ВПР

Варианты ВПР 2025 по русскому языку 10 класс задания с ответами и решением

Тренировочные варианты решу ВПР 2025 по русскому языку 10 класс нового формата задания, ответы и решения для подготовки к официальной всероссийской проверочной работе, которая проходит с 11 апреля по 16 мая 2025 года. Часть 1 включает в себя 7 заданий, часть 2 включает в себя 3 задания.

В случае, если какие-либо задания не могли быть выполнены целым классом по причинам, связанным с особенностями организации учебного процесса, в форме сбора результатов ВПР всем обучающимся класса за данные задания вместо баллов выставляется значение «Тема не пройдена». В соответствующие ячейки таблицы заполняется н/п. В заданиях 13, 14, 16, 17 запишите решение и ответ в указанном месте. В задании 15 постройте график функции и ответьте на поставленный вопрос. Если Вы хотите изменить ответ, зачеркните его и запишите рядом новый.

1 вариант ВПР 2025 по русскому языку 10 класс

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [2.66 MB]

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2.

(1)Антон Павлович Чехов был одним из самых душевных людей, которых я когдалибо знал; и я не скажу ничего нового, отметив, что в нём были видны большой ум и большая духовная сила, но, кроме того, в его внешности, в манере держать себя сквозило какое-то врождённое благородство, искренность, точно он был странным и чуждым пришельцем в доме родителей, быть может, и милых (мать Чехова), но совсем уже незатейливых людей. (2)И мне казалось, что от Чехова не может укрыться ни малейшая фальшь и ему невозможно солгать. (3)Ещё один факт: А. П. Чехов ничто так не любил в человеке, как талант, и людей, обнаруживавших хотя бы небольшие блёстки таланта, не стесняясь, выделял из среды заурядной толпы. (4)При всей деликатности и мягкости писатель умел спокойно, добродушно, но вместе с тем твёрдо ставить на своё место зарывавшихся лиц. (По А. Лазареву-Грузинскому)

1. Подберите и запишите синоним к слову «фальшь» из предложения 2.

Ответ: ложь/неискренность/обман

2. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Образное определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.

Ответ: 1) название средства художественной выразительности: эпитет; 2) примеры из текста: «самых душевных людей» (предложение 1), «большой ум» (предложение 1), «большая духовная сила» (предложение 1), «заурядная толпа» (предложение 3) и др.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах. Оптовый, плодоносить, донельзя, подняв.

4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) нарушение лексической сочетаемости слов Б) смешение паронимов В) речевая избыточность.

5. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка. 1) Внимательные читатели комедии А. П. Чехова, опираясь на расчёты Лопахина о выгоде сдачи участков в аренду, посчитали площадь вишнёвого сада: она составила около тысячи гектаров. 2) Я оказался в ещё более худшем положении, потому что на этот раз у меня под рукой не было ни толкового словаря, ни словаря синонимов. 3) Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путём: они заключали международные договора военного и торгового характера в устной или письменной форме. 4) Главным для начинающего художника было то, что на обеих его выставках, и в Москве, и в Петербурге, собралось много молодёжи.

6. Выпишите слова с орфограммой в суффиксе, вставьте пропущенные буквы. Прослуш..нные звонки, неиссяка..мый источник, суп с лапш..й, преодол..вать препятствия, выт..чка на платье, отбивать чеч..тку, крупн..панельный дом, невид..мый образ, ц..трусовый сок, туш..нка из говядины, деш..вая мебель, аккуратный поч..рк, прик..сновение к прекрасному, мелодический маж..р, ист..нный путь.

7. Раскрыв скобки, запишите предложения в правую колонку таблицы в соответствии с частеречной принадлежностью выделенных слов. 1) А день (по)тихоньку катился на убыль, но солнце стояло ещё высоко. 2) (Не)смотря на поздний час, стояла невыносимая духота, пронизанная едва уловимым дымным запахом, который проникал в комнату с улиц. 3) Из трёх икон, писа(н,нн)ых, по преданию, евангелистом Лукой, одна хранилась в Эфесе. 4) На картине В. Серова «Похищение Европы» Зевс изображён (в)виде прекрасного быка. 5) Осталось только опросить свидетелей и передать дело (в)следствие. 6) Он смотрел на мир благожелательным взглядом, (не)замечая в нём зла и низости, ощущая только его поэзию. 7) Утро тума(н,нн)ое, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые… 8) Пассажиры с радостью узнали, что их опасения по поводу ухудшения погоды оказались беспочве(н,нн)ы, и высыпали на палубу.

8. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

9. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте. 1) Великий (предложение 2) – очень большой. 2) Вспыхнуть (предложение 6) – внезапно разгореться, зажечься. 3) Достичь (предложение 3) – приобрести своими усилиями, добиться. 4) Бурный (предложение 10) – насыщенный волнующими событиями; неспокойный. 5) Стихия (предложение 11) – могучее, слепое чувство или инстинкт, подсознательное начало у человека.

10. Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Что помогло Фальконе создать величественный памятник Петру I?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.

2 вариант проверочной работы по русскому языку 10 класс

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [2.66 MB]

Изогнулась берёза, тянется кверху, ослепляя своей белизной, а рядом белеют стволы её соседок; вдали золотится на солнце полоска зимнего леса, и надо всем этим миром расстилается огромное синее небо. (2)«В то необычайное утро, – рассказывал великий И. Э. Грабарь о создании «Февральской лазури», – природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (3)Художник стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей и, заглядевшись на неё, уронил палку, нагнулся, чтобы её поднять, а когда взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, то обомлел от открывшегося перед ним зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба… (4)Позже Грабарь вспоминал, что, вернувшись в 1901 году в Россию, он был несказанно потрясён красотою русского пейзажа: нигде он не видел таких чудесных берёзовых рощ, таких «восхитительных вёсен, золотых осеней, сверкающих инеев». (По И. Долгополову)

1 задание

Подберите и запишите пароним к слову «великий» из предложения 2.

2 задание

Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.

3 задание

Поставьте знак ударения в следующих словах. Значимость, облегчит, понявший, засветло.

4 задание

Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) смешение паронимов Б) нарушение лексической сочетаемости В) речевая избыточность.

1) Посетителям Третьяковской галереи была прочитана беседа о творчестве А. Куинджи. 2) В 1885 году на выставке передвижников художник И. Репин представил картину «Иван Грозный убивает своего сына». 3) Известный художник бесплатно подарил свои картины краеведческому музею. 4) Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. 5) Напоминание о древнем городе впервые встречается в документах XIV века.

5 задание

Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1) Во время грозы в усадьбе, в полутораста метрах от дома, упало дерево.
2) Очищенный кольраби надо опустить на две минуты в кипящую воду.
3) Раскольников мокнул под дождём, блуждая по улицам Петербурга.
4) В 1906 году Корней Чуковский впервые встретился с Ильёй Репиным и между ними состоялся душевный диалог.

6 задание

Выпишите слова с орфограммой в приставке, вставьте пропущенные буквы. Н..ручные часы, пр..грессивный деятель, служить пр..вратником, на минуту ост..новиться, пр..рвать товарища, оп..здать на поезд, р..сставлять мебель, д..машнее варенье, ст..лется туман, взгляд и..подлобья, уютный  с..наторий, поставить на з..рядку, бли..кие люди, слегка к..снуться, в..ются вокруг дома.

7 задание

Раскрыв скобки, запишите предложения в правую колонку таблицы в соответствии с частеречной принадлежностью выделенных слов. 1) (По)тому берегу двигалась колонна пленных немцев, сопровождаемая белорусскими партизанами. 2) Известный художник-маринист Иван Айвазовский умер в 1900 году, (не)закончив картину «Взрыв корабля». 3) Картина И. Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» наполне(н,нн)а воздухом и ярким солнечным светом. 4) Даже ещё (не)завершённая картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» поражала его друзей обилием исторических деталей в костюмах и в объектах вокруг персонажей. 5) Человек не в силах переделать природу, за(то) он способен сделать красивее землю, на которой живёт. 6) На картине И. Шишкина «Рожь» изображено ржа(н, нн)ое поле возле Елабуги. 7) Говорят, что сюжет картины «Утро в сосновом бору» подсказал И. Шишкину его друг, то(же) известный художник К. Савицкий. 8) Писатель, работая с утра до вечера, жил бедно, часто (не)доедал.

8 задание

Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

9 задание

Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте. 1) Доходить (предложение 2) − направляясь куда-нибудь, достигать какого-нибудь места. 2) Содержать (предложение 4) − давать кому-либо и чему-либо возможность жить, существовать, предоставляя для этого различные средства. 3) Беспощадно (предложение 12) − оценочная характеристика чьих-либо действий, поступков как жестоких, безжалостных. 4) Хлынуть (предложение 8) − начать литься с силой, потечь потоком. 5) Душевный (предложение 12) − исполненный искреннего, идущего от души доброго чувства, понимания и тепла.

10 задание

Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Какие качества личности А. П. Чехова помогли ему стать великим писателем?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.

3 вариант с ответами

(1)Ярославль мне очень нравится: город белокаменный, весёлый, красивейший, с садами, старинными прекрасными церквами, башнями и воротами; город с физиономией… (2)Ярославль носит на каждом шагу следы древности, прежнего значения, прежней исторической жизни: сосредоточение церквей (почти ни одной новой архитектуры), чуть ли не все пятиглавые, с оградами, зелёным двором или садом вокруг. (3)Прибавьте к этому монастыри внутри города, с каменными стенами и могучими башнями, и вы поймёте, как это скрашивает город, – а тут же Которосль и Волга с набережными, мостами и перевозами. (4)Что же касается до простого народа, то мужика вы почти и не встретите, т.е. мужиказемлепашца, а встречается вам на каждом шагу мужик промышленный, фабрикант, торговец – человек бывалый, обтёртый, одевающийся в купеческий долгополый кафтан, с фуражкой, жилетом и галстуком. (По И. Аксакову)

1. Подберите и запишите антоним к слову «древность» из предложения 2.

2. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах. Оптовый, плодоносить, донельзя, подняв.

4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) нарушение лексической сочетаемости слов Б) смешение паронимов В) речевая избыточность.

5. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка. 1) На почте директор музея получила большой бандероль. 2) Множество статуй украшают сады, парки и дворцы Царского Села. 3) Более полутора десятилетий прошло с момента подписания договора о мире и сотрудничестве. 4) Розу часто называют самым красивейшим творением природы.

6. Выпишите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная в корне, вставьте пропущенные буквы. Раз..грать сценку, ч..стота ударов сердца, бл..стательный номер, трава колыш..тся, осв..тить прожектором, встать около знамен.., отв..рить макароны, вкрадч..вый голос, застр..вать вдали от берега, замечательный к..ламбур, эмал..вый ковш, п..тнистый олень, непр..язненный взгляд, беспр..кословное подчинение, известный б..снописец.

7. Раскрыв скобки, запишите предложения в правую колонку таблицы в соответствии с частеречной принадлежностью выделенных слов. 1) А день (по)тихоньку катился на убыль, но солнце стояло ещё высоко. 2) (Не)смотря на поздний час, стояла невыносимая духота, пронизанная едва уловимым дымным запахом, который проникал в комнату с улиц. 3) Из трёх икон, писа(н,нн)ых, по преданию, евангелистом Лукой, одна хранилась в Эфесе. 4) На картине В. Серова «Похищение Европы» Зевс изображён (в)виде прекрасного быка. 5) Осталось только опросить свидетелей и передать дело (в)следствие. 6) Он смотрел на мир благожелательным взглядом, (не)замечая в нём зла и низости, ощущая только его поэзию. 7) Утро тума(н,нн)ое, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые… 8) Пассажиры с радостью узнали, что их опасения по поводу ухудшения погоды оказались беспочве(н,нн)ы, и высыпали на палубу.

8. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

9. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте. 1) Великий (предложение 2) – очень большой. 2) Вспыхнуть (предложение 6) – внезапно разгореться, зажечься. 3) Достичь (предложение 3) – приобрести своими усилиями, добиться. 4) Бурный (предложение 10) – насыщенный волнующими событиями; неспокойный. 5) Стихия (предложение 11) – могучее, слепое чувство или инстинкт, подсознательное начало у человека.

10. Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Что помогло Фальконе создать величественный памятник Петру I?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.

Смотрите варианты ВПР 2025

ВПР ответы и задания

Добавить комментарий