальными писателями, часто создавались и вырабатывались долго и упорно. (По Ф.М. Достоевскому)

1. Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ГЕРОЙ. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.
  • 2) ЧИТАТЬ. Произносить с целью поучения, наставления. Ч. нотации, нравоучения.
  • 3) ХУДОЖНИК. Человек, который творчески работает в какой-нибудь. области искусства. Гениальный х. Х. слова (о писателе или артисте).
  • 4) ИДЕЯ. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь. И. романа.
  • 5) РЕЛЬЕФНЫЙ. перен. Отчётливый, выразительный (книжн.) Рельефная речь. Рельефное изложение.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Цель автора – дать профессиональную оценку литературным произведениям живым, понятным читателю языком, поэтому текст относится к научно-популярному подстилю.
  • 2) Использование метафор (сшиваю в целое; идеи… так и льются), эпитетов («крупный образ»; «колоссальные характеры») и метонимий (мог знать не по… критикам; Писемского я читал) способствует эмоциональности изложения и говорит о неофициальности отношений между адресантом и адресатом.
  • 3) Мысль в тексте развивается последовательно и поэтапно: от рассуждений об одном романе в первом (1) абзаце автор переходит к обзору ярчайших литературных имён современности, а в третьем (3) абзаце обобщает сказанное рассуждением о законах создания произведения искусства – такой ход мысли характерен для официально-делового стиля.
  • 4) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется группа слов из сферы искусства (комедии, роман, художник, поэт, образ и т. д.).
  • 5) Текст характеризуется использованием лексических повторов и вводных слов и сочетаний.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) поднЯв
2) довЕрху
3) обострИть
4) убрАла
5) катАлог

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В программу работ экспедиции был включён поиск ДЕЙСТВУЮЩИХ вулканов. Моя работа проходила главным образом в широких БОЛОТИСТЫХ долинах речек. Дом начинает приобретать ЖИЛИЩНЫЙ вид: полы украшает художественный паркет, стены – венецианская штукатурка, потолки – лепнина. Во время ремонта у крыльца ОТГОРОДИЛИ половину участка для палисадника, обнесли низкой кованой решёткой. И в самую тяжкую минуту за буйной и свирепой толпой каторжников встал в памяти Достоевского ВЕЛИЧАВЫЙ и кроткий образ крепостного мужика Марея.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Воображение играет главную скрипку и в научных, и в художественных творениях, но писатель подвластен лишь ограничениям, наложенным на него самим собой и культурой, в которой он живёт, в то время как из-за плеча учёного всегда смотрят на его деяния коллеги и сама Природа.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. подписанные ДОГОВОРЫ без САПОГ ОБОШЕДШИЙ препятствия благодаря ЕЁ за помощь три ДЕСЯТЫЕ процента.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) б..гряное (солнце), б..гатство, ур..внение
2) брош..ра, параш..тный (шёлк), аж..рная (решётка)
3) вопл..тить (в жизнь), погл..щение, проп..лоть (грядки)
4) отж..мать (бельё), ц..ничный (поступок), вар..ативный
5) отл..жить, подр..стковый, вым..кнуть (под дождём)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..следователь, пр..высить (скорость), непр..взойдённый (образец)
2) р..конструировать, д..зинфекция, вн..брачный
3) ультр..звуковой, р..зыскивать, пр..российский
4) двух..этажный, волеиз..явление, выб..ешься (из сил)
5) обе..ценить, не..гибаемый, во..требованность

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) будн..чный, солн..чный
2) плам..неть, стуш..ваться
3) глянц..во-чёрный, обессил..вший (от болезни)
4) дымч..тый, врем..чко
5) бел..зна, ветероч..к

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) наде..вшийся (на удачу), помн..щий (наизусть)
2) невид..мый, высп..мся
3) (друзья) хлопоч..т, (дети) услыш..т
4) пороч..щий (репутацию), грохоч..щий
5) заброш..ный, чу..вший (беду)

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Протасов не без основания считал себя цельным человеком, жил открыто, (НЕ)ТАЯ нажитого. 2) И предо мной уже не забор, а гигантский театральный занавес, горящий, блещущий совершенно (НЕ)ЗНАКОМЫМИ мне красками. 3) Лекции вызывали ажиотаж, и привлекало студентов (НЕ)БЛЕСТЯЩЕЕ знание предмета, а остроумие профессора и его умение импровизировать. 4) (НЕ)ОГРАНИЧЕННАЯ стенами аквариума, рыба может вырастать до огромных размеров. 5) Это открывает (НЕ)ДОСТУПНЫЕ ранее возможности для чрезвычайно эффективной защиты данных и надёжной идентификации пользователей.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) (В)НАЧАЛЕ я не признал в человеке в ватнике (В)МЕСТО пальто, в резиновых сапогах, поношенной стариковской ушанке писателя, которого ставил не ниже Бунина. 2) Тётка играла главную роль, ходила по сцене в национальном костюме, в головном уборе (НА)ПОДОБИЕ кокошника и то ли пела, то ли декламировала (НА)РАСПЕВ. 3) Михайлов тут же идёт (НА)ПОПЯТНУЮ, но в ТО(ЖЕ) время хитро улыбается. 4) Не понимаю, зачем я заставляла себя проводить столько времени с самыми никчёмными людишками, словно наказывая себя за то, (ОТ)ЧЕГО уже (И)ТАК пострадала. 5) (НА)КОНЕЦ мне пришло в голову броситься в воду со скалы, чтобы глубже нырнуть (ЗА)СЧЁТ инерции прыжка.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. В двух гости(1)ых мебель была с бронзовою отделкою на точё(2)ых ручках и ножках, обитая малиновым штофом и всегда под крахмале(3)ыми до хруста домотка(4)ыми чехлами; стены были завеше(5)ы стари(6)ыми фамильными портретами; в углублении большой залы, над диваном, висел портрет самого Николая Петровича, в мундире, пудре(7)ом парике с косою, с дерзким выражением холё(8)ого лица, и рядом – портрет Александры Петровны Струйской, тогда ещё молодой, ухоже(9)ой красавицы.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) То ли от болезни то ли от природы он был человеком обескураживающе целомудренным и каким-то несовременным. 2) Старички в пенсне и старушки предлагали на продажу вечерние платья из чёрного материала со стеклярусом жёлтые бумажные розы и мундиры со споротыми погонами и галунами. 3) Шапки опушённых снегом ослепительно-белых кустов напоминали растрёпанные детские головы. 4) С утра повалил густой ломавший ветки деревьев снег и к вечеру насы́ пало его по колено. 5) Я скатываюсь по лестнице и с разбега окунаюсь в дрожащее марево июльского зноя и небо с тихим шорохом осыпается в луга и вспыхивает среди трав резными лепестками васильков.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Окончательно ошалев от своих горестных мыслей (1) старуха несколько раз охранительно перекрестилась (2) и (3) обругав себя (4) принялась заваривать (5) славящийся на всю округу ароматом и вкусом (6) чай, воду для которого она кипятила (7) опустив в чайник большую серебряную гирьку (8) припаянную к длинному стержню (9) расписанному замысловатым мелким узором.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны, как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны, как сплетается с другими эта тоненькая нить, где уже мне (1) к сожаленью (2) ничего не изменить, потому что (3) в этой драме, будь (4) ты (5) шут (6) или король, дважды роли не играют, только раз играют роль. И над собственною ролью плачу я и хохочу, по возможности достойно доиграть своё хочу – ведь (7) не мелкою монетой, жизнью собственной плачу и за то, что горько плачу, и за то, что хохочу. (По Ю.Д. Левитанскому)

19. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В то время как (1) Античность и Средние века не замечали (2) насколько прекрасно самому определить своё место во Вселенной (3) Новое время и наше «сегодня» в значительной мере потеряли понимание того (4) что самоопределению человека поставлены сравнительно узкие границы (5) и (6) что человек даже в этих границах (7) обычно жалким образом не справляется со своей задачей.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он поверить не мог (1) что у удачливого Глеба (2) что-то может не заладиться (3) и вспоминал притворно беспечное лицо (4) за которым угадывалась настоящая боль и мольба о помощи (5) но (6) когда раскрыл рот (7) взрослые его оборвали и посмотрели укоризненно и печально.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Д.С. Лихачёв рекомендовал своим сотрудникам не использовать иноязычную лексику там, где можно было использовать исконно русскую.
  • 2) По мнению рассказчика, возможность видеть и исправлять единичные ошибки в речевой практике говорила о сравнительно стабильной языковой норме.
  • 3) Доклад Лихачёва о сравнении двух орфографий (дореволюционной и послереволюционной) стал причиной соловецкого заключения учёного.
  • 4) В ходе социальных изменений стремление к точности речи у сотрудников Пушкинского дома угасло.
  • 5) В 90-е годы XX века в России бытие перестало определять собой сознание.

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 3. 2) Предложения 5–7 содержат описание. 3) В предложениях 17–18 представлено рассуждение. 4) Предложения 24–25 поясняют, раскрывают содержание предложения 22–23. 5) Предложение 27 противопоставлено по содержанию предложению 26.

24. Из предложений 26–27 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 11–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Восхищение академиком Д.С. Лихачёвым писатель выражает с помощью такого тропа, как (А)______ (“мысль… не нуждается в орнаменте” в предложении 16), и такого синтаксического средства, как (Б)______ (в предложениях 12, 14). Такой приём, как (В)______ (в предложениях 8–9), говорит о сильном влиянии наставника на рассказчика, свидетельствует об уважении, пронесённом сквозь годы. Однако светлые воспоминания сменяются сдержанной тональностью учёного, когда заходит речь о современности, и для последнего фрагмента характерно использование такого лексического средства, как (Г)______ (“фиксировалось” и “миграция” в предложении 24, “бытие” в предложении 26).

Список терминов

  • 1) книжная лексика
  • 2) инверсия
  • 3) метафора
  • 4) лексический повтор
  • 5) диалог
  • 6) эпитет
  • 7) антитеза
  • 8) ряд однородных членов предложения
  • 9) эмоционально-оценочная лексика

Текст Е.Г. Водолазкина для сочинения

(1)Придя в Пушкинский Дом четверть века назад, на большом дубовом шкафу, служащем в Отделе древнерусской литературы доской объявлений, я увидел примечательный документ. (2)Он был озаглавлен «Не рекомендуется» и подписан заведующим Отделом Д.С. Лихачёвым. (3)Своим сотрудникам Дмитрий Сергеевич не рекомендовал «1. Говорить и писать “информация” там, где можно просто сказать “сведения”; 2. Говорить и писать “практически” там, где можно сказать “по большей части”, “в большинстве случаев” и т. д.». (4)Напечатав первые строки на машинке, Лихачёв затем продолжал список от руки, регулярно добавляя в него очередные пункты.

(5)Впоследствии этот список сменился другим, обновлённым, и по просьбе заведующего все мы приняли участие в его составлении. (6)Там оказались слова «качественно» в значении «высококачественно», «переживать» в значении «волноваться», «волнительно» и много чего другого. (7)На одном из моих первых докладов в Пушкинском Доме Лихачёв также попросил меня не употреблять выражение «честно говоря» («Разве всё остальное вы говорите нечестно?» – спросил академик). (8)Поблагодарив за поправку, я (честно говоря) испытал тогда некоторые сомнения в её справедливости. (9)Теперь же, спустя годы, соглашаюсь: есть в этом выражении какое-то жеманство. (10)В целом, как я теперь понимаю, содержание всех тогдашних списков и поправок отражало относительно благополучное состояние языка накануне больших перемен.

(11)Вспоминая, как строго руководитель следил за нашей речью, я не могу представить себе человека, имеющего большее право наставлять в области русского языка. (12)Лихачёву оно было дано не одним лишь его научным и общественным статусом. (13)Это было особое право того, кто за любовь к буквам отсидел срок на Соловках: внимание обвинителей привлёк его доклад «О некоторых преимуществах старой русской орфографии». (14)Того, кто, в сущности, олицетворял собой понятие нормы – и в речи, и в жизни. (15)Нормы в её глубинном, я бы сказал, основополагающем смысле. (16)Говорил и писал Лихачёв очень просто, так просто, как это может позволить себе человек, мысль которого уже не нуждается в орнаменте.

(17)Размышления о современном состоянии русского языка я не случайно начал с упоминания о Лихачёве. (18)Говоря об изменениях, произошедших в нашей речи за последние два десятилетия, для со(противо)- поставления мне хотелось предложить нечто из области бесспорного – чтобы не потерять масштаба. (19)Что же до списка нерекомендованных слов, то он в нашем отделе больше не висит. (20)Не потому, что кто-то из нас стал относиться к языку менее внимательно. (21)Просто этих слов возникло такое множество, что никакого шкафа для них теперь не хватит. (22)В области русской речи произошло землетрясение. (23)Если учесть наплыв новой лексики, можно говорить и о потопе – как кому нравится.

(24)То, что в общественно-политической сфере фиксировалось как изменение строя, распад СССР, перемены в структуре общества, миграция населения, новая фаза научно-технической революции и т. д., – имело и своё языковое измерение. (25)Потрясения в области языка оказались не меньшими, чем на полях сражений, потому что во всех без исключения сферах бытия люди пользовались языком. (26)В девяностые годы пресловутое бытие отказалось определяться сознанием. (27)Оно стало на дыбы и рухнуло на наше бедное сознание с его главным инструментом – языком. (28)Теперь, когда пыль, что называется, осела, вполне уместно оценить возникшие в языке изменения и подумать, как нам с ними быть.

(По Е.Г. Водолазкину*)

* Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) – русский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Работы статград по русскому языку ЕГЭ ОГЭ 2024:

Добавить комментарий